Обычно этот праздник ещё называют девичьим. А своё
название он получил оттого, что приходится на седьмой неделе по Пасхе, в
четверг.
Происхождение этого праздника ведёт своё начало с
языческих времён. Возможно, он восходит к празднествам в честь Адониса. У
англичан и шведов он называется святым четвергом, у немцев — зелёным четвергом,
в Сибири — тюльпою, вероятно, от слова «толпа», и семухою, в Польше — стадом.
Празднование Семика производится с незапамятных
времён и происходит обыкновенно в рощах, лесах или на озёрах и реках. Девицы,
собравшись гурьбою, идут в лес или к реке, где играют в горелки, пляшут, поют,
угощаются, завивают венки, которые бросают в воду, и загадывают по движению их
по воде. Старые женщины, ворожеи, объясняют девушкам значение положения в воде
венков, и начинаются всевозможные, на разные лады, толкования судьбы.
Старики в Семик ходили прежде на могилы родителей.
В прежние времена отправлялись погребения и поминовения по убитым или
скоропостижно умершим в убогих или скудельничьих домах. Всякий имел право идти
в такой дом, куда мёртвые доставлялись с улиц, с проезжих дорог, и совершить
богоугодное дело, похоронить усопшего по христианскому обычаю, на особых
местах, которые обсаживались деревьями и обращались в зелёные рощи. В одном из
таких «божедомов» погребён был растерзанный народом труп Лжедмитрия.
Семик почитался одним из лучших весёлых весенних
праздников. Почти во всех местностях России убирали в этот день дома берёзками
и усыпали пол травою. Наготовив пива, браги, пирогов, разных угощений,
преимущественно же яичницу, отправлялись девушки в рощу, обматывали ленточками
берёзки, свивали из них венки и целовались через венок, говоря: «Здравствуй,
кум и кума!» Затем, в тени деревьев, под зелёным их навесом, начиналось пированье,
по окончании которого заводили хороводы. В некоторых местах при кумовстве
менялись кольцами и серьгами.
Одна из песен, относящихся к Семику, начинается
так:
Как
у нас в году три праздника.
Первой
праздник Семик честной,
Другой
праздник Троицын день,
А
третий праздник купальница.
По окончании хороводов снова начиналось угощение,
а затем девушки бросались толпой к берёзкам, плели венки, перевивали их лентами
и несли берёзку домой с пением.
В Саратовской губернии для празднования Семика
избирался особый дом, куда приносили разных припасов для пира, не забывая
солода и хмеля; варилась брага, затираемая, заквашиваемая и сливаемая при пении
весёлых песен. В самый же Семик, в полдень, начиналось торжество. Посреди двора
воткнуто срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым стоит горшок с
водою. Девицы ходят по двору или сидят, а мальчуганы держат в руках
заготовленные кушанья, другие — ведро с пивом. Самая бойкая девушка подходит к
дереву, опрокидывает горшок с водою, выдёргивает дерево из земли и затягивает
песню.
По завивании венков, после кумовства, выбирали,
подбрасыванием вверх платков, старшую куму, которая носила это название в
продолжение целого дня. Потом возвращались весёлым хороводом в село с тем,
чтобы в Троицын день снова прийти в тот же лес — развить свои венки. Каждая
пара рассматривала, завял или ещё свеж её венок; по нему судили о своём счастье
или несчастии.
Иногда весёлая толпа отправлялась к реке, чтобы
гадать: чей венок принесётся водою первым к берегу, та прежде своих подруг
выйдет замуж; чей венок приплывёт вторым, та выйдет замуж после своей подруги;
но если венок начнёт качаться на одном месте и не выплывает, то обладательнице
её не выйти замуж; чей венок потонет, той девушке или жениху её суждено вскоре
умереть.
В былые времена праздновался Семик и в Петербурге,
особенно в так называемой ямской слободе. У церкви во имя Рождества Иоанна
Предтечи, называвшеюся прежде оспенною Иоанно-Предтеченскою, так как построена
она была во время свирепствовавшей оспы, на оспенном кладбище, собирались и
простой народ, и аристократия. Целыми вереницами тянулись щегольские экипажи по
Лиговскому каналу от Знаменского моста. На обширном поле разбивались шатры с
лакомствами, устраивались карусели и прочее, здесь можно было встретить всех
своих знакомых.
Знаменитый полководец Суворов, несмотря на всё
своё величие, в Семик собирал у себя гостей, с которыми обедал в берёзовой
роще, под кудрявыми, зелёными берёзками, перевитыми разноцветными ленточками,
при пении народных песен. После обеда играл он и его солдаты, водили хороводы,
играли в горелки. Известный полководец, бегая словно юноша, особенно восхищался
игрою, приговаривая: «жив, жив курилка». |