В устройстве и убранстве русских православных храмов главное место занимает
иконостас, который представляет собой высокую стену, простирающуюся от помоста
алтаря до свода вверх и от северной стороны собора до южной. Иконостас,
уставленный в несколько ярусов иконами, отделяет алтарь от средней части храма.
Первоначально христианские храмы не знали иконостасов, у древних христиан он
заменялся простой решеткой. Как древние византийские храмы, так и русские до XIV
века не имели многоярусных иконостасов, а довольствовались только одними
предалтарными преградами, которые не скрывали алтарь от взоров молящихся.
Только к XIV веку иконы православных храмов, находившиеся на алтарной
апсиде, на парусах свода и на средней части были перенесены на иконостас. Но не
все и не всякие иконы, а только с изображением определенных святых, а именно:
апостолов, пророков, патриархов и праотцов. Они же впоследствии стали помещаться
на иконостасе вместе с изображением Деисуса (Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы
и Иоанна Предтечи). На иконостасе православных храмов не помещаются изображения
святых, даже высокочтимых на Руси (Георгия Победоносца, Преподобного Сергия и
др.), а также никогда не встречаются изображения жен ни Ветхого, ни Нового
заветов (кроме праматери Евы и Пресвятой Богородицы).
Сооружение иконстаса в храме Христа Спасителя осуществлялось под руководством К. Тона.
Иконостас представлял собой восьмигранную часовню, сделанную из белого
каррарского (без прожилок) мрамора, с орнаментами и инкрустацией из других пород
мрамора. Для цоколя и инкрустации употреблялись, например, лабрадор и шокшинский
кварцито-песчаник.
Производство мраморных работ иконостаса взял на себя Скворцов – почетный
гражданин Москвы. Полученные казенные камни подрядчик приводил в надлежащий вид,
так как «должен был сортировать мрамор и порфир по цвету и направлению жилок в
камнях». По контракту Скворцов обязался окончить работу за три года, что и
исполнил в срок, за исключением полировки, так как к ней нельзя было приступать,
пока не будет установлен вверху часовни бронзовый вызолоченный шатер. Кверху
суживающийся, он заканчивался главой и крестом.
Внутри часовни находился престол, так как она одновременно служила и
надпрестольной сенью, какие обычно устраивались в древних христианских храмах.
Такая сень уже тогда имела шатровое завершие и опиралась на четыре резные
колонны, которые по традиции назывались «Соломоновыми».
Москвичи очень любили свой храм, чувствовали себя защищенными под его
благодатной сенью. После Кремля он стал вторым духовным центром города. Сколько
младенцев перекрестили в нем, сколько здесь было совершено бракосочетаний! На
его ступеньках играли дети, здесь же влюбленные назначали свидание… Храм Христа
Спасителя был средоточием московской жизни и в то же время символом всей
православной России, выразителем ее мощи и величия. Построенный в национальном
русском стиле, он вошел в каждое русское сердце и пребывал там неизменно, а
часовня-иконостас своим видом должна была напоминать верующим ту пещеру, в
которой был погребен Спаситель.
Три стороны иконостаса-часовни были обращены внутрь храма. Каждая грань
иконостаса фланкировалась богато инкрустированной граненой колонной и
завершалась малой главой и крестом. Если распрямить (мысленно) все грани
восьмерика в одной плоскости, перед нами развернулась бы характерная
четырехъярусная композиция.
Над третьим ярусом простирался свод часовни, а бронзовый шатер – над
четвертым. Сень часовни имела глубокие арочные проемы для местных икон, и вообще
весь акцент декора сделан на центральный проем с Царскими вратами, которые уже
сами по себе представляли произведение литейного искусства. Царские врата
находились с передней стороны часовни, здесь же были расположены пролеты
северных и южный дверей – в особых двойных мраморных стенках, примыкающих к
стенам храма.
Обычно на Царских вратах находится икона «Благовещение», а под ней
обыкновенно помещаются четыре евангелиста, которые изображались со своими
символами, а иногда и без них. Все священные изображения, составляющие
необходимую принадлежность Царских врат, сени и столбцов, подчинены общей идее:
все они имеют отношение к бескровной жертве, которая совершается в алтаре.
На Царских вратах храма Христа Спасителя было помещено шесть священных икон:
Благовещение Пресвятой Богородицы в двух иконах (на правой стороне – Пресвятая
Дева, на левой – архангел Гавриил), четыре евангелиста (тоже в двух иконах),
Спаситель и Богоматерь.
На бронзовых столбах по бокам Царских врат помещались четыре иконы
святителей московских – Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. В нижнем ярусе, направо
от Царских врат, было изображение Господа Вседержителя, а налево – образ
Рождества Христова. В середине над Царскими вратами помещалось изображение
воскресшего Христа Спасителя в червленом хитоне и ярком сиянии. Правой рукой
Иисус Христос благословляет, а левой поддерживает крест. Вокруг его
расположились Богоматерь, Иоанн Предтеча и двенадцать апостолов.
Второй ярус иконостаса в храме Христа Спасителя состоял из Господних и
Богородичных праздников, третий представлял Новозаветную церковь, а четвертый –
поясные изображения праотцов и пророков Ветхозаветной церкви.
Внутри иконостаса-часовни, вверху, было изображено всевидящее око с надписью
«Сый». Изображение это сделано на медали в память войны 1812 года, а по сторонам
его – преподаяние хлеба и отдельно преподаяние вина. Под ними располагалось
изображение преломления хлеба двумя учениками в Эммаусе и явление Иисуса Христа
по воскресении Марии Магдалине, а по углам изображены ангелы с дискосом,
евангелием и крестом.
Ряды ярусов на иконостасе храма Христа Спасителя были прорезаны углублениями
с иконами, фланкируемыми колоннами с базами и капителями. Шатер, главы, врата и
рамки для икон были позолочены желтоватым или зеленоватым золотом. Проект
золочения иконостаса неоднократно менялся. Одной из причин этого было то, что в
основном беломраморная («тяжелая») часть иконостаса зрительно отрывалась от
верхней – шатровой позолоченной («легкой»), их надо было сначала уравновесить.
Иконостас храма Христа Спасителя производил неизгладимое впечатление на всех
видевших его. Позолоченными были не только девять глав с крестами и окрытия
выступающих частей ярусов, золотом был прописан и сам мрамор. Свет, падавший из
окон барабана, отражался на золотом фоне росписей стен и позолоченной решетке.
Сливаясь со световыми потоками, льющимися из окон хора через золоченую
балюстраду, он отражался на золоте иконостаса и превращал его в светоносный
источник.
…При восстановлении храма Христа Спасителя специалисты провели целый ряд
исследований: архивных, историко-библиографических и иконографических. В
результате их был сделан ряд открытий и выявлен материал, который долгое время
оставался неизвестным. Во-первых, в Музее геологии им. Вернадского были найдены
подлинные фрагменты иконостаса, что позволило уточнить его типологию,
конструктивные особенности и цветовую гамму всего сооружения: это колонки из
черного с прожилками мрамора, фланкирующие иконы иконостаса, колонки с
капителями из «бордиглио» (голубовато-серого мрамора), обрамлявшие иконы на
клиросе, и т.д.
Однако это были лишь части уникального иконостаса. Иконы многострадального
храма не были взорваны большевиками вместе с самим собором. Их припрятали, а
потом они будто бы были подарены И.В. Сталиным Элеоноре Рузвельт – вдове
президента США. Высокопоставленная дама впоследствии будто бы выставила их на
художественном аукционе в Нью-Йорке. Там они вроде бы были куплены вездесущими
посланцами Ватикана и оказались в его хранилищах, вход в которые строго
ограничен, а в некоторые и вообще закрыт.
Лабиринты ватиканских дворцов бесконечны и очень извилисты. Их точного
расположения и списков содержащихся в них сокровищ, пожалуй, не знают даже сами
смотрители. Может быть, где-то там спрятаны и иконы из храма Христа Спасителя?
Не один раз руководители Московского патриархата намекали католическим
отцам, что следовало бы поискать в ватиканских коллекциях бесценные иконы и
вернуть их законным владельцам. Но пока…