Не раз моряки и путешественники, находившиеся недалеко от Курильских островов, видели, как в ночной мгле на горизонте внезапно появлялось яркое пятно. Оно быстро передвигалось и увеличивалось буквально на глазах. Гигантский овал нередко достигал в ширину до полукилометра. Но, главное, от него далеко вверх уходил яркий столб света — можно было даже различать предметы на палубе, причём некоторые из них почему-то светились…
Это явление знакомо жителям Дальнего Востока и Японии уже около сотни лет. Его называют «горящим кругом», «курильским светом», «блестящим облаком». Попытки объяснить такое свечение океана статическим электричеством, возникающим от пепла вулканов, успеха не имели.
22 августа 1909 года судовой врач парохода «Охотск» Ф. Д. Дербек наблюдал в океане подобное зрелище, о котором составил подробный отчёт. Примерно в 23.00 под кормой парохода вспыхнул яркий зеленовато-белый свет, быстро охватывающий увеличивающееся пространство на поверхности воды. Пятно окружило корабль и некоторое время двигалось вместе с ним. В какой-то момент оно оторвалось от парохода, быстро опередив его. Скорость пятна нарастала, и за две-три минуты свечение достигло горизонта. Странно, но факт: за первым пятном под кормой вспыхнуло второе, за ним третье и четвёртое. И всякий раз повторялось одно и то же — охват свечением всего судна, отрыв от него, уход с нарастающей скоростью и освещение горизонта.
С этим явлением перекликается картина, наблюдавшаяся в Аравийском море в 1975 году с борта советского экспедиционного судна «Владимир Воробьёв». Выполняя океанографические исследования, его команда заметила вокруг судна яркое белое пятно диаметром 300–400 метров, причём оно вращалось против часовой стрелки, распадаясь на восемь частей! Эхолот отметил глубину места 170 метров и одновременно зафиксировал под килем присутствие некой массы на глубине примерно 20 метров. «Дорасследование» Океанографической комиссией Академии наук СССР показало, что непосредственно перед появлением пятна вышел из строя электрогенератор, питающий траловую лебёдку. Вокруг судна пробегали восемь загнутых лучей, напоминающих лопасти турбины. Через полчаса свечение ослабло, а диаметр «колеса» уменьшился до 80–100 метров…
Особую достоверность, как всем понятно, имеют свидетельства военных моряков. Командир корабля ВМС США капитан 3-го ранга Дж. Р. Бодлер доносил в своём рапорте, что 14 ноября 1949 года, при прохождении Ормузским проливом (соединяющим Персидский и Оманский заливы), члены экипажа пережили нешуточное волнение. Была ясная безлунная ночь. Когда появился маяк на острове Литл-Коин, вахтенный офицер попросил командира подняться на мостик. Оба увидели с левого борта вращающееся пульсирующее пятно диаметром 300–400 метров. Из его центра исходили лучи, напоминающие спицы огромного колеса. Через некоторое время корабль приблизился к «колесу» и даже прошёл над его центром. Когда командир отвёл свой корабль на несколько миль в сторону, справа от него возникло ещё одно светящееся пятно, а через полчаса — третье, причём несколько минут были видны все три «колеса».
Известны случаи наблюдения с кораблей сразу четырёх подобных образований, а моряки теплохода «Гленфоллох» видели в Сиамском заливе два соосных светящихся колеса, вращавшихся друг над другом в разные стороны!
Профессор океанографии Курт Калле проанализировал 70 сообщений о «фигурном» свечении моря за 60 лет, зарегистрированных в вахтенных журналах кораблей и судов при прохождении ими Аденского и Персидского заливов, залива Мартабан, Малаккского пролива и заливов около Таиланда. В северных участках Индийского океана игра света, согласно данным Калле, не ограничивалась «колёсами» или диковинными узорами, быстро меняющими свою форму. Например, в 1925 году командир французского эскадренного миноносца «Прюссен» сообщал:
«Неожиданно вокруг корабля всё засветилось. Свет исходил от множества всплывающих с больших глубин шаров диаметром с четверть метра. Они поднимались кверху со скоростью полметра в секунду с интервалом 20–30 секунд. У самой поверхности шары раздувались вдвое и, окончательно всплыв, рывком растягивались в разные стороны, превращаясь в гигантские диски диаметром до 120 метров! Эти яркие серебристо-зелёные образования некоторое время колыхались над поверхностью воды, сохраняя свою форму, а затем гасли в темноте…»
Курт Калле заметил, что участки наиболее интенсивного проявления световых эффектов совпадают с зонами сейсмической активности в океане. Сейсмические волны излучаются из одной точки на дне. На мелководье, как считает профессор, часть основной ударной волны отражается от поверхности, затем от донного фунта и вновь от поверхности. В результате возникает интерференционная картина, создающая эффект бегущих полос света. Надо сказать, что далеко не все исследователи поддерживают эту гипотезу Курта Калле, которая, в частности, не объясняет эффекта светящихся «колёс».
Кстати, советским океанологам довелось встретиться 1 сентября 1968 года с более осязаемым проявлением «призраков океана». В тот день научно-исследовательский корабль «Академик Курчатов» дрейфовал в юго-восточной части Тихого океана недалеко от берегов Южной Америки. Периодически учёные опускали за борт приборы и устройства для исследовательских целей. На толстых стальных тросах уходили вниз термометры, радиометры, планктонные сети, грунтовые трубки. На лебёдках стояли опытные операторы, погода была хорошая, ничто не предвещало неожиданностей.
Вдруг по достижении одним из приборов глубины 500 метров трос пошёл в сторону, словно кто-то его потянул, и обвис! Прибор сорвался! Через минуту оборвались толстые тросы с грунтовой трубкой и дночерпателем. Разрыв сразу трёх тросов! Такого за 20 лет плаваний ни разу не случалось. Когда оборванные тросы подняли на палубу, огорчённым исследователям было чему удивиться: у места обрыва все увидели до блеска натёртый двухметровый кусок! Как будто кто-то перепилил трос огромным напильником! Кто это мог сделать? Ответа океанологи так и не нашли…
Мировой океан заполнен звуками, происхождение которых по большей части известно учёным. Однако иной раз гидрофоны (приборы, улавливающие подводные шумы) регистрируют настолько необычные звуки, что они ставят в тупик исследователей. Учёные записывают их, анализируют и даже дают названия, в какой-то степени характеризующие особенности звучания: «Свист», «Вой», «Поезд», «Торможение».
Монотонный звук под названием «Восходящий», сопровождавшийся всплесками, постоянно регистрировался в период между 1991 и 1994 годами. Потом он пропал, но спустя некоторое время вновь зазвучал, пока не приобрёл небывалую интенсивность, равную которой океанологи никогда не регистрировали! Сначала это звучание приписывали китам, но когда сигналы засекли в противоположных точках Тихого океана, поняли, что китам не по силам столь мощные «крики». К тому же таинственные звуки очень однообразны, а «песни» гигантов моря быстро меняются по высоте и громкости.
По мнению специалистов, звук под названием «Поезд», напоминающий стук колёс идущего вдали железнодорожного состава, может генерироваться подводными течениями, хотя до полной ясности здесь ещё далеко. То же можно сказать о звуке «Вой», приписываемом каким-то глубоководным животным. Однако в 1997 году этот сигнал засекли гидрофоны, отстоящие друг от друга на 4800 километров! Вряд ли какое-либо из известных животных способно излучать столь громкий звук. Разве что какое-нибудь неведомое чудовище, превосходящее по размерам даже китов.
Давно волнует океанологов звук «Торможение», впервые зарегистрированный в 1997 году и похожий на шум самолёта, идущего на посадку. Теперь приборы фиксируют его несколько раз в год. Этот звук записывался и в Тихом океане, и в Атлантике. Причём он всегда идёт с юга, то есть, возможно, возникает аж в Антарктиде.
По мнению учёных, раскрыть тайну подводных «концертов» помогут девять новых гидрофонов, установленных в глубинах Индийского океана с целью контроля за соблюдением Договора о запрещении ядерных испытаний в трёх средах. Тем временем на очередном заседании Американского общества сейсмологов было объявлено о новом открытии: в Полинезии удалось записать звук, похоже, исходивший от гигантского айсберга, дрейфующего в море Росса у берегов Антарктиды. Айсберг (если именно он был источником) звенел, как колокол, издавая сочные, чистые звуки…
Акустика океанской среды развивается медленно по причине высокой степени её специализации и вследствие разобщённости учёных, ибо все причастные к ней специалисты (сейсмологи, геологи, океанографы и военные) работают по своим программам.