Корона Священной Римской империи известна под несколькими названиями, в том
числе и как Германская императорская корона, и как Нюрнбергская корона. Очень
часто ее называют короной Карла Великого, хотя достоверных доказательств того,
что он ее носил, в исторической науке нет. Зато ее носили многие германские
императоры после того, как были венчаны римскими папами на престол Священной
Римской империи.
Корона Карла Великого (созданная в Х веке) состоит из восьми арочных золотых
пластин, которые скреплены между собой петлями таким образом, что образуют
кольцо. Четыре пластины короны украшены разноцветными драгоценными и
полудрагоценными камнями – аметистами, сапфирами, изумрудами и жемчужинами. Все
камни вставлены в рельефные оправы, отделанные филигранью.
На остальных четырех пластинах изображены сцены из Священного писания,
выполненные в технике выемчатой эмали – одной из разновидностей перегородчатой
эмали. При такой технике эмалью заполняются углубления, сделанные в самой
поверхности металла, а не емкости, образованные перегородками, напаянными на
него сверху. Техника выемчатой эмали требует для работы более толстый металл,
чем техника перегородчатой эмали. По краям пластины, выполненные техникой
выемчатой эмали, дополнительно отделаны филигранью и украшены драгоценными
камнями.
Первоначально корона Священной Римской империи хранилась в Нюрнберге, но
когда войска Наполеона стали подходить к городу, ее перевезли в Вену и там
спрятали. Наполеон очень хотел заполучить корону для своего коронования в 1804
году, однако ему так и не удалось выяснить, где же она находится.
В 1938 году Адольф Гитлер потребовал, чтобы корону возвратили в Нюрнберг, но
в годы Второй мировой войны это бесценное сокровище находилось в соляной шахте.
После того как Австрию освободили войска союзников, корона была найдена и
возвращена на свое место в Вене, где она и по сей день украшает прекрасную
коллекцию ювелирных изделий, хранящихся в Музее истории искусства.
Другим сокровищем, выполненным в IX веке и уже точно принадлежавшим Карлу
ХII, является золотая подвеска с огромным сапфиром-кабошоном с обратной стороны.
Сначала сапфиры-кабошоны были вставлены с обеих сторон подвески, но теперь
камень, украшавший ее лицевую сторону, заменен овальным кабошоном из синего
стекла. Но, может быть, самая ценная особенность этой подвески состоит в том,
что между двумя крупными кабошонами (как об этом рассказывает старинное
предание) находились святые реликвии – волос Богоматери и частица Животворящего
Креста, на котором был распят Иисус Христос.
Подвеска, отделанная филигранью и украшенная гранатами, изумрудами и
жемчужинами, стала принадлежать Карлу Великому после того, как он стал
императором Европы. В декабре 800 года папа римский Лев III призвал Карла XII,
бывшего тогда королем франков, в Рим и короновал его там как первого императора
Священной Римской империи.
Коронование Карла Великого оказало огромное воздействие на художественное
развитие западноевропейских стран того времени. Например, он издал указ,
согласно которому члены королевской семьи и представители высшей знати могли
хранить у себя свои драгоценности. Именно поэтому многие сокровища IX и X веков,
хранившиеся в родовых замках или соборах, дошли до нашего времени.
По указу Карла Великого захоронение драгоценностей вместе с покойными должно
было прекратиться, но самого его похоронили вместе с описанной выше подвеской.
Когда около 1000 года по приказу Оттогона III гробницу великого императора
вскрыли, драгоценная подвеска находилась на шее покойного. Как священная
реликвия эта подвеска до 1804 года хранилась в соборе аббатства Конк, а затем ее
передали Жозефине Богарнэ, супруге Наполеона, чтобы она надела ее на церемонию
своей коронации. В 1914 году подвеску передали в дар Реймскому собору, и теперь
она хранится во дворце Тау.