Более ста лет тому назад на антикварном рынке в индийском городе Равалпинди
(современный Пакистан) появились совершенно необычные для этих мест предметы –
золотые и серебряные монеты V—III веков до нашей эры. Чеканены они были в разных
странах – Греции и Малой Азии, в ахеменидском Иране и государстве Селевкидов. На
некоторых из них были надписи, ранее на монетах не встречавшиеся.
Торговцы древностями сообщили, что все монеты были найдены вместе – далеко
на севере, в развалинах одного древнего города, которые подмыла Амударья. В
следующие несколько лет оттуда же было привезено еще несколько сотен монет, а
также художественные изделия из золота и серебра – статуэтки, браслеты, гривны и
т.д. (всего около 200 предметов).
Как пишет Е.В. Зеймаль, все эти находки получили название «Амударьинский
клад», или «Сокровище из Окса». Позднее ученые
установили, что клад, по всей вероятности, был найден в 1877 году на правом
берегу Амударьи – между устьями рек Кафирниган и Вахш. Однако, несмотря на то,
что сейчас все предметы из «Амударьинского клада» хорошо изучены, точное место и
обстоятельства его обнаружения неопределенны и противоречивы. Ф. Бартон,
английский капитан пограничной службы в долине Тезина, рисует следующую картину
приключений этих сокровищ.
По версии Ф. Бартона, три бухарских купца – Вази ад-Дин, Гулям Мухаммад и
Шукер Али – на пути из Кабула в Пешавар были ограблены кочевыми племенами, и
только благодаря смелому вмешательству самого Ф. Бартона получили назад
украденное – зашитые в кожаные мешочки золотые и серебряные вещи.
Капитан с двумя ординарцами внезапно появился среди ночи в пещере, где
грабители ссорились между собой из-за награбленного. Четверо из них к тому
времени лежали уже раненные, остальных Ф. Бартон обратил в бегство. Опасаясь
засады, капитан не стал сразу же возвращаться с брошенными грабителями
сокровищами, а до утра со своими ординарцами просидел в укрытии. Наутро
грабители сами явились к Ф. Бартону в лагерь, так как были напуганы его угрозой
направить против них войска.
В английском лагере один из купцов рассказал: «Мулы у нас не были взяты, но
грабители срезали вьючные сумки и унесли их с собой. В них содержались золотые и
серебряные украшения, несколько сосудов из золота, золотой идол, а также большое
украшение, напоминающее браслет. Большинство вещей было найдено в Кандиане,
который впадает в Окс; но в определенное время года, когда река пересыхает, люди
копают и находят среди древних развалин города Кандиана ценные золотые вещи. Мои
компаньоны и я купили эти вещи, опасаясь везти с собой деньги». Благодарные
купцы упросили Ф. Бартона приобрести у них золотой браслет.
В «Амударьинском кладе» насчитывалось около 180 различных предметов, и самую
большую группу составляют предметы личного обихода знатных особ: золотые
обкладки ножен, серебряный декоративный умбон щита, золотые украшения на одежду
и амуницию, золотые браслеты и гривны… В Иране во времена правления династии
Ахеменидов, например, такие браслеты и гривны были неотъемлемой частью
торжественного облачения царя, царских телохранителей, высших сановников и
вообще знатных лиц.
Найденные золотые и серебряные статуэтки – миниатюрные модели колесницы и
золотая статуэтка всадника, – по предположениям ученых, вероятно, имели
культовое назначение. А вот назначение других предметов (золотые статуэтки
животных или полые изображения человеческих голов) пока остается неизвестным.
В процессе длительного изучения амударьинских сокровищ ученых, однако,
занимал и другой вопрос: чем этот клад был для его владельца? Ведь среди
найденных предметов не было никаких письменных источников (кроме монет с
надписями), поэтому ученые не имели ни одного документального свидетельства.
Предположения о принадлежности сокровищ амударьинского клада возникали самые
разнообразные. Например, что сокровище Окса является остатками погребения. Но,
во-первых, в нем оказалось довольно большое количество монет; а во-вторых,
отсутствовали многие характерные для погребения предметы, изготавливавшиеся из
недрагоценных металлов.
Многие вещи из клада были изготовлены мастерами, жившими не только в разные
эпохи (от VII века до нашей эры и почти до II века нашей эры), но и в разных
«мирах». В амударьинских сокровищах отражены эстетические представления и
эллинов, и древневосточные художественные традиции, а также образы и сюжеты
евразийских степей. Но прежде всего «Амударьинский клад» – это сокровище, так
как вещи в него отбирались по признаку ценности. Многие из них сделаны из золота
и серебра и являются настоящим богатством.
Генерал-майор А. Каннингэм, руководитель археологической службы в Индии,
считал, что найденные вещи принадлежали родовитой бактрийской семье. Один из
представителей ее в тревожное время войны между Антиохом III и Эвтидемом I был
вынужден покинуть дом, захватив с собой все самое ценное. Опасность заставила
его спрятать драгоценные вещи и монеты, а вернуться за ними ему уже не пришлось.
Исследователь Р.М. Гиршман считал, что где-то на левобережье Амударьи
находился храм иранской богини Ардвисуры Анахиты. Поэтому он рассматривал
амударьинские сокровища как ритуальные приношения верующих за два или даже за
три столетия. Когда в 329 году до нашей эры к храму подошла армия Александра
Македонского, сокровищницу из храма вывезли и зарыли.
Е.Е. Кузьмина в своем предположении как бы соединяет две предшествующие
гипотезы. По ее мнению, «Амударьинский клад» – это сокровище бактрийских царей,
которые наряду со светскими обязанностями исполняли и обязанности верховных
жрецов.
Большинство предметов из «Амударьинского клада» попало в Британский
национальный музей. Вместе с ними в музей поступило и 1500 монет, однако
некоторые ученые (например, М.И. Артамонов) считают, что они к «сокровищам Окса»
не имеют никакого отношения. Видимо, исследования будут продолжаться еще долгое
время, а мы бы хотели рассказать об одном предмете – серебряной статуэтке,
изображающей стоящего мужчину.
Статуэтка эта литая и гравированная, местами позолоченная. Стоящий мужчина
держит в левой руке пучок прутьев (или цветов?), а его правая рука опущена вдоль
тела. У мужчины узкая борода, тяжелые брови, прямой нос, большие глаза с искусно
выполненными веками, хотя зрачки не обозначены.
На голову мужчины надета низкая цилиндрическая тиара, повязанная лентой,
стянутой на затылке в узел. Свободные концы ленты свисают вниз. Плоскую вершину
головного убора обрамляет позолоченный обруч с выгравированными ступенчатыми
зубцами.
Волосы мужчины собраны в валик, локоны на затылке выполнены кружками с
точкой в центре.
О. Дальтон, самый первый исследователь «Амударьинского клада», опираясь на
особенности верхнего облачения персидского покроя (длинное, в складках, с очень
широкими и свободными рукавами), относил статуэтку мужчины к началу V века до
нашей эры. Одеяние, характерное для высшей персидской знати, и помогло
О. Дальтону датировать эту вещь. А нанесенные гравировкой на верхнем обруче
тиары ступенчатые зубцы позволили ему определить статуэтку как изображение
ахеменидского царя.