На юго-западе Малой Азии, на территории
современной Турции, некогда существовало богатое государство Ликия. Персы,
Александр Македонский, династии Птолемеев — кто только не имел отношения к её
истории… Но одна из самых ярких её страниц связана не с войнами и смертями, а с
человеческой добротой и благородством. Здесь, на берегах Средиземного моря, в
III веке родился человек, которого мир знает сегодня как святого Николая
Чудотворца и даже как «Рождественского Отца».
…Во второй половине III века на берегу
Средиземного моря, в городе Патара, в богатой семье родился сын Николас (Николай).
Он рано посвятил себя служению Богу. Юноша был посвящён в духовный сан и много
занимался благотворительностью, совершил паломничество в Палестину. По пути
Николай обнаружил в себе дар творить чудеса: укротил бурю на море, воскресил
разбившегося матроса. По возвращении он поселился в родном городе Мира и вскоре
его назначили архиепископом.
Много чудесных дел совершил Николай. Он спас Миру
от голода, явившись во сне купцу, вёзшему морем хлеб для продажи, и уговорив
его пожертвовать зерно — груз целого корабля — умирающим от голода жителям
Миры. Николай помог морякам на море во время шторма, уберёг от разврата девиц,
помог усмирить восстание в одной из областей Фригии. Во времена правления
римского императора Константина Николай, явившись на место казни трёх невинно
осуждённых горожан Миры, выхватил меч из рук палача и всенародно обличил
подкупленного судью.
Получивший от родителей большое состояние, Николай
всегда помогал бедным и несчастным. Слава о нём разнеслась по другим странам.
Он оказывал покровительство похищенным и погубленным детям: всегда находил их и
возвращал к жизни.
Существует предание о трёх сёстрах. Неподалёку от
церкви епископа Николая жили три сестры, отец которых был очень беден и не мог
дать своим дочерям никакого приданого. А без него они не могли выйти замуж.
Однажды холодным рождественским вечером сёстры завели разговор о том, как же им
выйти замуж. Старшая решила продаться в рабство, а на вырученные деньги дать
приданое любимым сёстрам. Но те не соглашались. Их разговор через открытое окно
услышал проходящий мимо Николай. Он сходил в церковь, взял кошелёк с золотом и
подкинул в окно дома, где жили сёстры. Приданого хватило для одной из них.
Через год в тот же день св. Николай подкинул кошелёк, и средняя сестра вышла
замуж.
На третий год Рождество выдалось очень холодным,
окна во всех домах были закрыты, и Николай забрался на крышу дома и кинул
кошелёк в дымовую трубу. Младшая сестра только что постирала чулки и развесила
на верёвке у очага. Кошелёк угодил прямо в чулок. С тех пор так и повелось.
Каждый год рождественским утром бедные семьи Миры находили у порога яблоки,
сладости и игрушки, положенные в яркие чулки.
Между тем в городе никто не догадывался: кто же
этот загадочный человек, помогающий бедным и сиротам. И придумали образ доброго
старика с мешком подарков, который спускается с горы Бейдалары и помогает
жителям Миры. Моряки видели в святом Николае покровителя и защитника, крестьяне
— участливого помощника.
Существует немало описаний внешности Николая —
высокий лоб, заботливый взгляд пастыря, в котором преобладает то мягкость, то
строгая проницательность.
Николай умер в глубокой старости в Мире и был
похоронен в местном соборе. После смерти он был причислен клику святых, а его
мощи — одна из самых чтимых христианских святынь.
В XI веке Мира страдала от турецких набегов. Всё
христианское осквернялось или предавалось огню. И тогда христиане тайно вывезли
мощи чудотворца в итальянский город Бар (ныне Бари). Произошло это 9 (22) мая
1087 года. Этот день на Руси отмечается как праздник Перемещения мощей
святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. Существует предание: когда саркофаг
св. Николая открыли, чтобы увезти его мощи, оттуда исходило такое благоухание,
что несколько дней весь город был окутан дивным запахом.
Некоторые учёные, в основном турецкие, высказывают
предположение, что мощи, вывезенные в Италию, не принадлежали св. Николаю. Они
объясняют это тем, что во время многовековой исламизации страны значительная
часть ценностей из церкви была спрятана христианами в разных местах. И скорее
всего саркофаг св. Николая мог быть указан ими неверно с намерением сохранить
святыню от возможного осквернения. Учёные не исключают и такой версии: мощи св.
Николая до сих пор находятся здесь, в церкви, но скрыты глубоко под грунтом.
Ведь церковь многократно перестраивалась.
Во время арабских набегов IX века церковь
Св. Николая в Мирах была сильно разрушена, но два века спустя её
практически восстановили — фрески и мозаики вновь засверкали на её стенах.
Однако с годами церковь заносило песком, и она погружалась в забвение. В 1853
году представители Российской империи, среди которых была княгиня Анна
Голицына, выкупили участок земли вокруг церкви, чтобы основать русскую колонию
в монастыре Св. Николая. Договор о продаже земли с представителями Османской
империи был подписан, и начались раскопки церкви. Однако вскоре началась
Крымская война, и турецкие власти подписанное соглашение отозвали.
Лишь в 1951 году учёные из Университета Анкары
приступили к восстановительным работам. Сегодня уже можно любоваться небольшой,
но величественной частью воссозданной церкви. Несмотря на то что разрушения
были значительные, всё же удалось реконструировать главное: мощные колонны,
поддерживающие массивный купол. Сохранился и саркофаг, где был похоронен св.
Николай. (Хотя споры о его подлинности продолжаются.) На желтоватом мраморе
выбиты рисунки, похожие на причудливые цветы. Искусные византийские мастера
передали красоту жизни и бессмертия, создав для святого изысканную по красоте
последнюю обитель.
Долгие годы учёные не могли прийти к единому
мнению: тот ли это саркофаг или более позднего периода, действительно ли в нём
находились мощи св. Николая?!
Совсем недавно, проведя кропотливую работу по
изучению саркофага, всё же установили: крышка его несомненно относится ко времени
жизни св. Николая. Отверстие на верхней стороне имеет воронкообразную форму,
которую можно встретить только на саркофагах византийского периода. Напротив
воронки в полу саркофага имеется отверстие. В давние времена внутрь заливали
церковное вино и масло. Масло скапливалось внутри и потом использовалось для
заполнения специальных сосудов, приносимых паломниками. Крышку саркофага
украшают мастерски вырезанные в камне листья аканта — ещё одно из
доказательств, потому что в дальнейшем крышки имели другую форму («клине»).
В церкви с двух разных сторон находятся часовни. В
одной из них чудом сохранилось захоронение под арочным сводом. На крышке
саркофага — надписи на церковнославянском языке. Учёные датируют их XIX веком.
Известно, что эта плита была пожертвована церкви русским царём
Александром II. Он принимал участие в финансировании реставрации церкви в
1863 году. Текст на крышке саркофага гласит: «Правило веры и образ кротости,
воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал смиренном
высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога
спаситеся душам нашим». К сожалению, резчик, делавший надпись, не был знаком с
кириллическим алфавитом, и оттого сделал немало ошибок и неверно изобразил
некоторые буквы. Но всё же смысл написанного вполне можно понять.
Культ Николая проник на Русь очень рано. В 882
году в Киеве уже существовала купеческая церковь в честь св. Николая. День
перенесения мощей чудотворца в Бари на Руси стал весенним праздником, который в
народе называют Никола вешний, весенний Николин день, Никола травяной, тёплый.
Вешний Никола известен и как «лошадиный праздник».
Никола — покровитель урожая, земледелия, безотказный помощник в делах и заботах
крестьянских. Праздник отмечали так: лошадей выгоняли в поле, священник служил
специальный молебен, после чего конюхи и лошади окроплялись святой водой. Парни
в первый раз ехали в ночное и на лугах, при свете костров справляли свой
нехитрый пир. После заката солнца прибегали и девушки. Надзора со стороны старших
не полагалось, и молодёжь на полной свободе водила хороводы, пела песни и
плясала до утра.
В это время устанавливалось лето и определялся сев
яровых хлебов. О предстоящем урожае судили по поведению лягушек. Если на Николу
заквакают лягушки — хороший будет овёс. «В Николу лягушка квачет — овёс
скачет», «Если ольха зацвела — сей гречиху», «До вешнею Николы не следует
купаться».
Великая милость, если в Николин день дождь польёт.
Батюшка
Николай!
Давай
дождя большого!
На
нашу рожь,
На
бабий лён
Поливай
ведром!
В Древней Руси Николай Чудотворец почитался и как
небесный покровитель в делах военных, как неустанный защитник в борьбе с
врагами Отечества. На некоторых иконах Николай изображается с грозно поднятым
мечом в правой руке. Но самый распространённый культ этого святого — его
морское, водное покровительство. Строилось много церквей любимому и чтимому
святому Николаю и назывались они «Николами Мокрыми».
Редко в каком доме не стояла икона св. Николая в
красном углу рядом с иконой Спасителя и Богоматери. Русские люди всегда верили:
«Нет за нас поборника супротив Николы», «Попроси Николу, и он скажет Спасу».
Потому и говорили о нём: «Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит
доле», «Благому чудотворцу Николаю два праздника в году, а Касьяну немилостивому
— один в четыре года», «Николай — второй после Бога заступник. Покровитель
земледелия и скотоводства, хозяин земных вод, милостивый святой, заступник от
всех бед и несчастий». Русский народ сложил не только множество пословиц и
поговорок, связанных с именем Николая, но и легенд. Например, о купце Садко и
Николае Можайском, о соперничестве св. Николая с Ильёй-пророком…
День смерти Чудотворца — 19 декабря — дал рождение
другому русскому празднику: Николы зимнего, холодного. В эпоху крепостного
права день зимнего Николы являлся сроком уплаты оброка и других податей. По
санному пути отвозили крестьяне хлеб, мясо, молоко, а также вносили оброчные
деньги. До наших дней дошла поговорка: «Николин обоз для боярской казны дороже
золота».
В Николин день заканчивались все работы на поле,
урожай получен, крестьянин подсчитывал — хватит ли его до нового урожая. В
деревнях в этот праздник священники ходили по домам с молебнами.
В западных губерниях России существовал обычай
сучить большую — 15–20 килограммов — мирскую свечу Николаю. В зимний Николин
день полагалось есть мёд в сотах. Воск, оставшийся от трапезы, собирали по
домам, чтобы получилась большая мирская свеча. Затем её приносили в церковь и
ставили перед иконой святого.
В урожайные годы праздновалась Никольщина: из
зерна нового урожая варили пиво, пекли пироги и 3–4 дня шло общее веселье. «В
Николин день во всяком доме пиво», «На Никольщину зови друга, зови ворога — оба
будут друзьями», «Никольскую брагу пьют, а Никольское похмелье — бьют»,
«Никольщина не ходит с поклоном на барский двор».
С зимнего Николы начиналось время сватовства.
Служили молебны те, кто думает женить или жениться.
В этот важный в жизни молодого человека момент
старики их учили народной мудрости: «Выбирай не невесту, а сваху», «Одна только
сваха за чужую жизнь божится», «Не заламывай рябинку не вызревшу, не сватай
девку, не вызнавши», «Один женился — свет увидел, другой женился — с головой
пропал», «Не кайся, рано вставши; кайся, рано женившись», «Доброю женою и муж
честен».
На Николу вечером не работают. Молодые собирались
на посиделки. Молодцы просили девушек спеть песенку, особую. После того как она
заканчивалась, парни предлагали целоваться, и девушкам отказываться нельзя
было: «Сама спевала, сама и целовала».
В народе сложено много примет на Николин день:
«Хвали зиму после Николина дня», «Первые морозы — Никольские», «Перед Николой
иней — овсы хороши будут», «Иней на Николу — к урожаю».
|