В древние времена на Руси проводы зимы и встреча
весны были связаны с именем Велеса — языческого бога плодородия и скотоводства.
После того как Русь приняла христианство, праздник этот сохранится. С XVI века
он стал называться Масленицей. Масленая неделя предшествует «печальным дням»
Великого поста и справляется за семь недель до Пасхи — Воскресения Христова.
Масленица — один из самых ярких праздников на
Руси, имеющий глубокие исторические корни. По свидетельству очевидцев, «весёлый
был праздник. И молодёжь, и старики, все в нём участие принимали». В этом
пёстром народном празднике, оканчивающем зиму, ясно присутствует смесь стихий
древнего языческого обряда с христианскими обычаями.
История праздника Масленицы на Руси удивительна.
Его языческая основа всегда находилась в противоречии с христианской верой.
Церковь Масленицу не праздновала, и её воздействие сказалось, пожалуй, только в
обычаях не есть в эту неделю мясного и «прощаться» — просить друг у друга
прощенье в воскресенье вечером перед Великим постом. Это был единственный
крупный дохристианский праздник, который не был приурочен ни к одному
христианскому празднику и не получил нового истолкования, что в свою очередь,
вероятно, способствовало сохранению архаических элементов Масленицы.
Вот как выглядел этот народный праздник в глазах
одного из иностранцев, побывавшего в России в конце XVII века:
«Масленица потому так названа, что русским в
продолжении этой недели разрешается вкушать коровье масло, ибо они во время
поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье. Масленица начинается
дней за восемь до Великого поста. В то самое время, когда бы всякий с сердечным
раскаянием должен был приготовляться к созерцанию страданий Христовых, в то
время сии заблудшие люди предают свою душу дьяволу. Во всю Масленицу день и
ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство, так что ужасно
слышать о том всякому христианину. В то время пекут пирожки, калачи и тому
подобное, в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются мёдом, пивом и
водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как
того-то убили, того-то бросили в воду. Нынешний патриарх давно уже хотел
уничтожить этот бесовский праздник, но не успел; однако ж он сократил время его
на 8 дней, тогда как прежде оный продолжался 14 дней. Масленица напоминает мне
итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом
отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было уничтожить его, но
подобно патриарху русскому успел только сократить его на 8 дней».
У европейских народов во время предпасхального
Великого поста всякие увеселения, игрища и пение песен категорически
запрещались. Православная церковь также придерживалась этого запрета, поэтому
проводы зимы стали справляться перед постом: у русских — это Масленица, у
западноевропейских народов — карнавал. Название праздника Масленица появилось у
русских действительно потому, что ели очень много масляной пищи, «блинов
масляных».
Празднование Масленицы приходится на вторую
половину февраля — начало марта (по новому стилю). Начиналась она по окончании
так называемых свадебных недель. В церковных книгах Масленица называется Сырною
неделею, подобно «всей предшествующей седьмице, на коей в среду и пяток едят
сыр и яйца в отвращение предания Яковитской и Гетрадитской ереси». В это время
ещё стоят морозы, и потому на первый план выдвинулись проводы зимы, а обряды,
связанные со встречей весны, частично передвинулись на более позднее время. Но
масленичный обрядовый комплекс включал в себя и обряды, весенние по смыслу. Это
сочетание весенней и зимней обрядности, переходный характер праздника —
особенность Масленицы.
Масленица в России есть как бы восьмидневное
празднество после Вселенской родительской субботы, в которую поминают усопших,
тогда как в Сырную неделю церковь воспоминает изгнание Адама из рая,
приготовляя христиан к Великому посту. Народ тогда предаётся масленичным
потехам: катанью с песнями на горах и санях, кулачным боям, попойкам и
пиршествам, на коих главную роль играют блины, оладьи. В народном языке
Масленица слыла «честной», а по разгульности — «широкой». Весёлая, изобильная
жизнь называлась масленицей: «Не житьё, а масленица».
В старинном народном сказании и на лубочных
картинках широкая Масленица описывалась так: «Душа моя Масленица, перепелиные
косточки, бумажное твоё тело, сахарные твои уста, сладкая речь; красная краса,
русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трёхматерная дочка,
кеточка, ясочка, ты же моя перепёлочка». В России Масленицу справляли как в
деревнях, так и в городах. В городах наиболее архаические черты её были
утрачены, и Масленица во многом отмечалась так же, как и другие праздники:
ходили в гости, устраивали маскарады, балы, в столичных театрах всю неделю
давали дневные спектакли. Но сохранились и специфические особенности: было
особенно шумное веселье, все обязательно пекли блины, катались и устраивали
карнавальные проводы Масленицы.
Праздник этот собственно состоит из трёх частей:
встречи в понедельник, разгула, или перелома, — в так называемый широкий
четверг, и прощанья — в воскресенье. Как праздник народный Масленица начинается
с понедельника, как праздник гражданский — с четверга.
Катанье на санях по улицам начиналось с
понедельника, а чаще с четверга Сырной недели: «К вечеру ездят целыми
вереницами, а простолюдины катаются с весёлыми песнями». Ледяные горы для
катания строились на Москве-реке и на Неглинной, от Воскресенских до Троицких
ворот, где ныне Александровский сад, до конца XVIII века Контарини «в 1473 году
видел на первой конские ристания и разные увеселения». В Петербурге в XIX веке
у Адмиралтейства строили высокую деревянную гору, спуск с неё покрывали льдом,
с горы катились до Дворцовой площади. Около горы устраивали балаганы, продавали
сладости. Позже веселье было перенесено на Марсово поле.
Многие российские самодержцы принимали участие в
этом разгульном празднике и способствовали его устройству.
При Петре I масленичные потехи устраивались в
Москве у Красных ворот, где он сам в понедельник на Масленице открывал
празднество её, несколько раз покатавшись на качелях с офицерами. По случаю
Ништадтского мира в 1722 году Пётр I дал в Москве невиданный дотоле
маскарад и санное катание.
«В четвёртый день Сырной недели началось движение
большого поезда из Всесвятского села, где собрано было с вечера множество
морских судов разного вида и разной величины полсотни саней, запряжённых
разными зверями. По сделанному ракетою сигналу сухопутный флот, поставленный на
полозья и колёса, потянулся длинною вереницею от Всесвятского к Тверским
триумфальным воротам. Шествие открывал арлекин, ехавший на больших санях, в кои
впряжены были гусем 6 лошадей, украшенных бубенчиками и побрякушками. В других
санях ехал князь-папа Зотов, облечённый в длинную мантию из красного бархата,
подбитую горностаем, а в ногах его восседал Вакх на бочке; за ним свита,
замыкаемая шутом, который сидел в санках, запряжённых четырьмя свиньями. Потом
началось шествие самого флота, коим предводительствовал Нептун, сидевший на
колеснице с трезубцем в руках, везённой двумя сиренами. В процессии находился и
князь-кесарь Ромодановский в царской мантии и княжеской короне: он занимал
место в большой лодке, везённой двумя живыми медведями. Наконец появилась
громада, 88-пушечный корабль, построенный совершенно по образцу корабля
Фридемакера, спущенного на воду в марте 1721 года в Санкт-Петербурге: он имел 3
мачты и полное корабельное вооружение даже до последнего блока. На этом
корабле, везённом 16 лошадьми, сидел сам государь Пётр I в одежде
флотского капитана с морскими генералами и офицерами и маневрировал оным, как
бы на море. За этим кораблём следовала раззолочённая гондола императрицы,
которая была в костюме остфризской крестьянки, а свита её состояла из
придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски. За гондолою появились настоящие
члены маскарада, известные под именем неугомонной обители: они сидели в
широких, длинных санях, сделанных наподобие драконовой головы, и наряжены были
волками, журавлями, медведями, драконами, представляя в лицах Эзоповы басни.
Такое пёстрое и чудное шествие через Тверские ворота потянулось в Кремль при
пушечных выстрелах, куда и достигло к вечеру. Этот маскарад окончился
великолепным фейерверком и пиршеством. В продолжение четырёх дней Московского
карнавала участвовавшие в нём особы по несколько раз сменяли свои костюмы».
По свидетельствам очевидцев, императрица Анна
Иоанновна собирала у себя на Масленице гвардейских унтер-офицеров с их жёнами,
которые тешились русскими плясками: тут же бывали и другие забавы. Кому не
известен устроенный в Санкт-Петербурге перед Масляною 1739 года «маскарад
этнографический» по случаю свадьбы шута в ледяном дворце!
При императрице Елизавете Петровне открылось
катанье в любимом ею селе Покровском, прежнем Рубцове: там сама государыня с
придворными каталась на санях и лыжах. Екатерина II после своей коронации
в Москве во время Масленицы дала народу трёхдневный блистательный маскарад в
аллегорической процессии на улицах городских, который сочинён был актёром
Волковым, под названием «Торжествующей Минервы».
Вероятно, именно благодаря содействию русских
монархов Масленица пополнилась различными западноевропейскими заимствованиями.
Возможно, в подражание римскому карнавалу на Масленице рядились в маски и в
разные странные и смешные костюмы, которые составляли подвижный маскарад
уличный, так замаскированные и наряженные в некоторых краях России катались на
Масленице и в конце XIX века.
Главную роль играют в Масленице блины, которые
пекутся всю неделю; на блины зовут гостей и везде блинами угощают. По древнему
обычаю, блинами поминали усопших; в Тамбовской и других губерниях первый блин,
испечённый на Сырной неделе, клали на слуховое окошко для душ родительских.
В русском быту блины удержались до наших дней.
Давно уже высказано мнение, что блины являются символом солнца и их
изготовление и коллективное поедание отмечало победу дня над ночью, света над
тьмой. В древнеславянских поселениях IX–X веков найдены круглые глиняные
сковородки с зубчатыми краями и с прочерченным ещё по сырой глине крестом,
знаком солнца. Вероятно, они делались для выпечки масленичных блинов. Вся
небольшая сковорода (диаметр около 20 см) с её лучистыми краями являлась
как бы моделью солнца.
Воздействие церкви на характер праздника было
минимальным. Отразилось оно на введённом обычае просить друг у друга прощенье.
Им и завершались сцены русской Масленицы. «На Масленице, — пишет очевидец
в начале XVII века, — русские посещают друг друга, целуются, прощаются,
мирятся, если оскорбили друг друга словом или делом; встретясь даже на улице —
хотя бы никогда не виделись — приветствуют друг друга взаимным поцелуем.
„Прости меня, пожалуй", — говорит один. „Бог тебя простит!" — отвечает
другой. При этом должно заметить, что не только мужчины, но и женщины считают
поцелуй знаком приветствия, когда готовятся в путь или встретятся после долгой
разлуки. По окончании Масленицы все идут в баню». Этот обычай сохранялся и в
XIX веке. Повсеместно, перед тем как ложиться спать, семейные прощались друг с
другом, причём дети кланялись в ноги родителям, а слуги господам.
Борьба и кулачный бой составляли издавна любимую
народную потеху, преимущественно на Сырной неделе, чему скорей всего способствовали
морозы и представившийся случай погреться: эти «гимнастические» упражнения
назывались играми, или игрищами.
Во многих местностях шуточное изображение
Масленицы возили по улицам: брали огромные сани, в которые впрягали 12 лошадей,
и в этих санях возили наряженного мужика, который сидел на колесе, держа в
одной руке полуштоф с вином и калачи. Его сопровождали сидящие с ним музыканты.
В других губерниях оснащали 8 или 10 дровней, в
средину дровней укрепляли довольно толстое дерево, высокое, в виде мачты;
сверху его одевалось колесо, на которое садился какой-нибудь деревенский
весельчак и представлял различные штуки, свойственные деревенскому мужику. Этот
обряд назывался проводами Масленицы. Обыкновенно эту сплочённую массу возили по
всем закоулкам, причём вместо лошадей запрягали несколько человек, уродливо
разряженных. В это время пред ними прыгали и пели деревенские весельчаки.
В Архангельске мясники возили по городу в Сырную
неделю быка на огромных санях, которые были запряжены несколькими десятками
лошадей и связаны с другими санями.
Обряд сжигания соломенного мужика, или Масленицы,
встречался во многих местностях России. Этот обряд, существовавший с
незапамятных времён, также представлял собой остаток от языческих обрядов.
Такой обряд был и у немецких славян, которые 1 марта выносили из селения
соломенное чучело в образе смерти и сжигали его в память усопших, или бросали в
воду.
В Сибири на Масленицу сколачивалось несколько
саней огромного размера и устраивался на них корабль с парусами и снастями. В
них садились и люди, и медведь, и «госпожа Масленица», и разные паяцы. В сани
впрягали лошадей по 20 и возили их по улицам. За этим поездом следовали толпы
ребят, с песнями и разными прибаутками.
В Пензенской и Симбирской губерниях, в субботу на
Масленицу, крестьянские ребята строили на реке из снега своеобразный город с
башнями и двумя воротами, между которыми сделана прорубь. Игра начиналась так:
ребята разделялись на две партии — на конницу и пехоту. Конница осаждала город,
а пехота защищала его.
Конные по данному знаку пускались во всю прыть на
взятие городка, а пешие, вооружённые мётлами, старались маханием испугать
лошадей, чтобы не допустить к городку. Но вот некоторые из конных, невзирая на
сопротивление, прорываются сквозь пехоту и на всём скаку въезжают в ледяные
ворота, что и значит: взять городок. Победителя купали в проруби; после чего
угощали вином всех отличившихся в «бою». Потом, сломав крепость, возвращались в
деревню с песнями. Этой игрой Масленица заканчивалась.
В некоторых приволжских губерниях хлеб, оставшийся
с Масленицы на Чистый понедельник, считался поганым. Точно так же это мнение
бытовало и у староверов. Обыкновенно все остатки масленичной снеди отдавали
бедным кочевым калмыкам.
В некоторых местностях России на первой неделе после
Масленицы у мужчин существовал обычай полоскать рот, то есть опохмеляться, а в
субботу первой недели Великого поста печь постные блины, что называлось
«тужилкой о Масленице».
Существовало убеждение, что не потешиться на
широкую Масленицу, значит, «жить в горькой беде и жизнь худо кончить». Русская
пословица говорит: «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить». |