После освобождения от польских интервентов русскому государству требовалось
много оружия для войска, защищавшего его границы. Кроме того, новому царю –
Михаилу Федоровичу Романову – необходимо было восстановить богатство и пышность
московского двора. В царских мастерских стали спешно готовить новые украшения,
золотую и серебряную утварь, парадное оружие. А в 1627—1628 годы кремлевские
ювелиры выполнили для Михаила Федоровича «государев Большой наряд», который
включал золотой, украшенный яркой эмалью и драгоценными камнями царский венец,
скипетр и державу. «Большой наряд» русский царь надевал только в особо
торжественных случаях – во время «парадных выходов» и во время приема иноземных
послов.
Золотой чеканный венец «наряда Большой казны» окружен типично русскими
прорезными «городками» и ажурными запонами с драгоценными камнями. Их обилие в
сочетании с белыми, голубыми и зелеными эмалями создает звучную красочную гамму
и узорочье.
Держава «Большого наряда» представляет собой золотой шар, разделенный на два
равных полушария и увенчанный высоким крестом. Верхнее полушарие в свою очередь
разделено на четыре части, в каждую из которых вписано чеканное изображение из
жизни библейского царя Давида, символизирующее мудрость правителя. Его искусно
чеканные рельефы оживляются многокрасочной мозаикой.
Скипетр состоит из трех столбиков, соединенных между собой и сплошь покрытых
эмалями и драгоценными камнями. Он символизировал мировую ось, был близок
магическому жезлу, палице, молнии; скипетр был эмблемой Зевса, а также всех
богов, связанных с плодородием.
Эти царские регалии призваны были символизировать богатство и растущее
могущество русского государства. А еще для царя Михаила Федоровича был
изготовлен саадак – налуч и колчан для стрел, украшенный золотым с эмалью
узором. Налуч и колчан сияют яркими красками: среди трав орнамента, вплетаясь в
него, сверкают сапфиры, изумруды и рубины. Орнамент легко и свободно покрывает
всю поверхность причудливыми завитками и букетами.
В центре всей композиции многоцветной эмалью выполнены геральдические
символы русского государства: двуглавый орел, Георгий Победоносец, единорог,
грифон и орел.
Саадак был изготовлен сравнительно быстро: работу начали в августе 1627
года, а к ноябрю 1628 года уже закончили. Его создавала большая группа мастеров,
в том числе и немецкие ювелиры, служившие в Оружейной палате. И тем не менее эти
вещи соответствовали исконно русским вкусам того времени.
На изготовление саадака пошло около 3,5 килограмма золота, более 500
алмазов, рубинов, изумрудов и сапфиров. Поверхность саадака была расцвечена
ярким эмалевым узором и золотым орнаментом из трав, цветов и букетов, образующих
весьма замысловатую композицию.