40 лет блуждали по пустыне иудеи, прежде чем
удостоились вступить на Землю Израиля, и все эти годы они жили в шалашах
(сукках). В Торе сказано: «В пятнадцатый день седьмого месяца (тишрей) (с 16 по
22 октября), когда вы собираете плоды земли, празднуйте праздник Всевышнего
семь дней… в шалашах живите семь дней… чтобы знали поколения ваши, что в
шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из земли Египетской… И тогда
возьмите себе в первый день плод этрога, ветви пальмовые, отростки мирта и верб
речных и веселитесь перед Господом Богом вашим семь дней». В древности этот
праздник называли в Израиле — Радостное время года. Сейчас это праздник Суккот.
Он приходится на время сбора урожая.
Сбор урожая — это большой груд. У земледельцев не
было времени даже вечером возвращаться с поля домой. И потому люди оставались
ночевать в шалашах, чтобы успеть рано утром вновь приняться за работу. Ведь
если зерно переспеет, оно станет осыпаться, а переспевшие фрукты испортятся.
В память о тех шалашах, в Суккот ставят возле
домов лёгкие непрочные сукки. Они совсем не роскошные, ведь их строят по
подобию скромных шатров предков. Но их принято украшать букетами цветов. По
углам ставят корзины с фруктами, нередко кладут огромные золотистые тыквы. На
стенах сукки вешают таблички с именами праотцов Авраама, Исаака и Иакова, а
также персонажей Торы, которым приходилось много скитаться.
Прообразом сукки можно считать и шалаш
земледельца, и шатры скитальцев. Ночуя в этих временных обиталищах, жители
больших городов вспоминают о своих предках, приобщаются к жизни древних евреев.
Кровля сукки должна быть сложена из свежих зелёных веток. Сделать это надо так,
чтобы сквозь них просвечивали звёзды. Свет звёзд напоминает о том, что шаткий
ненадёжный шалаш не мог укрыть скитальцев в пустыне ни от разбойников, ни от
диких зверей. Однако Бог оберегал евреев и посылал им пропитание.
Если у еврея нет ни собственного дома, ни двора,
где можно воздвигнуть шалаш, он может присоединиться к строительству сукки во
дворе синагоги. В этот день в синагоге совершается особая служба. Во время
молитвы произносится благословение над этрогом и лулавом. Этрог (цитрон) похож
на крупный лимон. Это очень ароматный плод. Для праздничной службы берут только
отборные плоды. Чтобы этрог не помялся и не испортится, его хранят в
специальных шкатулках. Слово «лулав» на иврите означает «пальмовая ветвь». Для
службы выбирают молодую, нераспустившуюся пальмовую ветвь, длинную и тонкую,
как остриё сабли. Поместив её в центр, с одной стороны к ней присоединяют три
веточки мирта, с другой две ветки вербы. Нижнюю часть сложенных вместе веток
оплетают пальмовыми волокнами.
Собравшиеся во время молитвы взмахивают этрогом и
лулавом во все четыре стороны, а также вверх и вниз. Этот очень древний обычай
символизирует вездесущность Бога.
Существует толкование, что этрог, пальмовая ветвь,
митр и верба, собранные вместе, олицетворяют народ Израиля. Но почему? Ведь они
так непохожи… Но ведь и один еврей не похож на другого. Один изучает Тору и
совершает добрые дела, он подобен этрогу, который чудесно пахнет и съедобен.
Другой, хоть и не сведущ в Законе, но живёт согласно заповедям Торы — он
подобен пальме, которая даёт плоды, но не благоухает. Есть и такие, которые
много учились и умеют красиво говорить, но делают мало. Они подобны мирту,
который пахнет хорошо, но не даёт съедобных плодов. Наконец, есть и люди просто
невежественные и чёрствые, не наделённые ни пылким умом, ни добрым сердцем. Они
похожи на вербу, которой не дано ни вкуса, ни запаха. Но всё-таки Бог соединил
всех в один букет — один народ, чтобы помогали друг другу, просвещали друг
друга и отвечали друг за друга.
В седьмой день праздника обходят синагогу семь
раз. При этом восклицают: «Хошана!» Это слово перешло и в русский язык. Там оно
звучит «Осанна!», «Хошана!» означает «Спаси!». Седьмой день Суккот так и
называется «Великое спасение» — «Хошана-рабба».
|