Одно из самых важных
событий в жизни тайского мужчины — посвящение в монахи, которое считается
возвращением долга уважения его родителям. Существует обычай, согласно которому
каждый мужчина должен принять монашество на небольшой промежуток вымени. Это
происходит до его бракосочетания. Тайцы верят: если мужчина принимает
монашество после брака, то его жена отбирает половину доли уважения,
предназначенной родителям мужа. И поэтому его родителям может не хватить
уважения, чтобы попасть в рай после смерти.
Большинство мужчин, в
благодарность своим родителям, принимают монашество после достижения 20-летнего
возраста.
Мужчина, не прошедший
посвящения в монахи, считается неполноценным и не пользуется уважением в
обществе. После посвящения мужчину называют «Тит», от слова «Будтит». Будтит
означает «человек, прошедший науку», или «обученный».
В сельской местности
пожилые люди, обращаясь к такому мужчине, говорят сначала слово «Тит», а затем
произносят его настоящее имя. Например, Тит Чом, вместо Кхун Чом. Слово «Кхун»
— вежливая форма обращения при разговоре как с мужчиной, так и с женщиной.
Обряд посвящения обычно
проводят в начале дождливого сезона (июль или август), когда монахи по всей
стране не покидают своих храмов.
В деревне в обряде
участвуют все её жители. Они сопровождают «нака» — «одетого в белое, наголо
стриженного будущего монаха» по дороге, ведущей в храм. Это весёлая и радостная
процессия. Многие приплясывают и поют песни.
Церемония начинается с
устного экзамена для будущего монаха. Ему задают вопросы: «Являетесь ли вы
мужчиной?», «Есть ли у вас долги?», «Становитесь ли вы монахом с согласия ваших
родителей?».
Вопросы необходимы для
того, чтобы убедиться — свободен ли молодой человек от мирской суеты и может ли
он посвятить себя религиозным занятиям на время пребывания в храме.
После экзамена «наку»
вручают жёлтое монашеское одеяние, и он готов получить своё первое предписание,
прежде чем стать монахом.
По окончании
трёхмесячного сезона дождей, после вручения нового платья Катин храму,
некоторые монахи вернутся в мир, а другие продолжат своё занятие. Часть из них
примет обет. Тогда они на всю жизнь останутся монахами, чтобы достичь
Просветления и родиться заново. Однако не всякий способен соблюдать 227
буддийских предписаний. Случается, молодой человек в состоянии пробыть монахом
всего несколько дней. И тогда он не сможет заслужить уважение людей.
После окончания сезона
дождей монахи получают новые одежды «Тот Катин» и снова идут по стране. Кроме
новых одежд монахам вручают буддийскую литературу, столовые приборы, денежное
содержание и строительные инструменты: гвозди, ручные пилы, молотки…
Слово «тот» означает
«сделать подаяние монаху», а «катин» дословно переводится как «пяльцы»,
использовавшиеся в прошлом при шитье жёлтых одежд. В те времена из-за нехватки
материала для изготовления монашеских одежд использовались шкуры животных,
добытые на охоте.
Буддисты считают «Тот
Катин» самой важной религиозной церемонией после посвящения в монахи. Каждый
буддист хотя бы один раз в жизни стремится стать организатором церемонии Катин
(на это уходит много времени, сил и денежных затрат). Прежде всего надо заранее
договориться с храмом, иначе можно лишиться возможности быть единственным
спонсором церемонии, особенно если это должно происходить в широко известном
храме. Кто потерпел неудачу, может принять участие в другой церемонии — «Катин
Самакки» или «Объединённый Катин».
|