Возникновение татарского праздника Сабантуй
связало с земледельческими работами. Это отразилось даже в самом названии
праздника: «сабан» — это яровые (в другом значении слова «плуг»), «туй» —
«свадьба», «торжество». Всё вместе означает торжество в честь сева яровых.
Отмечают этот праздник 25 июня.
Как только сходил снег с полей, собирались старики
аксакалы и договаривались о проведении Сабантуя. Перед назначенным днём дети в
праздничных обновках (обязательно в новых лаптях с белыми суконными чулками)
чуть свет отправлялись по домам собирать крупу, молоко, масло, яйца. Хозяйки
уже заранее специально для детей пекли булочки, орешки и конфеты из теста.
В некоторых деревнях первого вошедшего в дом
мальчика хозяйка сажала на подушку и приговаривала:
Пусть
лёгкой будет твоя нога,
Пусть
будет много кур и цыплят…
Первому обязательно давали яйца и подарков ему
доставалось больше, чем другим.
В наши дни Сабантуй празднуют в июне, когда
завершён цикл весенних полевых работ (обычно это 25 июня).
Когда приближается время праздника, джигиты
(молодые юноши) верхом на лошадях выезжают собирать подарки для победителя в
состязаниях. И никто им не отказывает. Деревенские жители охотно жертвуют для
общего праздника вышитые платки, куски ситца, рубашки и куриные яйца.
В некоторых деревнях иногда седлают до 50 самых
лучших коней. Собранные рубашки, платки, полотенца прикрепляют к лошадиной
сбруе. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника. Если
же юноши собирают подарки без лошади, то обвязываются крест-накрест полотенцем
и все подарки подвешивают на него.
Особо ценным подарком считается полотенце с
ткаными узорами. Его готовят молодые женщины, вышедшие замуж между двумя
последними Сабантуями. Сбор подарков проходит с весёлыми шутками, розыгрышами,
песнями.
В день Сабантуя на просторном лугу неподалёку от
деревни — на майдане — устанавливают длинный шест с привязанным к нему красивым
полотенцем. Народ на празднество стекается со всей округи: едут, идут пешком.
Медные трубы заставляют поторопиться девушек, которые долго наряжаются в свои
лучшие наряды и достают из сундуков украшения, доставшиеся им от прабабушек.
Соревнования начинаются со скачек. Ни один
Сабантуй не обходится без них. Лошадей, участвующих в соревнованиях, отводят от
деревни на 10–15 километров, а финиш устраивают поблизости от майдана. Призы,
которые получают победители в скачках, они потом привязывают к шеям своих
лошадей, чтобы каждый мог видеть, что эта лошадь с развевающимся за гривой
платком, — призёр.
Пока лошади ещё далеко, на майдане состязаются в
беге. Сначала соревнуются мальчишки. Старики отводят их от майдана, и по команде
они во всю прыть несутся к шесту с полотенцем — флагу Сабантуя!
В другом месте в это время проходит национальная
борьба на кушаках. Начинают её два старика, затем поочерёдно выходят мальчики,
юноши и мужчины среднего возраста. Победителя всех схваток называют батыром
Сабантуя. Отныне он сделается знаменитостью. О нём будут слагать песни,
рассказывать легенды. Но это ещё не всё! На поднятых руках победитель должен
унести барана, которого ему вручили в подарок.
И конечно же, как и на всяком празднике, на
Сабантуе не обходится без шутливых состязаний. Отчаянные джигиты стараются
взобраться на гладкий столб или сражаются мешками, сидя на бревне! Всеобщее
веселье царит и там, где проходит бег с ложкой во рту, в которую вдобавок ещё
положено яйцо.
Но больше всего смеха вызывают спортсмены, у
которых нога одного привязана к ноге другого. Одна пара ковыляет впереди,
рвётся к победе, но тут её обгоняет другая… Это веселее, чем из глубокого блюда
с простоквашей губами доставать монету.
Награждают не только победителей состязаний. По
народным законам, никто не должен в этот день уйти с майдана в обиде. Поэтому
бегуну, повредившему ногу, тоже дарят подарок. И к шее коня, пришедшего в
скачках последним, привязывают какой-нибудь утешительный приз.
После состязаний начинаются молодёжные гулянья,
которые продолжаются до глубокой ночи. Считается, что если двое встретились и
познакомились на Сабантуе, то это очень хорошая примета.
|