Праздник Тайпусам трудно с чем-нибудь сравнить по
остроте впечатлений. Особенно его почитают индуисты в Малайзии.
Торжество начинается в пять часов утра. Серебряная
колесница, увитая гирляндами цветов, на которой возвышается статуя святого
Субраманиама, в окружении многотысячной толпы открывает торжественное шествие.
Они идут в священное место Бату-кейвс (Каменные пещеры).
Согласно легенде, святой Субраманиам исполняет
даже невозможные желания. Но чтобы в Тайпусам обратиться к святому, нужно иметь
редкое мужество.
Мужчины несут кокосовые орехи. Через некоторое
время они их разбивают и предлагают прозрачную жидкость священникам, прося у
них благословения. В руках у женщин и детей — небольшие кувшины с мёдом и
молоком, предназначенные святому Субраманиаму. На плечах многих мужчин тяжёлые
кавади. Это слово означает «жертвоприношение на каждой ступеньке». Железная
дуга как нимб окружает человека, держащего её. По всей длине на небольшом
расстоянии в центр спускаются металлические цепи или спицы с крючками на
концах. Эти крюки, воткнутые к грудь идущего, крепко держат «кавади». На самом
верху, хорошо укреплённые, стоят сосуды с молоком, в котором позже омоют статую
святого Субраманиама. Даже дети иногда несут такие кавади, а идущие рядом
кричат им: «Вел-вел», что означает «копьё». Тем, кто несёт кавади, предстоит
ещё одно испытание: надо проткнуть язык или щеку острой иглой.
Когда подносят так называемые иглы, больше похожие
на пики или ножи, крики толпы усиливаются. Дети, закатывая глаза и подражая
взрослым, входят в транс. Если при прокалывании языка или щеки появится хотя бы
немного крови, окружающие сочувствуют злому человеку — ведь его обет не был
принят святым Субраманиамом.
Подготовка к тяжёлому испытанию начинается за два
месяца. Есть можно только рис и овощи, а пять последних дней — молоко и бананы.
Они готовят себя к моменту, когда дух святого Субраманиама переселится в них.
Это должно произойти во время обета, то есть когда укрепляют кавади на теле.
Если в этот момент появится хотя бы капля крови, — всё напрасно. Значит, в
течение этих двух месяцев человек чем-то осквернил свою душу.
В день праздника огромная толпа подходит к
Бату-кейвс. Зрелище незабываемое. В огромной скале, высотой с пятидесятиэтажный
дом, почти отвесно вырублено более 270 ступенек. Они ведут наверх, где в
гирляндах из орхидей и магнолий утопает вход в пещеру. У скалы внизу — ковры из
цветов, выложенных замысловатыми орнаментами.
И без того душный воздух становится жарче от
разгорячённых тел. Те, кто несут кавади, поют, возвышая силу духа и свою веру.
Здесь же исполняется особый обет. Трое мужчин держат длинные ножи-паранги
остриём вверх. Некоторые, кто несут кавади, осторожно ступают только на паранги,
не касаясь ногами ступенек, и поднимаются наверх. Ножи быстро переставляют с
одной ступеньки на другую, облегчая долгий путь отважным верующим. Ни капли
крови, а ведь тонкий край паранга напоминает остриё бритвы! Поднявшись наверх,
многие произносят молитвы или исполняют ритуальный танец, а потом,
обессиленные, падают на колени.
Назовите это как хотите: магия, ворожба,
неистребимая вера в чудеса, но это существует и живёт в душах сотен тысяч
людей. |