В последний день октября христианская церковь чтит
память одного из 70 учеников Иисуса Христа — святого апостола Луки. Он — автор
третьего по счёту канонического Евангелия в Новом Завете, где наиболее полно и
хронологически чётко описано всё, что было известно христианам об Иисусе Христе
и Его учении. Именно он дал твёрдое историческое обоснование христианской веры.
Св. Лука тщательно исследовал факты и включил в Евангелие рассказы самой
Пречистой Девы Марии.
Предполагается, что Лука родился в Антиохии. Он
был греком, язычником, который, как и многие его земляки, перешёл затем в
христианскую веру.
Лука был человеком образованным. Врач по
профессии, он занимался ещё и живописью, а также неплохо разбирался в
юриспруденции.
Антиохия первого века нашей эры была одним из
самых значительных центров греческой культуры и эллинских культов, городом
большим и богатым. И именно здесь возникла одна из крупнейших христианских
общин, которая сыграла значительную роль в формировании христианства вообще.
Лука исповедовал новую веру Христа с рвением и
страстью. Судьба свела его с апостолом Павлом, который часто приезжал в
Антиохию. Внешне, как описывают, Павел был неприметным человеком. Но, как и
всех, кто слышал и знал апостола, Луку ошеломил и покорил горячий и дерзкий ум Павла.
Лука участвовал во многих миссионерских путешествиях апостола Павла. Помимо
Евангелия, Лука написал также «Деяния апостолов», которые посвящены в основном
деятельности Павла и истории раннего христианства.
Лука проповедовал в Риме, Ливии и Египте, в
Фиваиде и Фивах. Он был свидетелем мученической смерти апостолов Петра и Павла.
Позднее он написал иконы с их изображением.
По свидетельству древнехристианского предания,
евангелист Лука первым написал образ Богоматери с Предвечным младенцем, а потом
ещё две иконы Пресвятой Девы, показав их самой Марии. Матерь Божия, повествует
предание, благословила его труд.
В Четьях-Минеях отмечается, что от евангелиста
Луки распространилось «доброе и пречестное дело писания икон». У
мастеров-иконописцев евангелист Лука почитался наставником иконной живописи.
Богословам и историкам удалось определить дату
написания Евангелия от Луки. В 21-й главе евангелист упоминает о разрушении
Иерусалима. Так как оно произошло в 80 году, то ранее этого года Евангелие,
естественно, написано быть не могло. Кроме того, в тексте Евангелия от Луки
есть намёк на преследование христиан при императоре Домициане. В тоже время
богословы обратили внимание на отсутствие каких-либо упоминаний о посланиях
Павла, хотя во вступлении речь идёт об источниках, которые касаются жизни
Иисуса Христа. Домициан царствовал с 81 по 96 год, а послания Павла, по мнению
экспертов, были забыты на долгое время и появились снова только в 95 году. Из
этого следует, что Евангелие от Луки было написано за несколько лет до 95 года,
то есть скорей всего около 90 года. И автор Евангелия к этому времени был, без
сомнения, уже очень пожилым человеком.
Лука создавал своё Евангелие в то время, когда
исповедание христианской веры считалось в Римской империи преступлением.
Рассказывая об Иисусе, Лука — единственный из евангелистов — упоминает об
отношении Сына Божия к женщинам и детям. За первыми он признаёт право на
духовную жизнь, а о вторых так говорит ученикам, которые не хотели впустить к
Нему детей: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых
есть царствие Божие». В то же время Лука показывает Иисуса Христа как сурового
судью сильных мира сего: «Удобнее пройти сквозь игольные уши, нежели богатому
войти в царствие Божие».
Считается, что Евангелие от Луки — наиболее
поэтическая книга Нового Завета.
|