В первый день месяца мухаррам отмечается Новый год
по хиджре, или мусульманский Новый год.
Священный месяц мухаррам является первым месяцем
мусульманского календаря. Это один из четырёх месяцев (раджаб, зуль-каада,
зуль-хиджа, мухаррам), в течение которых Аллах запретил конфликты, кровную
месть, войны и т. д. Каждый мусульманин должен постараться провести этот
месяц в служении Всевышнему. В этой связи говорят, что как мы проведём первый
месяц года, так и пройдут все остальные двенадцать месяцев.
В основе мусульманского календаря лежит лунный
годичный цикл. Такой год короче солнечного и составляет 354–355 дней. И поэтому
год от года наблюдается своего рода «отставание» солнечного календаря от
лунного на 11–12 дней. Таким образом, начало мусульманского года, как и другие
даты мусульманского календаря, приходится на разные дни солнечного года, а
новый год мусульмане встречают то зимой, то летом, то весной, то осенью. Давно
замечено, что существует некая зависимость между тем, в какой фазе находится
Луна, и различными явлениями в живой и неживой природе, например, отливы и
приливы морей и океанов, рост и развитие растений, функционирование различных
систем человеческого организма. Недаром народная медицина и многие врачи
рекомендуют людям соотносить лечение многих болезней с лунным циклом, имея в
виду при этом, что важно найти своё место в гармонично устроенном мире.
Так, в непосредственной зависимости от восхода или
захода Солнца исчисляется время обязательных в исламе молитв — намазов, которые
верующий исполняет в течение суток пять раз. Однако такое внимание со стороны
мусульман к этим наиболее ярким объектам на небесном своде совершенно лишено
каких-либо проявлений языческого мировоззрения.
Месяц мухаррам имеет особое значение в жизни
мусульман. Это месяц начала Нового года по лунному исчислению, а потому он
называется «священным». В месяце мухаррам, когда Мухаммед ещё не имел
достаточное число последователей, ему пришлось совершить знаменитое переселение
— хиджру из Мекки в Медину (Ясриб) вместе с семьёй и близкими. Эта дата — 15
(16) июля 622 года по григорианскому календарю считается началом мусульманской
эры.
Хотя весь месяц мухаррам является священным, но
для суннитов десятый день считается особенным, потому что в этот день, согласно
преданию, Пророк произнёс памятные слова: «О люди, спешите делать добро в этот
день, ибо этот день великий, благословенный. Аллах благословил в этот день
Адама». Во времена Омейядов (661–750) в этот день сунниты одевались во всё
новое, наряжались, подводили глаза сурьмой, устраивали празднества и угощения,
вкушали различные сладости. Однако впоследствии в отношении к месяцу мухаррам у
мусульман суннитов и шиитов проявились некоторые различия.
В соответствии с общемусульманскими традициями
шииты также отмечали наступление мусульманского Нового года — месяца мухаррам и
его 10-й день — Ашуру как день «великий и благословенный». Однако так продолжалось
до тех пор, пока в этот день не был убит в Кербеле в 61 году (10 октября
680 г. по григорианскому календарю) аль-Хусейн, младший сын Али ибн
Абу-Талиба и внук пророка Мухаммеда. Как сообщают источники, «поступили с ним и
его сподвижниками так, как не поступали у всех народов с худшими из людей: их
убивали жаждой и мечом, сжигали, прибивали их головы к кресту, пускали по их
телам лошадей». После этих событий содержательная сторона 10-го дня месяца
мухаррам приобрела другое значение. Шииты первые десять дней месяца посвящают
оплакиванию мученической смерти Хусейна, а в течение всего месяца проводят
различные религиозные обряды, во время выполнения которых воспроизводятся в
театральном импровизированном представлении события 10-го дня мухаррама. Все шииты
ежегодно переживают трагическую гибель имама Хусейна и его семейства, пребывают
в глубокой печали, устраивают траурные мистерии, которые как бы воспроизводят
те трагические события. Некоторые особенно экзальтированные шииты наносят себе
кровавые раны. Женщины из сострадания к убиенным много рыдают. Считается, что
слёзы, пролитые в дни траура, являются благословенными и излечивают от
различных болезней, поэтому слёзы даже собирают в специальные сосуды —
слезницы.
Традиции празднования мухаррама сохраняются с
древности. В этот период мусульмане стараются сообща участвовать в молитвенных
собраниях, особенно благочестивые люди дают благотворительные обеды, на которых
много рассказывается об имаме Хусейне и его семье, о роде Алидов и пророке
Мухаммеде. На площадях и улицах устраиваются различные помосты, на которых
разыгрываются представления — траур, поминки, оплакивания — тазийе,
воспроизводящие события тех времён. Непременные атрибуты — пустые кувшины и
меха для воды, символизирующие страдания от жажды, светящийся тенур — печь,
куда, по преданию, была спрятана голова Хусейна, саваны и траурные чёрные куски
ткани, кинжалы, топоры, камни, цепи, различные стрелы. По городу и селениям в
дни траура ходят скорбящие (десте), носят различные чёрные знамёна (бераг), а
чтецы молитв (роузеханы) призывают всех вспомнить о мученической смерти
потомков Али. Траурные дни длятся 29 дней, но часто продлевается и в следующем
месяце — сафаре, который также относится к четырём запретным месяцам. Простые
люди в этот период обновляют посуду и другую домашнюю утварь. В период
Мухаррама считается богоугодным купить мухр — прессованную маленькую таблетку,
сделанную из священной земли Кербелы или Мекки; на таблетке бывают написаны
изречения из Корана и сделаны различные украшения. |