В 1701 году бранденбургский курфюрст Фридрих I cамолично короновал себя
прусской короной и стал королем Пруссии. Коронация происходила в Кенигсберге,
где новый король и познакомился с работами тамошних мастеров янтарного дела.
В этом же году Фридрих I заказал мастеру Готфриду Вольфраму (датчанину по
происхождению) не какой-нибудь перстень, а янтарные панели для убранства одного
из залов большого Королевского дворца в Берлине. Работа была гигантская, и
вскоре к ней подключили архитектора и скульптора из Данцига Андреаса Шлютера.
Тот создал проект, но потом первоначальная идея претерпела изменения.
Взбалмошному правителю Пруссии пришла в голову мысль украсить Янтарным кабинетом
свой загородный дворец в Потсдаме и тем самым превзойти роскошь Версаля. Теперь
янтарные панели предназначались для галереи в замке Шарлоттенхоф.
Работу завершили в 1709 году, но это был несчастливый год для создателей
чудесного кабинета: янтарные панно, которые были плохо закреплены, рухнули, и
король в гневе приказал изгнать А. Шлютера из страны. Таким образом, янтарные
панели, несмотря на замысел прусского короля, так и не попали в Шарлоттенхоф.
Одну из причин этого ученые видят в том, что Фридрих I был очень суеверен.
Впоследствии ни янтарный кабинет, ни янтарная галерея так и не были
закончены: Фридрих I умер, новый король Фридрих Вильгельм I, осуждавший
мотовство своего отца, работы прекратил. Но и в незавершенном виде янтарные
панели представляли собой шедевр ювелирного искусства. Это были мозаичные панно
с удивительной красоты орнаментами в виде вензелей, картин, гербов, цветочных
гирлянд, выполненных из кусочков солнечного камня разных оттенков – от
светло-прозрачного до темно-желтого.
Уникальность творения немецких мастеров заключалась еще и в том, что до них
из этого самоцвета из-за его ценности и дороговизны делали в основном ювелирные
украшения, резные кубки, вазы, шкатулки и табакерки, инкрустации мебели и
облицовки. Картины были созданы впервые.
Стены Янтарного кабинета представляли собой панно из полированных янтарных
пластинок – целые полосы красочных драгоценных самоцветов. Лучисто-прозрачные,
желтые, желтовато-коричневые – оттого что смоляной натек в янтарном лесу был
обращен к солнцу, они притягивали взор каждого. Иногда встречались красивые
кусочки облачного янтаря с его причудливыми узорами, напоминающими то языки
пламени, то кучевые облака. Попадались и, словно чуть запыленные, пластинки
дымчатого янтаря.
Все было так удивительно ладно подобрано, так выдержано в единой мягкой,
красочной гамме, что взгляд просто невозможно было оторвать. В объемные резные
украшения вплетались орнаментальные и мозаичные композиции из яшмы, сделанные
искусной рукой большого мастера. На белых с золотом подзеркальниках и на
золотистых пилястрах сверкало солнце.
Спустя несколько лет Фридрих Вильгельм I преподнес это сокровище в дар
русскому царю Петру I, который со своим Великим посольством отправился в Польшу,
Германию, Голландию. В Берлине празднества в честь русского царя были
грандиозными и торжественными – со снопами фейерверков, фонтанами из вина и
набитым птицей и дичью зажаренным быком для горожан. На другое утро Петр I с
любопытством рассматривал Потсдам – город дворцов, парков и храмов.
Некоторые исследователи считают, что «фельдфебель на троне» (как называли
прусского короля), не очень разбиравшийся в искусстве, просто не знал, что
делать с Янтарным кабинетом, и был счастлив избавиться от него под благовидным
предлогом. Однако это не совсем так: Фридрих Вильгельм I, не в пример отцу,
отличался большой скупостью, о которой в истории сохранилось много легенд. Так
что цену вещам он знал очень хорошо.
Не желая тратиться на завершение работ, Фридрих Вильгельм I распорядился
янтарными панно достаточно умно и расчетливо, сделав дипломатический и
политический дар с далеким прицелом. Пруссия тогда нуждалась в таком могучем
союзнике как Россия, недавно одержавшая победу над шведами. Но и русский царь не
остался в долгу. За панно он подарил прусскому королю 55 русских солдат ростом
более двух метров, именно таких гигантов король собирал для своей гвардии по
всей Европе.
Янтарный кабинет был разобран, упакован в восемнадцать огромных ящиков, и
они морем приплыли сначала в Мемель (Клайпеду). Петр I очень высоко ценил
подарок прусского короля. В Мемель он выслал специальную миссию во главе с
обергофмаршалом. Затем на санях ящики попытались перевезти в российскую столицу,
но беспрестанные метели и снегопады задержали транспорт. Только весной, в мае
1716 года, каждый ящик погрузили в специальную повозку, которую везла шестерка
лошадей. Так Янтарный кабинет через Курляндию с большими предосторожностями был
переправлен в Санкт-Петербург. Здесь он был выставлен для обозрения в одной из
дворцовых гостиных, поражая всех гостей своей красотой и великолепием. В это
время Янтарный кабинет имел такой же вид, как и в бытность свою в Берлине.
Однако сам Петр I, более пристально рассмотрев в Петербурге полученные
драгоценности, был несколько разочарован и… потерял к ним всякий интерес.
Янтарный кабинет состоял из отдельных, не совсем готовых частей, которые
невозможно было использовать для отделки, не закончив работу. Не хватало многих
частей, главное – пилястров, которые должны были находиться в местах соединения
панно. Кроме того, не хватало надверников, одной рамы зеркала и некоторых других
деталей и частей.
Янтарный кабинет был отправлен в служебные покои Летнего дворца, где долгие
годы лежал несобранным в подсобных помещениях, в так называемых «людских
покоях». Здесь он находился до 1743 года, пока у императрицы Елизаветы Петровны
не возникла идея убрать Янтарным кабинетом покои нового Зимнего дворца.
Но в 1755 году императрица распорядилась вновь перевезти Янтарный кабинет –
теперь уже в Царское Село, где отстраивалась летняя резиденция русских монархов.
Во исполнение царского распоряжения 76 специально подобранных гвардейцев,
силачей и аккуратистов, отправились в пеший поход из Петербурга в Царское Село.
Они попарно несли носилки, на которых лежали ящики с убранством кабинета.
Неспеша двигались солдаты, шесть дней затратили они на переход в 25 верст, но в
конце концов в целости и сохранности комната была доставлена на место.
В своем первоначальном виде, как уже указывалось выше, подарок прусского
короля представлял отдельное панно площадью около 55 квадратных метров, покрытое
мозаикой из кусков натурального янтаря различных оттенков. При расположении
панно в зале Царского Села, который был в шесть раз большего размера, чем в
прусском помещении, перед Варфоломеем Растрелли встала очень непростая задача.
Но гениальный архитектор прекрасно справился с ней, введя в отделку золоченую
деревянную резьбу, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы. Таким образом,
был создан праздничный зал изысканной красоты. Пребывание в этом зале (благодаря
целительной силе янтаря) воспринималось современниками как величайшее
наслаждение, как гармония плоти и души…
Для исправления и починки Янтарной комнаты был приглашен и итальянец
Александр Мартелли, который воспринял эту работу как великую честь для себя. Он
подписал контракт об «исправлении» кабинета и обязался поставить на место все
отпавшие детали, дополнить недостающие новыми и собрать кабинет в указанное
императрицей Елизаветой время. Работа итальянского мастера оценивалась в 600
рублей, что по тем временам являлось целым состоянием.
В. Растрелли и А. Мартелли составили план реконструкции Янтарного кабинета.
Многие детали (например, зеркальные пилястры) надо было изготавливать заново.
Российские заводы не могли тогда выполнить такой заказ, и стекла пришлось
заказывать во Франции – 52 стекла по 48 рублей каждое. Появились в Янтарном
кабинете и новые детали отделки, например, четвертая янтарная рама,
изготовленная в Кенигсберге и присланная Елизавете в подарок следующим прусским
королем – Фридрихом II.
В Царском Селе под руководством В. Растрелли кабинет и превратился в
знаменитую Янтарную комнату. В ней должны были иначе, чем в Зимнем дворце,
размещаться янтарные панно, и поэтому пришлось добавить зеркала в белых с
золотом подзеркальниках и золотые бра. Их сделали русские мастера Иван Копылов,
Василий Кириков и Иван Богачев. Кроме того, Растрелли ввел дополнительные
пилястры, которые чередовались с картинами, а поверх них он спроектировал резной
золоченый фриз. Были изготовлены и расписаны под янтарь новые панели,
впоследствии замененные натуральными самоцветами.
Для постоянного хранения шедевра и поддержания его в хорошем состоянии из
Пруссии был приглашен Ф. Роггенбук – янтарных дел мастер. В 1758 году он занял
специально учрежденную должность хранителя Янтарного зала. По существу он
(вместе со своим сыном Иоганном и учениками) был автором всех работ, которые
выполнялись в Янтарной комнате с этого времени. Только к 1770 году Янтарная
комната окончательно приобрела свой законченный вид и стала одним из главных
украшений Екатерининского дворца.
Французский поэт-романтик Т. Готье, впервые увидевший Янтарную комнату в
середине XIX века, писал о ней: «Мы будем говорить о Янтарной зале. Это совсем
не так, как в «Тысяче и одной ночи» или в волшебных сказках, когда архитектура
дворцов доверена волшебникам, гениям и джиннам; дворцов, в которых мы видим залы
из бриллиантов, рубинов или других драгоценных камней, обычно считаемых
сокровищами. Здесь слово «янтарная зала» является выражением не поэтической
гиперболы, а реальной действительности.
Это не тесный будуар или маленький кабинет, но комната довольно больших
размеров, с трех сторон сплошь отделанная от пола до фриза янтарной мозаикой.
Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен
богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму, – от пылающего топаза
до светло-лимонного. Золото резьбы кажется тусклым и фальшивым на фоне янтаря,
особенно тогда, когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в
прозрачные прожилки янтаря».
Вечером дневной свет, заливавший всю комнату через широкие окна, сменялся
огнем сотен свечей, тысячекратно отраженных зеркалами. Именно сочетание света и
янтаря придавало праздничному залу в Екатерининском дворце особую прелесть. На
свету начинали играть мозаичные стены, игра света продолжалась в янтарных
рельефах, открывая их глубину и пластичность, их живую и одухотворенную красоту.
Около 200 лет Янтарная комната сохранялась почти без изменений. Но, когда в
сентябре 1941 года последний отряд бойцов, оборонявших Царское Село, отошел на
Пулковские высоты, она была еще не демонтирована. И вывезти ее не успели.
Фашисты ободрали Екатерининский дворец буквально как липку: со стен срезали
шелковые обои, выломали наборные паркетные полы, сняли и увезли двери.
Специальные команды тщательно отбирали и отправляли в рейх бесценные музейные
сокровища. Среди них была и Янтарная комната, которую вывезли в конце 1941 года
в столицу Восточной Пруссии – город Кенигсберг. С тех пор она пропала…