В горном селении Хангай на севере Монголии часто идут дожди. Иногда три дня
и три ночи подряд, и тогда кажется, что им вообще не будет конца. А к вечеру
даже в середине августа могут повалить хлопья снега. Каково же было древнему
обитателю этих мест – особенно в такую непогоду, особенно одному под грозовыми
раскатами грома! Грома боялись особенно, от него оборонялись шумом и били в
барабаны.
Виллем Рубрук, средневековый фламандский путешественник, писал: «Боятся
грома выше меры, высылают тогда всех чужестранцев из своих домов и закутываются
в черные войлоки, в которые прячутся, пока не пройдет гроза». И все-таки люди
жили высоко в горах и свои святилища сооружали здесь, в поднебесье, отсюда
молили небо и богов о милости и приносили им жертвы.
В горах Монголии часто встречаются жертвенники, так называемые «обо», или
«обоны». Обычно они воздвигались на самой высокой части горы, а у основания ее
часто устраивались более мелкие круглые «обо». «Обо» – это обычно груда камней,
в которую воткнуты длинные жерди, палки, оси телег и детали юрт. На них все
проезжавшие мимо вешали лоскутки с текстом молитв: ветер раздувал полоски ткани,
и создавалось ощущение, будто молитвы разносятся по свету и боги слышат просьбы
людей. В числе даров могли быть самые разнообразные вещи: спички, сахар,
конфеты, монеты всех эпох и достоинств, глиняные и бронзовые изображения богов…
А еще во всех своих житейских вопросах люди обращались к шаманам, и одним из
самых известных и чтимых по всей Монголии был Даин Дерхе – грозный шаманский
дух. Но более всего его почитали в Хубсугуле – тоже северном, но уже таежном
районе страны. Здесь и сейчас вам расскажут множество легенд о нем и даже,
неопределенно ткнув пальцем на северо-восток, укажут, что пещера Даин Дерхе
«там».
Шаманских пещер нынче сохранилось в мире не так уж много. А здесь, в сорока
километрах вверх по течению реки Уур, находится Диваджин Газар – Райское место –
с развалинами монастыря Даин Дерхе. Сужаясь к верховьям, приток реки Уур
приводит к белой горе и пещере хана Богдо Даин Дерхе. Места здесь болотистые,
поросшие зарослями кустарника, да ведь шаманские духи и выбирают себе такие –
«поглуше и подальше от людских глаз».
Существует несколько версий о происхождении Даин Дерхе. Согласно первой, он
был горным духом, после смерти превратившимся в каменную бабу, которая и стоит
на озере Хубсугул. До распространения в Монголии ламаизма возле каменной бабы
проходили шаманские посвящения, и, по преданию, существовала и шаманка-удган –
толковательница воли Даин Дерхе. Согласно древним поверьям, его дети обитают в
одной из соседних пещер, войдя в которую простой человек теряет рассудок.
Согласно второй версии, Даин Дерхе был тюркским героем, который похитил жену
Чингисхана (другой вариант – дочь Чингисхана во время ее свадьбы с
Хентей-ханом). Настигнутый погоней и спасаясь от занесенной над головой сабли,
Даин Дерхе превратился в каменный столб, на котором виден след сабельного удара.
Окаменела и похищенная им женщина: спрятавшись в расщелину горы, она также стала
почитаемым местным духом.
В третий версии отчетливо видны следы уже буддийского влияния, и Даин Дерхе
предстает в ней черным шаманом. Укрощенный «святым», он превзошел его в
искусстве отнимать у смерти ее жертвы и был послан им в Монголию. По дороге Даин
Дерхе изготовил первый бубен, разделив надвое барабан и повесив одну половинку
на воздух, чтобы укрыться от солнца.
Общим во всех этих (и некоторых других) версиях является каменное изваяние,
ставшее воплощением Даин Дерхе. И оно действительно существовало вплоть до
начала 1930-х годов. Стояло оно недалеко от развалин Райского места и выглядело
приблизительно так: камень в человеческий рост, в верхней части которого была
трещина от удара острым предметом. Обернутый в шелковую материю, камень и в
самом деле приобретал сходство с человеческой фигурой. Перед ним ставились
различные приношения, а в июле месяце в день праздника Даин Дерхе камень
обертывали новой тканью.
В этот день ламы в монастыре устраивали специальную церемонию «цам», после
которой камень становился влажным. Очевидцы утверждали, что если по окончании
«цама» камень протереть платком, то платок начинал пахнуть человеческим путом.
В 1929 году монастырь Даин Дерхе Шаравлийн хурэ был закрыт, камень вывернули
из земли и увезли в неизвестном направлении. Сейчас от монастырских храмов
остались лишь фундаменты, деревянные колонны (еще довольно прочные), вокруг
которых разрослись березки.
А пещера Даин Дерхе сохранилась. Она представляет анфиладу из трех
горизонтальных залов, а в потолке последнего зала имеется узкий проход, через
который можно попасть в залы второго яруса.
Во всех залах, кроме первого, темно и прохладно. Все святилище Даин Дерхе
разместилось в первом зале, у самого входа в пещеру. Центральную часть святилища
занимает жертвенный столик, на котором стоит вырезанная из дерева полуметровая
фигура всадника в традиционной монгольской одежде, с пучком стрел за спиной и
собранными на макушке волосами. Волосы увенчаны изображением ваджры – пучком
молний.
Это и есть Даин Дерхе, и перед ним на столе, как и в прошлые времена,
разложены жертвенные приношения: сыр, сливки, сухой творог, печенье, конфеты,
спички, водка в чашках, масло для лампад.
На стенах пещеры развешаны полуистлевшие от времени свитки с изображением
буддийских божеств. С потолка свисают закрепленные на шестах многометровые
полотнища, на которых разноцветной тушью написана молитва Даин Дерхе как
покровителю счастья, мира и благоденствия на земле. А на одном из полотнищ
рассказывается и о достижениях самого человека: о его успехах в космосе, о мире
на земле и о вкладе монгольского народа в эти достижения…