Этот
древний праздник земледельцев во многих исламских странах отмечается как приход
весны. «Навруз» слово иранское: «нав» — новый, «руз» — день. Праздник
отмечается 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда Солнце входит в
созвездие Овна и день равен ночи. Навруз празднуется в три этапа.
Ещё
не так сильно пригревают лучи солнца, а женщины уже начинают наводить чистоту в
доме, прибирать во дворе и на улице. Выносят на улицу постели, ковры, одежду,
чистят, скребут, стирают. В сёлах крестьяне приступают к починке
сельскохозяйственных орудий, приводят в порядок плуги и телеги, пастухи
перегоняют скот к южным склонам гор, где появляются первые побеги изумрудной
зелени.
Много
радости праздник доставляет и детям. Как правило, родители привлекают их к
предпраздничным хлопотам: мол, прибери вот там во дворе, отнеси сладости и
разложи их на столе, наколи дров, не забудь про свечи. Всем есть работа!
Ребята,
включаясь во всеобщую предпраздничную суету, готовят маску и костюм козы —
выворачивают наизнанку шубу и приделывают к ней хвост.
Торжества
Навруза начинаются в последний четверг, после захода солнца. А в последнюю
пятницу все — от мала до велика — посещают кладбища: это день поминовения
усопших. На кладбищах принято раздавать халву, завёрнутую в лаваш. С заходом
солнца во дворах, на крышах домов разжигают костры, в воздух взмывают ракеты. В
огонь летят ненужные вещи, отслужившие свой срок в старом году. Все брызгаются
водой и прыгают через костёр. При ярких отсветах пламени люди загадывают:
«Пусть сгорят в костре все мои беды и хвори! О костёр, возьми моё горе, подари
мне счастье!»
У
женщин хлопот не убывает. Вот уж вроде привели они в порядок жильё и одежду,
высушили на солнце постели, теперь пора приниматься за угощение. Каждая хозяйка
старается, чтобы в её семье стол был богатым и вкусным. Хороший, добрый стол —
радость и для хозяина дома. На него выкладываются вкусные пахлава, шакарбура,
нуга и другие сладости.
Накануне
праздника женщины варят яйца, пекут кобете — слоёный пирог с мясом,
всевозможные национальные печенья — некоторые из них имеют форму кручёного
рога. За неделю-другую до праздника в тарелках обязательно выращивают сэмэни —
символ весны, пробуждения природы от зимней спячки, начала страды для
земледельца.
С
началом темноты мальчишки собираются группами (3–7 человек), один из них
одевается козой, остальные надевают маски. Все держат в руках ветки с
укреплёнными на них цветами подснежника. А потом начинают обходить один дом за
другим и петь:
Здравствуйте,
хозяева дома!
С
благословенным вас Новым годом!
Пусть
новогодний пирог
Получится
жирным…
А
хозяин и хозяйка, заслышав пение, выходят во двор и угощают детей сладостями и
орехами. Получив угощение, дети начинают петь песню про козу. Песня эта очень
длинная, и во время её исполнения несколько озорников в шутку пытаются
проникнуть в дом и утащить праздничный пирог. А хозяйка, тоже в шутку,
поднимает шум, охает-ахает и гонит их из кухни.
Никто
в этот вечер не садится за стол без душистого плова. Те, кто готовит плов,
угощают соседей, у которых его нет. А чаще просто приглашают их к себе — так
требует народный обычай.
В
старые времена в сельских домах не имели понятия об окнах. Посредине комнаты
располагался тандыр (печь для выпечки хлебов), прямо над ним, в потолке,
находился своеобразный дымоход — заткнутое тряпицей небольшое отверстие. В дни
праздника через это отверстие в крыше соседи и друзья спускали в дом угощение в
корзине — различные сладости и орешки. Хозяин дома с благодарностью принимал
дары и в свою очередь наполнял корзину подарками.
Иногда
в корзину сажали малого ребёнка (двух-трёх лет) и спускали его в комнату. Это
доставляло хозяевам особую, неописуемую радость. Дитя прижимали к груди,
целовали и приговаривали: «Добро пожаловать! Да будет отмечен изобилием твой
приход!» Начинались хороводы, песни, танцы.
Навруз-байрам
связан со множеством народных мифологических представлений. Весной, когда
солнце всё больше набирает силу и согревает землю, появляются не только зелёные
побеги и трава, но также изумительно нежные фиалки. По бескрайним просторам
стелется сизый дымок испарений, и создаётся такое впечатление, будто «земля
дышит».
С
праздником Навруз связано множество легенд. Рассказывают, что Керем — бог потустороннего
мира, царь страны мёртвых, однажды похитил красавицу Наргиз и увёз к себе в
подземное царство. Но обещал каждую весну отпускать её на свидание с матерью. И
когда она шагает к матери, земля, согретая её дыханием, пробуждается.
А
вот другая легенда, связанная с приходом праздника Навруз-байрам. Во время
смены года останавливаются течения рек и их притоков. И тот, кто увидит это
мгновение, в награду получит исполнение самых сокровенных своих желаний. Кроме
того, обострится его взор, ему раскроются все тайны, не доступные никому
другому, и в жизни ему всегда будет сопутствовать удача.
Часто
молодые люди в новогоднюю ночь, спозаранок, отправляются к реке, садятся на
берегу и долго молча наблюдают за её течением. А если и не увидят они заветный
миг, то не особенно сокрушаются. Уж очень радостно настроение у тех, кто ранним
утром встречает Новый год на речном берегу.
Немало
свадеб приурочивается именно ко дню Навруза. В эти весенние дни свадебные
гулянья особенно торжественны. Дети встречают невесту букетами цветов,
подносами с подарками и сладостями. Другой раз подбежит какой-нибудь озорной
шалун и обрызгает одежду невесты розовой водой, а второй бросит ей под ноги
красное яблочко. Но никто не обижается, всем весело — это ведь к счастью!
В
эти дни в домах не слышно сплетен и пересудов. Только добрые слова! О ком бы ни
шла речь, надо говорить только о его добрых поступках, благородном сердце и
достойном поведении.
В
эти дни взрослые не ссорятся, в доме даже не повышают голос, нельзя сердиться,
никто никого не обижает, добром и миром разрешаются прежние споры и обиды.
Навруз-байрам — праздник радости и добрых дел!
|