В небольшой долине среди гор, спрятанная от всего мира, находится святая
святых ислама – город Мекка. Именно к нему пять раз в день обращаются взоры
мусульман всего земного шара.
В отличие от других восточных городов Мекка не была обнесена стеной, а
естественной оградой ей всегда служили горы. Через весь город тянется широкая
улица Массаи, к которой с гор многочисленными ярусами сползают дома – большие и
маленькие. Посреди улицы, в самой нижней части долины, расположена площадь, на
которой стоит знаменитая мечеть Харам аш-Шериф, что означает «Дом Бога».
Мусульмане уверены, что именно в этом месте находится центр мироздания, потому
что это даже и не земля, а опрокинутая на землю часть неба. И в последний день
существования мира она на небо и вернется.
Территория «Запретной мечети» – священное место для мусульман всего мира. Об
этом многократно говорится во второй суре Корана: «И откуда бы ни вышел ты,
обращай свое лицо в сторону Запретной мечети; и где бы вы ни были, обращайте
ваши лица в ее сторону».
Площадь похожа на традиционный восточный двор, только очень больших
размеров. Она окружена в три, а где и в четыре ряда колоннами из мрамора,
гранита и обыкновенного камня. Поверху колонны соединены стрельчатыми арками и
покрыты маленькими белыми куполами, а над ними возвышаются семь стройных
минаретов.
Но почему именно Мекка считается киблой – стороной, куда должна быть
направлена молитва мусульман и обращен михраб – священная ниша в мечети, где бы
эта мечеть ни находилась? Ведь казалось бы, что молитва Аллаху должна
возноситься на небо.
К Мекке обращали свои взоры еще древние арабы, потому что их языческие боги
тоже находились в Каабе. Этот храм был подлинным пантеоном богов и мог
удовлетворить все запросы. В нем было сосредоточено около 360 различных идолов и
скульптурных изображений обожествляемых лиц. Среди них – арабские боги Илат,
Узза, Хубал и другие; ассиро-вавилонские Мардук, Ассор, Син, Самас и Астарта;
еврейский патриарх Авраам и Дева Мария с младенцем—Христом на руках.
По преданиям арабов, Кааба была воздвигнута как алтарь для молитвы
прародителем людей Адамом. Адам очень страдал от того, что лишился не только
рая, но и храма, в котором он привык молиться в раю. Тогда Бог смилостивился, и
копия храма была спущена на землю.
Чтобы Каабу легче было строить, ангел Джабраил принес Ибрахиму (Аврааму)
плоский камень, который мог висеть в воздухе и служить в качестве строительных
лесов. Камень этот до сих пор находится в Каабе, и верующие могут видеть на нем
отпечатки ног своего праотца.
В центре площади находится большой каменный куб высотой около тринадцати
метров с плоской крышей. Это и есть Кааба, некогда языческое святилище, а ныне
главный храм мусульманского мира.
Окон в Каабе нет, а обитая листами серебра дверь поднята от земли примерно
на высоту 120 сантиметров, поэтому в храм можно попасть только по деревянной
лестнице, которую специально подкатывают во время хаджа.
Сверху, примерно на три четверти своей высоты, Кааба покрыта кисвой – черным
шелковым полотном, сшитым из восьми кусков. На нем золотыми и серебряными
буквами вышиты изречения из Корана. Долгое время эта материя приготовлялась в
Египте и высылалась в Мекку, а вышивать ее имеет право только одна семья,
которая передает его по наследству из поколения в поколение.
Закрывать стены Каабы в виде особого почитания впервые стал владетель Керб
ибн Эсед. При багдаском халифе Мамуне покрывало это делали из светлой материи и
меняли три раза в год. Но в 1349 году египетский халиф Салих Исмаил стал
высылать из Египта кисву из черной материи, и делалось это только один раз в
год. С тех пор этот обычай сохранился до настоящего времени.
С восточной стороны Каабы есть ворота Баб-э-шейба. Паломник, входящий в эти
ворота с правой стороны, оказывается рядом с Макам эль-Ибрахим (местом Ибрахима)
– киоском из густой бронзовой решетки, внутри которого, в железном сундуке,
покрытом расшитой золотом шелковой материей, находится тот самый камень, который
служил Ибрахиму подмостками при строительстве Каабы. По желанию строителя он мог
подниматься или опускаться.
Когда, по преданию, строительство Каабы было почти закончено, Ибрахиму
понадобился другой заметный камень, чтобы обозначить на стене то место, с
которого следует начинать ритуальное шествие вокруг храма. В раю Адам и ангелы,
наученные самим Богом, семь раз обходили храм, и Ибрахим хотел, чтобы и на земле
богослужение проходило правильно. Вот тогда ангел Джабраил и принес ему
знаменитый Хеджер эль-Эсвад – Черный камень.
По одной из версий это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после
того, как допустил грехопадение своего подопечного. Когда Черный камень спустили
с неба, он был ослепительной белизны и блестел так, что его было видно за четыре
дня пути до Мекки. Но постепенно от грехов людских он темнел и темнел, пока
совсем не превратился в черный.
Природа Черного камня до сих пор неизвестна. Некоторые ученые считают его
очень крупным метеоритом, другие исследователи видят в нем большой кусок
неизвестной вулканической породы, ведь каменистая Аравия изобилует многими
потухшими вулканами.
Когда в 1630 году Магомет вернулся из Медины в Мекку, он выбросил из Каабы
всех языческих идолов, но почтительно приложился посохом к Черному камню. Но еще
до того как Магомет выступил с проповедью, в Мекке решили отремонтировать сильно
обветшавшую Каабу. Когда нужно было перенести Черный камень на другое место,
между корейшитскими семьями возник спор, какая из них наиболее достойна этой
священной миссии. И тогда Магомет разрешил эту проблему весьма остроумно: он
расстелил на полу Каабы свой плащ, положил на него Черный камень, а затем
старейшины всех знатных родов подняли плащ с камнем.
«По преданию, – писал русский штабс-капитан Давлетшин, – в 929 году Черный
камень был увезен в Йемен, но в 951 году снова был возвращен в Мекку». Сейчас
Черный камень, вделанный в Каабу выше земли и чуть ниже человеческого роста,
заключен в массивную серебряную оправу. Видимая часть камня в диаметре имеет
около 36 сантиметров.
Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить хадж – посетить
Мекку. В прошлые века дело это было нелегким, хлопотным, порой даже опасным.
Хадж совершался при условии достаточных средств для посещения Мекки и для
обеспечения семьи до возвращения паломника. Если есть все условия, а хадж не
совершается, шариат грозит нарушителю очень тяжелым наказанием на том свете, а
пренебрегших этим долгом приравнивают к неверующим. Наоборот, выполнившим хадж
обещается полное отпущение грехов, совершенных до того времени, и совершившие
это паломничество с гордостью носили свои белые чалмы – знак хаджа.
В прошлые времена каждый пришедший в Мекку должен был найти себе матвафа –
проводника, который обеспечит паломнику не только ночлег и пищу, но и будет
следить, чтобы тот не совершил ошибок в выполнении ритуальных обрядов и молитв.
В процедуре хаджа столько тонкостей, что ни одному мусульманину (даже самому
истовому) самостоятельно с ними трудно справиться.
В основе хаджа лежит таваф – семикратное обхождение вокруг Каабы. Это
шествие символизирует божественный порядок, согласно которому все существа
подчинены единому центру – солнечной системе, воплощенной в боге. Во время
обхождения Каабы пилигримы набожно прикладываются к Черному камню, ибо глубоко
верят, что в день Страшного суда он заговорит и будет называть перед Аллахом
имена всех верных, лобзавших его чистыми устами.
Другой ритуал – «сай» – обязывает паломников семь раз пробежать (туда и
обратно) по главной улице Мекки, длина которой более 400 метров. Сай – это
повторение мучительных метаний Хаджар по раскаленной пустыне в поисках воды.[28]
На восьмой день хаджа из Мекки направляется огромная процессия на холм
Арафат, чтобы прослушать проповедь имама и совершить особые молитвы. Приближаясь
к холму, все паломники молятся и непрестанно восклицают: «Ляббайк!» («Повинуюсь
тебе!»). В долине, у подножия холма Арафат, верующие должны провести ночь, и
только посетившие этот холм паломники получают титул «хаджа».