Один из главных мусульманских праздников —
Курбан-байрам, или Ид аль-Адха. Он начинается 10 числа месяца зульхиджа и
обычно длится четыре дня. В день завершения паломничества в Мекку он
заканчивается.
Своими корнями праздник Ид аль-Адха (его название
в переводе означает «Жертвоприношение») уходит в глубокое прошлое, во времена
праотца Ибрахима (Авраама) — одного из наиболее великих посланников
единого Бога. Праздник установлен в честь знаменитого жертвоприношения Авраама,
в память о послушании этого великого пророка, согласившегося принести в жертву
своего собственного сына, и об успешном преодолении им дьявольских соблазнов.
…Покинув родину, после продолжительных странствий
Ибрахим поселился в Палестине. Долгое время Всевышний не давал ему возможности
познать радость отцовства, и только в преклонном возрасте пророк был наделён
сыном. Ибрахим назвал сына Исмаилом. Естественно, ребёнок, родившийся после
стольких лет ожидания, занял большое место в сердце родителя. И здесь, желая
испытать искренность и покорность Ибрахима, Создатель повелел ему принести в
жертву своего единственного сына. Это стало величайшим испытанием для любящего
отца, но любовь к Богу и смирение пред Ним превыше всего остального. Поэтому
Ибрахим незамедлительно стал готовиться к жертвоприношению.
Также безропотно и без малейшего колебания
покорился воле Всевышнего и сын Ибрахима — Исмаил. Разговор отца и сына,
являющийся примером абсолютной покорности своему Господу и образцом для
верующих на все времена, засвидетельствован словами Всевышнего в Коране:
«Отец сказал: „Мой сын, я вижу сон, что жертвенным
убоем тебя я Богу приношу. Что думаешь об этом ты".
И сын сказал: „О, мой отец! Ты делай то, что
велено тебе. И ты найдёшь, что я, — коли угодно Богу, — найду в себе
смирение и твёрдость"».
И сам термин «мусульманин» («предавшийся»,
«покорившийся») впервые применил Ибрахим, назвав себя «предавшимся». А термин
«ислам» является производным от слова «асляма» («предаваться», «покоряться»),
т. е. быть мусульманином означает быть полностью покорным Создателю.
Как известно, в самый последний момент Бог
остановил Ибрахима, указав ему на запутавшегося в кустарнике ягнёнка, и вместо
сына Ибрахим принёс на заклание агнца, что и легло в основу традиции верующих
совершать жертвоприношение, отмечая это великое событие в истории мусульман.
Праздник Ид аль-Адха (Курбан-байрам) предоставляет
всем мусульманам исключительную возможность для проявления своей покорности и
подтверждения своей безграничной преданности Аллаху. Все помыслы мусульман в
эти дни сосредотачиваются на идее жертвоприношения и самопожертвования, которая
выражается в ритуале заклания жертвенного животного — барана, козы, коровы или
верблюда.
Зарезав овцу или ягнёнка, следует обязательно
накормить бедных и голодных, устроить ритуальное угощение для всех, кто сможет
принять в нём участие. Приготовленных к закланию животных иногда отмечают
краской, ожерельями и бубенчиками. Причина появления этих магических знаков
такова. Согласно мусульманскому вероучению, дорога в рай идёт через сират —
мост, перекинутый над адской бездной. Сират тоньше волоса, острее лезвия меча и
горячее пламени. У входа на него в Судный день будут толпиться принесённые в
жертву в праздник животные, на которых люди будут переправляться в рай. Поэтому
владелец старается пометить собственное животное, чтобы поскорее отыскать его в
тот момент. Животное, которое приносится в жертву, должно быть определённого
возраста. Верблюд не моложе пяти лет, бык или коза — одного года, овца — семи
месяцев. Жертвенные животные не должны иметь изъянов.
После праздничного утреннего намаза (молитвы) в
мечетях приступают к совершению обряда жертвоприношения. Животное, которое
выбрано для этой цели, должно быть с целыми зубами. Если у него имеются рожки,
то они не должны быть повреждены. Животное должно быть самцом годовалого
возраста.
Перед самым обрядом над ним совершается молитва. И
во время совершения самого обряда должны соблюдаться определённые правила:
1. Точить ножи около жертвенной скотины
нельзя, поэтому они должны быть наточены заранее.
2. Глаза животному завязывают платком.
3. На голову кладут хну, а в рот — леденец.
4. Необходимо свалить жертвенное животное на
левый бок рядом с ямкой, связать две передние и одну заднюю ногу.
5. Если жертвенных животных несколько, то
остальные должны стоять в стороне, чтобы не видеть обряда жертвоприношения.
6. По обычаю, мясо жертвенного животного не
моется. Вместо этого его тщательно проверяют, очищают от прилипших шерстинок и
разрубают на мелкие куски. Потом варят в воде, добавляя к бульону только лук и
соль. Едят с хлебом или лепёшками.
7. В течение трёх дней семья употребляет одну
треть мяса жертвенного барана, угощая и соседей, пришедших поздравить с
праздником. Остальные две трети затем раздаются бедным и одиноким тем, чей
доход не позволяет им совершить жертвоприношение.
Многие мусульмане заменяют заклание крупного скота
взносом в мечеть. В больших семьях, где нет возможности совершить
жертвоприношение от каждого, приносят жертвы ежегодно по очереди за каждого
члена семьи. Небогатые люди покупают жертвенное животное в складчину.
Благочестивые мусульмане добровольно постятся
десять дней до наступления праздника. В некоторых местах уже за три недели до
Курбан-байрама не принято устраивать торжества, надевать новые одежды,
стричься. Подготовка к празднику, как правило, начинается за неделю.
Накануне праздника города в мусульманских странах
напоминают животноводческие ярмарки: по улице вереницей тянутся гурты мелкого и
крупного рогатого скота. В Турции забивают до миллиона голов скота. В
Саудовскую Аравию, страны Персидского залива, где местное животноводство не так
развито, тысячи животных, в основном баранов и овец, доставляют из Австралии и
Новой Зеландии.
Все люди сыты в праздничные дни. Беднякам раздают
мясо и пожертвования. Это считается благим делом: чем больше таких жертв
принесёт мусульманин, тем легче ему будет после смерти пройти в рай по
перекинутому над пропастью мосту сират.
Ритуал праздника начинается с чтения особой
молитвы в мечети. Она начинается с восхода солнца и продолжается до полудня.
После этого принято идти на кладбище молиться за умерших. В этот день все
надевают свои лучшие одежды, ходят в гости друг к другу, дарят подарки.
Проводят и шуточные соревнования. Например,
мальчики, сидя на бревне, бьются мешками, набитым и соломой. Тот, кого сбивают,
повисает вниз головой: ноги у него связаны. И непременно на празднике проходят
скачки на лошадях. |