Общебуддийский праздник Весак, или Дончод (в
монголо-бурятской традиции), отмечается на второй неделе 1-го летнего месяца
(мая). Это единая дата для всех стран буддийского мира.
В этот день случились сразу три события в жизни
Будды: его последнее земное рождение, просветление и погружение в нирвану.
Между первым и последним событиями прошло 80 лет. Просветлённым он стал в 35
лет, но всё это, согласно традиционной биографии Будды, произошло в один день.
Целую неделю монахи рассказывают в храмах о жизни
Будды. Вокруг храмов и монастырей движутся торжественные процессии, изображая
театрализованные версии этих трёх событий. В процессиях и храмовых службах
принимают участие не только монахи, но и многочисленные верующие.
В китайских храмах, а также буддисты у себя дома
омывают статуи будд подслащённой водой и осыпают их цветами. Многие покупают
разных водяных тварей и выпускают их в воду, совершая угодный Будде «обряд
освобождения живности». В некоторых семьях готовят постную кашу из риса,
смешанную с различными видами сушёных фруктов и орехами — миндалём, арахисом.
В Центральном и Восточном Китае ко дню рождения
Будды рис варили в отваре из листьев чёрного дерева, которому приписывали
магические свойства. Такой рис, приобретавший тёмный оттенок, монахи посылали в
дар своим прихожанам. Во многих провинциях эта традиция существует и сегодня.
Легенда рассказывает, что зачинателем традиции,
возникшей в XII веке, был полководец Ян Вэньгуан. Однажды его бросили в тюрьму
и не давали есть. Но сестра полководца сумела обмануть бдительность тюремщиков,
послав брагу корзинку с «чёрным рисом». На её дне был спрятан меч. Ян Вэньгуан
вырвался из тюрьмы в день рождения Будды.
В другой провинции существует другое предание.
Любящий сын накормил «чёрным рисом» свою мать, превратившуюся после смерти в
голодного духа.
Крестьяне в Китае по-своему отмечали этот
праздник. Он считался днём рождения буйволов. Пахотных буйволов свободно
отпускали пастись накануне сева, а в первый день сева вся деревня выходила на
поля, и старейший пахарь под грохот гонгов и хлопушек высаживал первый росток
риса.
Жители провинции Хунань в праздник омовения Будды
вывешивали заклинание против насекомых: к дверям дома приклеивали крест-накрест
полоски жёлтой бумаги с надписью: «В этот праздник легендарный маг Люй Дунбинь
зайдёт отдохнуть. Святой небожитель дунет раз, и все насекомые разлетятся».
Сычуаньцы вывешивали красную бумагу с надписью: «Выдаём замуж волосатых
насекомых».
В уезде Юнинь праздник отмечали общинными
жертвоприношениями богам, которые сопровождались плясками нарядно одетых
девушек и юношей.
В Корее праздник День рождения Будды — самый
красочный и значительный. Он также известен как праздник фонарей. В этот день в
Сеуле можно видеть море разноцветных бумажных фонариков, укреплённых на высоких
бамбуковых шестах почти перед каждым домом. Дом, в котором за истекший год
родился сын, украшали бумажными изображениями рыб — символ мальчика. Фонари
были различной формы и окраски — в форме дыни, цветка лотоса, барабана, лодки…
Одетые в нарядные костюмы дети стреляли из хлопушек. Всю ночь в городе не
закрывались ворота, и люди гуляли, любуясь фонарями.
В монастырях совершали омовения и окропления
статуй Будды, особенно статуй, изображавших Будду-ребёнка.
В
праздник любованья фонарями
Хорошо
подняться на террасу
В
час, когда ещё не село солнце
И
всё видно далеко вокруг.
Фонари
развешены повсюду.
А
в бутонах лотосов бумажных
Маленькие
девочки укрылись,
Лотосы
раскроются — и дети
Журавлей
прожорливых прогонят.
Тех,
которые клюют цветы.
На
востоке поднялась луна.
Разливается
вокруг сиянье.
Будто
солнце загорелось снова.
Фонари
горят. Луна сияет.
Светятся
и Небо и Земля.
В Японии День рождения Будды известен также как
праздник цветов.
Согласно легенде, Будда родится в тот момент,
когда его мать собиралась переломить стебель цветка. В тот же день бог полей
спускался с гор и люди встречает его цветами. На это время приходится и период
цветения сакуры.
Праздник в Японии начали отмечать давно, с 840
года. На территории буддийских храмов на постаменте помещали небольшой макет
четырёхугольного храма высотой 50–60 см, без стенок. В центре
устанавливали плоскую чашу, а в ней — небольшую статую Будды-ребёнка.
Скульптура изображала Будду в тот момент, когда он, согласно преданию,
произносил слова: «Я — владыка мира, я — лучший в мире, я — первый в мире».
Центральный обряд праздника начинался в тот
момент, когда дети поливали изображение Будды-мальчика особым чаем. Его
готовили из листьев гортензии, растущей высоко в горах. Существовало поверье:
если прикоснуться пальцами, смоченными в таком чае, к статуе Будды в том месте,
где у тебя болит, то наступит исцеление. Родители приводили в храмы больных
детей, надеясь на помощь Будды.
Обычай поливать фигурку Будды сладким чаем связан
с легендой о рождении Будды. Когда маленький Будда сделал первые семь шагов и
простёр руки вверх, а затем опустил их вниз, морской дракон пролил на него
сладкий дождь.
В праздничный день устраивались процессии детей в
нарядных одеждах и с цветами в руках. Они танцевали и пели.
Почти во всех сельских районах страны существовал
обряд выставлять и перед обычными жилищами ветки дикой азалии.
Монахи-отшельники, чтобы отметить День рождения Будды, поднимались высоко в
горы.
Один японский учёный так описал праздник:
«Верующие в числе 20 человек, одетые в белые
развевающиеся одежды, несут на плечах небольшой храм с помещённой внутри
небольшой статуэткой Будды-ребёнка. Процессию сопровождает такое же число
священников… Во время шествия они трубят в большие морские раковины. Процессию
встречает другая группа священников в праздничных облачениях, числом около
шестидесяти, и тридцать детей, одетых в красивые шёлковые кимоно, с
позолоченными коронами на голове…
На алтарь храма возлагаются цветы. Там же
возжигаются курения. Дети декламируют специальные посвящения и поют песни. Хор
из шестидесяти священников начинает петь религиозные стихи, призывающие к
вечному миру.
В это время выходят на возвышение и танцуют перед
алтарём, пестреющим от множества цветов, дети в возрасте от пяти до восьми
лет».
В наши дни праздник остаётся праздничным зрелищем.
Оно также проходит, но образному выражению Р. Киплинга, посетившего
Японию, «на фоне пиршества цветов».
В Таиланде день Весака Пуджа празднуется в честь
рождения, просветления и смерти Будды. Повсюду развиваются религиозные флаги.
Проходят торжественные церемонии. В сельской местности люди встают ранним
утром, чтобы приготовить еду и сладости для монахов. На рассвете они
направляются к близлежащему храму, где и проводят большую часть дня.
Основные события проходят вокруг храмов. В течение
целого дня люди слушают проповеди, а к вечеру принимают участие в свечной
процессии. Во время её каждый держит в руках цветы, три благовонные палочки и
зажжённую свечу, что символизирует три святыни — Будду, его Учение и его
Последователей.
На празднике в храме Путта Монтон, где установлена
статуя Идущего Будды, присутствует королевская семья. Один из её членов
возглавляет свечную процессию.
Больше всего сладостей и подарков достаётся в этот
день мальчикам-послушникам.
|