Начиная
с V века до н. э. в Индии распространилось учение Будды. Теперь оно
распространилось по всему миру, Будда имеет многочисленных почитателей.
После
смерти Будды его святые мощи приняли на хранение самые преданные последователи
великого Учителя. Многие века в Индии у правителей династии Калинга находится
Зуб Будды. Но постепенно в Индии стало теряться уважение к этой реликвии, а брахманы
даже стали испытывать Зуб на прочность: клали его на наковальню и били по нему
кузнечным молотом, но не смогли повредить его. Боясь, что его трон захватят
противники буддизма, правитель Гухазива завещал своей дочери — в случае, если
он погибнет в бою, — перевезти реликвию в безопасное место.
Так
и случилось: враги убили правителя. Тогда его дочь Хемамала, спрятав Зуб в
пышной причёске, тайно вместе с мужем села на корабль. Под видом пилигримов они
покинули Индию, направившись к берегам «благословенной земли». Благополучно
достигнув Шри-Ланки, они добрались до столицы острова — города Анурадхапура — и
передали священный Зуб прямо в руки короля, который оставил его на хранение в
своём дворце.
В
1592 году Зуб Будды попадает в новую столицу Шри-Ланки город Каиди, где его
сначала помещают в двухъярусную гробницу, вокруг которой много времени спустя
построили храм Далада Малигава, где ныне хранится священный Зуб Будды.
Сам
храм и его пристройки наполнены различными воплощениями Будды. Вот в нижнем
ярусе сидящий Будда, высеченный из глыбы горного хрусталя. А в одном из ларцов
на этом же ярусе хранится крошечная фигурка Будды, вырезанная из цельного
изумруда.
В
Зале прекрасного вида возвышается золотая ступа — Великая карандува, которая
состоит из семи одинаковых по форме ковчегов. В самом маленьком и покоится
священный Зуб.
Очень
немногие видели Зуб. Было время, когда доступ к золотой ступе имели только
король, его приближённые и некоторые из монахов. Сейчас ступу могут лицезреть
все желающие, которые в состоянии выстоять длинную очередь. В очень редких
случаях, когда показывают сам Зуб, его укладывают в особую золотую петлю,
выходящую из центра золотого лотоса, потому что священный Зуб был найден в
Индии именно на цветке лотоса. Один раз в году в Шри-Ланке в честь священной
реликвии в дни полнолуния устраивается храмовое шествие эсала Перахера.
Эсала
— это название месяца, который приходится на июль — август — время муссонных
дождей и ожидания богатого урожая. Его название связано с деревом эсала,
которое играет видную роль во время праздничных церемоний.
Поначалу
праздник эсала был скромный и неприметный, но теперь он превратился в пышный
фестиваль, который празднует вся нация. А своё начало он ведёт с IV века нашей
эры. Именно тогда правитель Мегаванна повелел раз в году доставать священную
реликвию и устраивать перахеру — праздничную процессию.
А
начинается перахера наутро после новолуния церемонией кап. Выбирается
доверенное лицо — капурала, который находит дерево эсала, расчищает вокруг него
землю от кустов, всё пространство окуривает и обрызгивает душистой водой. Затем
он зажигает у корней дерева светильник с девятью фитилями, кладёт девять разных
цветков и девять листьев бетеля — в честь девяти небесных тел.
После
этого капурала облачается в белые одежды, срубает дерево, обрубает сучья, а
ствол распиливает на четыре части. Из них вытёсываются колонны — капы, которые
потом устанавливают в храмах богов-покровителей. Иногда вместо эсала используют
и другие деревья, но непременное условие — при надрезе ствола должен выделяться
млечный сок. Это является знаком благополучия и процветания.
Пять
ночей вокруг храмов проходят торжественные процессии. В неверном свете луны ко
входу в храм подводят огромного слона с большими бивнями. На нём разноцветная
попона, окаймлённая крошечными горящими электрическими лампочками. На спине
слона в ритм его тяжёлой поступи колышется богатая беседка, в которую
торжественно водружают Великую карандуву — точную копию золотого ларца,
хранящегося в храме Зуба Будды.
Вслед
ему движутся процессии от других храмов, возглавляемые их управителями.
Кругом
слона теснятся люди с барабанами, флейтами и другими музыкальными
инструментами. Здесь же, прыгая и приседая, несутся в неистовом танце плясуны и
танцоры. Они то становятся в ряд, то приседают, выбивая дробь ногами, то
встают, кружатся, поднимают и заламывают руки. Их костюмы увешены
колокольчиками, а потому каждое движение сопровождается необыкновенным шумом.
Но
вот на середину кандийского озера выплывает пёстро изукрашенная лодка. Капурала
очерчивает на поверхности вода магический круг, поднимает из лодки кувшины и
опрокидывает их над этим кругом, выливая священную воду, сохранявшуюся в храме
с прошлогодней церемонии. Затем капурала священным мечом рассекает воду и
погружает кувшин в озеро, зачерпывая свежей воды.
Вода,
набранная во время перахеры из кандийского озера, облагает магической силой и
излечивает от многих недугов. Её в тщательно закупоренных бутылках будут
сберегать до следующего празднества.
Бон, или день поминовения усопших — народный
праздник, связанный с буддизмом. Его отмечают в середине лета, на седьмое
полнолуние, причём отмечают весело, чтобы порадовать предков. Считается, что в
эти дни предки посещают дома, в которых раньше жили. Для них зажигаются
специальные приветственные костры мукаэ-би, которые в конце праздника сменяются
прощальными кострами окури-би. Иногда окури-би зажигают в лампах и спускают по
воде. В буддийских храмах служится церемония в честь покойных предков. По всей
Японии в эти дни люди танцуют особый хороводный танец Одори, исполняемый в
национальных костюмах. На праздник Бон часто предоставляются отпуска для
посещения могил предков. Праздник Бон знаменует период вручения летних подарков
«отюдэн».
Праздник
заканчивается с наступлением ночи. В некоторых районах разводят костры на
небольших плотах и пускают их вплавь по рекам и озёрам. |