В XIX веке едва ли не центральное место в парковом ансамбле Царского Села
занимал Царскосельский Арсенал. Еще во времена императрицы Елизаветы в
царскосельской роще был построен охотничий павильон, который при императоре
Александре I был превращен в небольшой четырехбашенный замок полуготического
стиля. Английский архитектор Адам Менелас первоначально задумал его как один из
павильонов паркового ансамбля, и новый замок сначала вошел в число жилых покоев
царской семьи. В нижнем этаже замка разместились две приемные комнаты, прихожая,
зал, кабинет, библиотека и спальня; в верхнем – большой зал и несколько боковых
кабинетов, а в подвальных помещениях – хозяйственные помещения и комнаты для
прислуги.
В царствование императора Николая I, известного своим пристрастием к
хорошему оружию и рыцарской старине, этот небольшой замок был превращен в своего
рода оружейную палату. Свою коллекцию Николай I стал составлять еще в 1811 году,
и члены царской семьи старались дарить государю-императору что-нибудь особенное.
Впоследствии традицией стало дарить царю трофейное оружие, добытое в бою.
Родоначальницей царской коллекции стала турецкая сабля, взятая у одного паши во
время Дунайской кампании и подаренная императору генералом графом А.Ф.
Ланжероном. Потом к этой сабле присоединились трофеи персидские и турецкие
кампаний 1820-х годов и войны на Кавказе, а также удачно приобретенное оружие в
Дели и Калькутте.
В 1834 году Царскосельский Арсенал торжественно распахнул свои двери, и
внешний вид старинного рыцарского замка пришел в полное соответствие с его
внутренним наполнением.
Анфилада прекрасных комнат начиналась с «Прихожей», которую украшали одетые
в броню рыцари, создававшие иллюзию караульной стражи. Первой в череде была так
называемая «Албанская комната», в которой была собрана ценнейшая и необыкновенно
разнообразная коллекция восточного вооружения с роскошной отделкой –
персидского, турецкого, кавказского, китайского, японского…
В обширном зале «Огнестрельного оружия» по сторонам стояли две фигуры
черногорцев, одетых в национальные костюмы. На стенах зала висели портреты
исторических лиц: например, славный полководец XVI века герцог Фарнезский был
изображен в вороненых латах с серебряными и золочеными украшениями. Сверху лат
на нем «надет» кожаный кафтан и красный шарф, к которому с правой стороны
привешен кинжал для левой руки. Французский «король-Солнце» Людовик XIV
представлен в полуброне, золоченной гербовыми изображениями, а шведский король
Карл XII «одет» в свой обычный синий мундир с супервестом из желтой кожи.
Посреди зала «Огнестрельного оружия» стояли винтовки и пирамида снарядов,
изготовленных на Тульском оружейном заводе. Здесь же были выставлены охотничьи
ружья и роскошные пистолеты, сделанные самыми известными мастерами-оружейниками
XVIII века: Зенгера из Вены, парижского мастера Лепажа, Буте – оружейника
Версальского завода.
В окнах «Комнаты Императрицы» светились швейцарские и немецкие витражи
XVI—XVII веков, стояла кровать под балдахином с занавесками и стеганым одеялом
из китайского атласа, расшитого цветами и фигурами. Кровать с обеих сторон
«охраняли» два максимилиановских доспеха. Такие желобчатые доспехи из
полированной стали были введены в употребление императором Максимилианом I в
конце XV века; они и составляли боевое вооружение немецких рыцарей до половины
XVI века. Эти доспехи надевали император Николай I и его сын, будущий император
Александр II, во время торжественной карусели, устроенной в Царском Селе в 1842
году.
В этом празднике участвовали 16 кавалеров и их дамы. Дамы были одеты в
средневековые костюмы, а кавалеры выступали в доспехах; младшие великие князья
одеты были пажами того времени. Рыцарский кортеж, предшествуемый музыкантами и
герольдами, выступил из Арсенала и, проехав через парк, выстроился на площадке
перед Александровским дворцом, где начинались кадрили.
На втором этаже замка главным помещением был «Рыцарский зал», представлявший
собой правильный восьмиугольник с высокими стрельчатыми потолками и высокими
полукружиями окон. В полном вооружении кругом зала стояли на пьедесталах семь
конных рыцарей в полном вооружении. При входе в зал, справа и слева,
расположились бронзовая мортира и бронзовая пушка, особенно замечательная своими
прекрасными украшениями. Здесь представлен Геракл, поражающий Цербера; вдоль
наружной части орудия изображены «Суд Париса», свергнутый с небес Меркурий,
Юпитер со своим орлом и громоносными стрелами, занятые уборкой винограда амуры,
будто скопированные со знаменитой картины П. Веронезе «Похищение Европы».
В 1870 году Арсенал пополнился отдельными частями парадного рыцарского
вооружения, которое (по предположению Е.А. Кеммерера – хранителя всех
царскосельских сокровищ) было заказано в Германии для Лжедмитрия. Это были двое
наручей и два длинных набедренника, состоящих из 14 пластин. Доспехи были
сделаны из вороненого железа и украшены травленными крепкой водкой и
вызолоченными полосками. Богатый рисунок этих полосок представляет самые
разнообразные узоры, воинские атрибуты и овальные медальоны, в которых был
расположен двуглавый царский орел, увенчанный открытой короной с пятью концами,
над которой возвышается крест. Наколенники и налокотники также были украшены
изображениями царских орлов.
Большие оплечья доспехов были сделаны в виде опахала, продолжающегося и на
спинном прикрытии; с обеих сторон они украшены большими кружками с двуглавым
царским орлом, окруженными тринадцатью маленькими кружками. Верхний из маленьких
кружков вмещал в себя длинный греческий крест, по сторонам которого были
изображены орудия страдания Иисуса Христа. Двенадцать других маленьких кружков
украшались гербами царств и государств, упоминавшихся в титуле российского
императора.
Точно такие же геральдические эмблемы были изображены и на лицевой стороне
печати Ивана Грозного, которая была приложена к двум договорным грамотам 1583 и
1584 годов.
Царь Федор Иоаннович, Борис Годунов, Федор Борисович Годунов и Лжедмитрий
для официальных документов употребляли лицевую сторону большой царской печати.
Поэтому геральдические эмблемы на доспехах и позволили Е.А. Кеммереру
предположить, что часть брони была изготовлена для Лжедмитрия – скорее всего в
последние годы XVI или в самом начале XVII веков (не позднее 1613 года). Об этом
говорит и рисунок царского орла, который увенчан всего лишь одной короной и не
держит в своих лапах ни скипетра, ни державы. С избранием на всероссийский
престол державного дома Романовых царский двуглавый орел иногда изображался
увенчанным уже тремя коронами и всегда держащим в лапах скипетр и державу. А
данные рыцарские доспехи скорее всего относятся ко времени «непродолжительного
царствования Лжедмитрия».