Вера, Надежда и Любовь — имена, не требующие
перевода. Эти имена — названия трёх добродетелей, к которым стремится каждый
христианин. И неудивительно, что они так прочно вошли в русские святцы, и
именами родившихся в Италии святых дев стали охотно называть русских девочек.
В великом городе Риме жила вдова, итальянка родом,
по имени София (в переводе с греческого означает «мудрость»). Она была
христианкой, и сообразно своему имени жизнь свою вела благоразумно — по той
премудрости, которую восхваляет апостол Иаков, говоря: «Яже свыше премудрость,
первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнена
милости и плодов благих». Мудрая София родила трёх дочерей и дала им имена,
соответствующие трём христианским добродетелям: первую дочь назвала она Верою,
вторую — Надеждою, а третью — Любовью.
Оставшись вдовой, София продолжала жить
благочестиво, «угождая Богу молитвою, постом и милостынею». По мере того как
росли её дочери, слух об их красоте и премудрости распространялся по всему
Риму. Услышал о девицах и правитель области Антиох и пожелал их видеть. А как
только увидел… возмутился до глубины души, ибо «тотчас же убедится, что они —
христианки»; ибо они не желали скрывать своей веры во Христа, не сомневались в
надежде на Него и не ослабевали в своей любви к Нему, но открыто пред всеми
прославляли идолами языческими. Обо всём этом Антиох и известил царя Адриана.
Император конечно же не замедлил «пригласить» всех
четырёх — мать и дочерей — «пред свои светлые очи». Догадавшись о том, что
ожидает их, непрестанно читая молитвы, женщины отправились к Адриану. Сначала
хитрый император расспрашивал, какого они рода, как зовут каждую, а потом
«вопросил и о вере их». Женщины не стали скрывать, что они христианки, и
«принялись проповедовать истинную веру Христову». Император дал Софии и дочерям
её три дня, «дабы одумались». По прошествии же назначенного срока они вновь
приведены были к императору на суд. Однако женщины не только не отреклись от
Господа, но «пуще прежнего уверовали в Него».
Император был в ярости. Он начал принуждать каждую
из женщин к отречению от их веры и сначала обратился к старшей сестре: «Принеси
жертву великой богине Артемиде». Вера отказалась. Тогда Адриан велел раздеть
девушку донага и «бить без жалости». Но она молча терпела страдания, «как будто
били не по её телу, а по чужому». Девушку долго мучили, а она лишь «взывала к
Господу и воспевала Его». После пытки огнём и кипящей смолой потерявший
терпение царь приговорил святую к усечению мечом. «Услыхав сей приговор, святая
Вера исполнилась радости и сказала матери своей: „Помолись за меня, мать моя,
чтобы мне окончить шествие моё, дойти до желанного конца, увидеть возлюбленного
Господа и Спасителя моего и наслаждаться лицезрением Его Божества"».
Палачи взялись за Надежду. Но разве не была она
сестрой той, которую только что умертвили?.. Не отреклась от Единого и младшая
сестра, Любовь.
На глазах у матери убили её дочерей. Но София
осталась тверда в святой вере. Мудрая женщина положила тела возлюбленных
дочерей в дорогой гроб и схоронила в одной могиле на высоком холме, недалеко от
города. Через три дня, не переставая усердно молиться Богу, святая София тихо
умерла. Верующие погребли её в том же месте, «дабы оставалась она и по смерти
рядом с дочерьми своими и радовалась вместе с ними Царствию Божьему».
Так закончили жизнь земную и обрели жизнь вечную
три юные девы, названные именами христианских добродетелей — Вера, Надежда,
Любовь и мать их, премудрая София. Православная церковь чтит их память 30
сентября.
|