Первые десять дней в году называются Страшные дни,
или Дни трепета. А в десятый день месяца тишри (сентябрь — октябрь) отмечается
Иом-кипур — Судный день, День очищения, когда просят прощения у Бога за все
совершённые прегрешения.
В древности именно в Иом-кипур — единственный день
в году — первосвященник входил в Святая Святых Иерусалимского храма с кровью
жертвенного животного и кропил над очистилищем (покрывало над Ковчегом Завета),
в котором хранились скрижали Закона Моисеева для очищения народа от грехов.
Пост продолжается от захода солнца до появления
звёзд на исходе праздника. Верующие проводят этот день в синагоге без пищи,
прося прощения другу друга. Служба Судного дня — самая продолжительная. Она
начинается с заходом солнца, прерывается на ночь, продолжается весь день и
заканчивается вечером.
Именно с Днями трепета связано происхождение
крылатого выражения «козёл отпущения». Оно восходит к существовавшему у древних
евреев особому обряду: грехи всего народа возлагались на живого козла. В день
отпущения грехов первосвященник возлагал руки на голову козла в знак возложения
на него грехов еврейского народа. Выражение употребляется в значении «человек,
на которого постоянно взваливают чужую вину, несущий ответственность за
других».
В прошлые века в дни накануне Судного дня
совершался магический обряд капорес. Он заключается в том, что мужчина трижды
вертит над своей головой петуха, а женщина — курицу. Трижды произносилась
молитва: «Это да будет искуплением моим, жертвой моей и заменой вместо меня,
сей петух (сия курица) пойдёт на смерть, а я обрету счастливую, долгую и мирную
жизнь». Птицу режут, а мясо съедают в ночь на исходе поста Судного дня.
В религиозной литературе существует такое
объяснение смысла поста: «Почему мы постимся в Судный день? Не для того, чтобы
наказать себя, не для того, чтобы мучить себя, не для того, чтобы показать, что
мы способны переносить трудности и лишения. Мы не пьём и не едим в Иом-кипур,
потому что в этот день мы заняты вещами настолько важными, что для обычных дел
нет места».
В синагоге в этот день читают главы из Торы. Во
время дневной молитвы читают историю пророка Ионы.
Некогда Господь отправил одного из отмеченных им
людей — Иону в город Ниниву, чтобы тот проповедовал там и предупредил жителей о
грядущем уничтожении города. Пророк, решив, что эта миссия ему не по плечу,
пошёл в противоположную сторону — в Яффу, и там сел на корабль, отправляющийся
на Тарсис.
Когда корабль был в пути, на море разыгралась
страшная буря. Команда заподозрила что-то неладное, бросили жребий, чтобы
выяснить, кто виновен в этом неожиданном несчастье. Жребий пал на Иону, и он
признался в том, что вызвал гнев Господа, нарушив его волю. Пророк сам попросил
сотоварищей бросить его за борт и тем умилостивить Бога и сохранить жизнь ни в
чём не повинным людям. Попытки высадить Иону обратно на берег не удались,
поскольку волны упорно отбрасывали судно обратно в море. Наконец мореплаватели
были вынуждены согласиться на то, чтобы бросить несчастного в воду.
Упавший в воду Иона был сразу проглочен китом,
посланным Господом, и находился в чреве кита в течение трёх ночей и дней,
вознося благодарственные молитвы Богу. Наконец кит изрыгнул его на берег
морской, и пророк отправился выполнять свою миссию в Ниниву.
В Ниниве Иона проповедовал с утра до ночи,
передавал жителям города слова Бога, сообщал, что Господь разгневался на этот
город и уничтожит его через сорок дней.
Царь ассирийский не отверг пророчества и велел
подданным своим соблюдать строгий пост, при этом поститься должны были даже
домашние животные.
Бог увидел, что народ Нинивы вовсе не так
закоренел в грехах, как казалось, и отменил свой приговор городу. Иона же,
опасаясь насмешек людей, которые могли объявить его в лжепророчестве, покинул
Ниниву и в окрестностях её, полный разочарования и растерянности, обратился к
Богу. Он заявлял, что не напрасно опасался браться за такую миссию, поскольку
теперь его репутация безнадёжно испорчена.
Бог сделал так, что возле места, где остановился
пророк, выросла огромная тыква, дающая благодатную тень. К утру следующего дня
по воле Божьей черви подгрызли её корни, растение усохло и рассыпалось в прах,
тут же развеянный жарким ветром. Пророку Ионе стало дурно от жары. Тогда Господь
обратился к нему:
«Ты сокрушаешься о растении, к которому рук не
приложил. А как бы сокрушался я, уничтожив город, где живёт сто двадцать тысяч
достойных людей?»
В Торе говорится: «И повяжи их как знак на руку
твою, и будут они знаками над глазами твоими». Во время утренней молитвы
раввины предписывают верующим (кроме субботы и праздников) надевать на лоб и
левую руку филактерии или тфиллии. Они выглядят, как чёрные кубики из телячьей
кожи, с одной стороны которых свисает чёрный ремешок. Внутри этих кубиков
находятся четыре отрывка из Торы, переписанные на пергаменте. Ремешки
закрепляют филактерии на лбу и на левом бицепсе, напротив сердца. Место
расположения этих священных предметов говорит о том, что все дела иудеев
(символ дел — рука), все их чувства (символ чувств — сердце), все их мысли
(символ разума — лоб) принадлежат Богу.
|