2 августа — особо почитаемый праздник пророка
Ильи.
Жил Илья во времена царствования израильского царя
Ахава, когда в еврейском народе распространилось язычество. Он боролся против
почитания языческих божеств и подвергался за это преследованию. Илья обладал
пророческим даром, творил чудеса: умножал для людей пищу, на горе Кармил низвёл
огонь с неба и вызывал дождь, наслал, а потом прекратил длительную засуху и
голод, сжигал небесным огнём царские отряды, плащом разделил воды реки Иордан и
перешёл через неё посуху. «Вдруг появилась колесница огненная и кони огненные,
и понёсся Илья в вихре на небо».
Когда Русь приняла христианство, то культ Ильи
слился с культом языческого бога водной стихии, грозы и земледелия Перуна. Илья
обрёл черты небесного покровителя и защитника крестьян, ведающего самыми
благодатными силами природы — грозами, дождями, градами. Именно от них зависел
урожай хлебов, трав. Во многих деревнях в старину на воротах ставили чашку с
зёрнами ржи и овса, прося священника «провеличать Илию на плодородие хлеба».
Ильин день праздновался как весёлый и богатый
праздник: это первый сжатый хлеб, ведь с Ильина дня надо начинать жатву хлебов
и заканчивать сенокос. Потому и говорили: «Илья-пророк лето кончает, жито
зажинает», «Пророк Илья в поле копны считает», «Илья-пророк — косьбе срок».
Бытовал и такой обычай, явно перешедший из
язычества: крестьяне покупали в складчину быка или телёнка, резали его около
церкви, мясо варили и съедали всей деревней.
На Ильин день женщины пекли из новой муки хлеб,
который, чаще всего вместе с бараньей или телячьей ногой, приносили в церковь
для благословения. Нередко мёд, пиво, колосья ржи, пучки зелёного гороха
раздавали нищим.
В некоторых районах Ильин день называли «сердитым
днём» и особенно страшились грозы. Считалось, что во время грозы Илья ведёт
небесный бой с демонами, мечет в них свои стрелы — молнии и град. Боясь
прогневить Илью, на Ильин день остерегались работать: жать, косить, убирать
хлеб, даже не решались выгонять скотину на пастбище.
Илью-пророка обычно рисовали сидящим на колеснице
с огненными колёсами, запряжённой четырьмя крылатыми конями и окружённой
пламенными облаками. Народное представление о нём как о суровом, карающем,
грозном пророке уравновешивалось верой в его неподдельную справедливость и
щедрость. Отсюда и множество поговорок, носящих характер примет: «С Ильина дня ночь
длинна: работник высыпается, а кони наедаются», «На Илью до обеда лето, после
обеда — осень», «На Илью тучи ходят по ветру, а после Ильина дня — против
ветра», «Если в Ильинскую грозу молния зажжёт избу, то тушить её надо не водою,
а молоком или сывороткою», «Дождь в Ильин день предвещает обильный урожай ржи
на следующий год».
После Ильина дня вода в реках и озёрах становилась
очень холодной. Потому и говорили: «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой
прощается», «С Ильина дня вода студёна станет, купаться нельзя».
Со дня Ильи-пророка начинали прощаться с летом:
Илья лето кончает.
Пётр и Павел на час день убавил, а Илья-пророк —
два уволок.
Придет Петрок — отщипнёт листок, придёт Илья —
отщипнёт и два.
20 июля День святого Ильи отмечается по всей
Европе.
В Венгрии День святого Иллеша (Ильи) отмечается
также широко, как у славян. Особенно мною знаков почтения воздавали венгерские
крестьяне последнему снопу, оставленному после уборки на полях. У венгров
существовал обычай, по которому девушки, принимавшие участие в жатве,
останавливали хозяина, связывали его сплетёнными из колосьев пшеницы верёвками
и освобождали только за выкуп.
В Румынии сельская молодёжь устраивала игры и
танцы. Молодые пастухи приходили в село, чтобы выбрать себе невесту. До Ильина
дня не разрешалось есть яблок нового урожая и резать их ножом. Только в Ильин
день в церкви освещали фрукты, калачи и ковриги, после чего их ели в знак
поминовения по умершим.
В восточной Румынии приносили в жертву молодого
бычка, что способно защитить от оспы, холеры, чумы. В некоторых районах в это
время начиналась первая выемка мёда. Она сопровождалась большим праздником.
Гостей угощали водкой с мёдом, предварительно освятив их в церкви.
В Болгарии не Иванов, а Ильин день считался
серединой лета. Водили хороводы. Влюблённые на виду у всех становились рядом в
хороводе: это было как бы публичным объявление о намерении обручиться. Отказ от
брака после этого считался оскорблением.
Конец молотьбы знаменовался закалыванием молодого
петуха, кровь которого должна была омочить место, где смолотили последний сноп.
Петуху приписывали свойство плодородия. С петухом связаны и свадебные ритуалы.
В Греции под вечер на Ильин день жители
окрестностей поднимались на гору, разводили большой костёр, куда бросали
фимиам. В старину святому Илье приносили в жертву петуха (в Древней Греции
петух считался вестником наступающего дня — символом солнца). Крестьяне до сих
пор верят, что петух может предсказать изменение погоды своим криком.
У Ильи-пророка просили сильного ветра моряки. Больные
молили об исцелении. В связи с поклонением силам природы, над которыми
властвовал Илья-пророк, совершали особый обряд вызывания дождя. Для его
совершения выбирали девочку 8–10 лет, обычно сироту, «чтобы бог скорее пожалел
её». Обнажённое тело девочки с головы до ног обвивали травами и цветами. Эта
девочка, также как и сам обряд, называлась перпируна. Молодые женщины и девочки
ходили по селу и пели песни-заклинания, прося бога послать дождь:
Перпируна
ходила,
Бога
просила,
Чтобы
выпал дождичек,
Чтобы
уродилась кукуруза.
Хозяйки, к домам которых подходила процессия,
обливали перпируну водой, а сопровождавшим её девочкам давали подарки и мелкие
деньги.
|