«Креститель Руси», Владимир Красное Солнышко — с
такими определениями вошло в историю русскую имя князя Владимира.
Любимый внук христианки княгини Ольги и сын
язычника князя Святослава — всей историей своей жизни он будто отдал дань и
язычеству, и христианству. И хотя русские былины наделяют Владимира лучшими
чертами христианина, языческого периода его жизни история исключить не в силах.
После смерти Святослава между его сыновьями
Олегом, Ярополком и Владимиром началась борьба за власть над Киевом. Поначалу
Владимир в этой борьбе потерпел поражение и вынужден был спасаться за морем, у
варягов. Но через два года он, вернувшись с сильной дружиной, хитростью овладел
Киевом. Мало того, он отнял невесту у Ярополка, умертвил её отца и брата,
князей Полоцких, потом убил и брата Ярополка. С 980 года он стал полновластным
хозяином земли Русской.
Удачлив был молодой князь-язычник во всех своих
делах, особенно в завоевательных походах. Он расширил свои владения от Киева до
Балтийского моря, победил ляхов, вятичей, радимичей, ятвягов и дунайских
болгар. После удачных походов князь совершал богатые жертвоприношения языческим
идолам, часто приносились человеческие жертвы. Летописец горько восклицает: «И
сквернилась кровью земля Русская».
Трудно сказать, когда и почему возникла в душе
сурового язычника жажда узнать истинного Бога, Творца неба и земли.
Нестор-летописец рассказывает, как присылали к Владимиру послов разных стран с
предложением принять свою веру. Были это магометане, хазары-иудеи и греки.
Каждое посольство славило веру своего народа, но Владимир понял, что нужно не
торопиться и посоветоваться со старейшинами и боярами. На этом совете о вере
Владимиру предложили послать мудрых мужей к разным народам, чтобы увидели, кто
и как служит Богу.
Так и сделал Владимир: послал десять славных и
мудрых мужей — к болгарам, немцам, хазарам. И нигде не понравилось им. Наконец,
попали они в Царьград (Константинополь) — столицу Византии. Царь греческий
и патриарх, узнав о цели русского посольства, пригласили их на самое
торжественное богослужение в храме Святой Софии, показали им пышность
церковного убранства, красоту пения и архиерейского служения. Это решило судьбу
будущего христианской веры на Руси. «Мы не знали, были мы в то время на земле
или на небе: на земле нет такой красоты, какую мы там видели. О ней забыть
нельзя и рассказать трудно» — так завершили послы рассказ Владимиру о виденном
в Софийском царьградском храме. А бояре как бы окончательно подтолкнули князя к
решению. «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его твоя бабка
Ольга. А она была мудрейшей из всех людей», — сказали они.
Так советом и решено было принять веру Христову от
греков. Однако горд был язычник Владимир, не хотелось ему ничего просить у
Византии. Решил он, что лучше заставить дать ему учителей христианских. И
Владимир пошёл на них войной, осадил главный греческий город на Крымском
полуострове Корсунь, а затем и овладел им. И передал царю следующее: «Отдайте
мне в жёны вашу сестру, не то я с Царьградом сделаю то же, что с Корсунью». Ему
ответили: «Если хочешь, чтобы Анна вышла за тебя, князь, замуж, прими святое
крещение!»
Владимир согласился и просил прислать епископа для
наставления в вере. Вместе с епископом приехала и царевна Анна. С горечью и
печатью встретила она весть о предстоящем замужестве с язычником и жизни в
далёкой, чужой стране, но предалась воле Божией.
У Владимира незадолго до крещения разболелись глаза,
смутно было на душе. На помощь пришла Анна. «Крестись, князь, — сказала
она. — Избавишься от слепоты душевной и телесной».
И действительно, как только князь Владимир
погрузился в купель, слепота спала с него, и он воскликнул:
— Ныне познал я истинного Бога!
Радостным было возвращение князя Владимира на
родину. Прежде всего окрестил он двенадцать своих сыновей. Затем повелел
низвергнуть и изрубить языческих идолов, а некоторых сжечь, потом отправил
гонцов по всему Киеву и велел киевлянам на следующий день приходить на реку
креститься:
— Если же кто не придёт, будь то богатый, или
бедный, или раб, будет мне врагом, — напутствовал он гонцов.
На другой день, а на историческом календаре стоял
год 988-й, на берег Днепра «сошлось людей без числа», рассказывает летопись.
Летописец не в силах скрыть восторга: «Взрослые вошли в воду и стояли там одни
по шею, другие — по грудь, некоторые держали младенцев, иереи же совершали
молитвы, стоя на берегу. И была видна радость на небе и на земле по поводу
стольких спасаемых душ».
В Киеве, других городах и весях русских приказал
Владимир строить церкви и открывать при них школы. Так исполнилось пророчество
апостола Андрея Первозванного: на холмах Киевских действительно воссияла
благодать Господня. А князь Владимир, как утверждают церковные источники, после
принятия святого крещения, совершенно переменился: исчез жестокий, гордый,
любострастный язычник. Отослав от себя своих жён-язычниц и сочетавшись
христианским браком с царевной Анной, он был верен ей до самой своей смерти.
Князь сострадал нищим, немощным, убогим и помогал им бесконечно. Все страждущие
могли прийти к княжескому двору и получить там всё, что было нужно. Если же
кто-то был болен и не мог прийти сам, князь приказывал развозить по городу
съестные припасы. Приветливый, добрый, сострадающий людям, он снискал к себе
огромную любовь народа.
В многочисленных былинах и песнях, которые народ
сочинял в его честь, его называли не иначе как «Красным Солнышком, ласковым
князем Владимиром».
Князь Владимир умер в очень преклонном возрасте.
Прах его покоится в Десятинной церкви — той, на содержание которой при жизни
князь откладывал десятую часть своих доходов, отчего храм и получил своё
название взамен первого, в честь Пресвятой Богородицы. Его построили греческие
мастера по желанию князя сразу же после его крещения.
День кончины равноапостольного князя Владимира —
15 июля стал днём памяти крестителя Руси. |