Камеи, то есть геммы с выпуклым изображением, появились к концу IV века до
нашей эры, а родиной их считается Александрия. Поначалу камеи резали на
многоцветном сардониксе, но вскоре в дело пошли драгоценные «дары Востока» –
аметисты и топазы, гранаты и аквамарины, гиацинты, сапфиры, изумруды…
Искусство резьбы по камню у археологов получило наименование «живописи в
камне», и действительно, роскошные многоцветные камни с их эффектным соединением
колорита и пластики очень близки к живописи.
Редкость минерала, высокую стоимость камня и многолетнего труда уникальной
работы талантливых мастеров мог оплатить только очень богатый заказчик. В этом
же заключается и причина того, что крупные камеи чаще всего прославляли
властителей древнего мира. Высшим шиком среди аристократов того времени стало
иметь собственную дактилиотеку – коллекцию резных камней.
Многие камеи, прежде чем попасть в Эрмитаж, сменили немало владельцев, и
историю некоторых из них можно проследить вплоть до XV века. Небольшую коллекцию
гемм для Кунсткамеры приобрел в Голландии еще Петр I, но Екатерина II пошла
дальше и создала в Петербурге гигантский кабинет «антиков», как в то время
называли резные камни. Размах приобретений царицы был настолько велик, что она
сама в шутку окрестила его «обжорством», «камейной болезнью», а свое огромнейшее
собрание гемм – «бездной».
Самой знаменитой камеей Эрмитажа является, конечно же, «Камея Гонзага»
работы неизвестного мастера. Первое упоминание о ней встречается в 1542 году в
инвентарном каталоге собрания Изабеллы д\'Эсте – супруги Людовико Гонзага,
правителя итальянского города Мантуи: «Большая камея оправлена в золото, с
рельефными портретами Цезаря и Ливии, с золотой гирляндой вокруг, с листьями
лавра из зеленой смальты, с жемчужиной внизу, с обратной стороны украшенной
чернью, и с табличкой с именем покойной светлейшей госпожи Герцогини».
Другое известие о камее принадлежит великому фламандскому художнику Питеру
Пауэлу Рубенсу. Знаменитый живописец в 1600—1608 годы работал в Италии, где и
увидел драгоценную камею: «Я считаю, что среди гемм с парными портретами эта –
прекраснейшая в Европе».
Разные люди в разные эпохи в персонажах камеи видели разных лиц. Например,
итальянская знать эпохи Возрождения считала, что на резном камне изображен
император Август. Наиболее вероятными персонажами камеи считались дерзкий
повелитель мира Александр Македонский и его мать. Сейчас уже установлено, что на
камее изображены Птолемей II и его жена Арсиноя, а вот имя создателя знаменитого
шедевра скрыто от нас временем.
За свою долгую историю камея сменила много владельцев. Одно время она
находилась в собрании шведской королевы Христины и обозначалась так: «Картина из
агата с изображением двух римлян, в красном футляре». После смерти королевы
камея попала к кардиналу Д. Аццолино, а в 1798 году хранилась в Ватикане – в
библиотеке папы Пия VI. Возможно, она так бы и осталась в «Вечном городе», но в
феврале 1798 года в Риме был убит французский генерал Дюфо и началась оккупация
города. Французский генерал Бертье повелел везде расклеить объявления о
готовящихся конфискациях произведений искусства: «…из Рима будут взяты картины,
статуи и предметы искусства, которые сочтет достойными для перевозки во Францию
специально назначенная комиссия».
Один из очевидцев того времени впоследствии описывал, как ворвавшиеся в
библиотеку Ватикана солдаты «среди прочих редкостей уничтожили знаменитого
«Теренция» Бембо, самую драгоценную рукопись, стремясь овладеть ее золотым
окладом». Такая же участь могла ожидать и «Камею Гонзага», и спасло ее только
то, что она была вырезана из сверхтвердого минерала. Солдаты интересовались лишь
драгоценными камнями, и, возможно, камею у них выкупил контролер Мешен,
сопровождавший направленный к Неаполю корпус.
В 1799 году под натиском армии А.В. Суворова французские войска отступили, и
камея вместе с ними попала во Францию. Так она оказалась в руках Жозефины
Богарнэ, первой жены Наполеона, и хранилась в ее резиденции под Парижем.
Хранилась до 1814 года – вплоть до вступления в Париж союзников.
В благодарность Александру I, сохранившему семейству Богарнэ положение и
доходы, Жозефина подарила русскому царю этот шедевр древней глиптики. Осенью
1814 года государь передал «Камею Гонзага» в Эрмитаж, и Г. Келер, бывший тогда
директором «Кабинета антиков», извещал русскую публику: «Сей камень –
единственный в своем роде… по древности своей и по мастерской отделке… Он
принадлежит к весьма малому числу, какие только до нас дошли».
Действительно, таких крупных камей (высота ее – 15,7 сантиметра, ширина –
11,8 сантиметра и высота рельефа – 3 сантиметра) в мире насчитывается всего
несколько штук. Как уже говорилось, на ней изображены Птолемей Филадельф,
правитель эллинского Египта, и его жена Арсиноя.
В лицах Птолемея и его жены нет портретного сходства, это образы условные,
идеальные. Глядя на спокойный и довольно мягкий профиль Арсинои, трудно
представить истинный характер и темперамент этой властной женщины, энергично
добивавшейся своей цели и не слишком разборчивой в средствах.
Брак между Птолемеем и Арсиноей был окружен особым ореолом святости:
Птолемей был обожествлен еще при жизни, Арсиноя – вскоре после своей смерти.
Культ их и привел к появлению камеи – парного портрета с профильным
изображением, когда одно лицо выступает из-за другого и контуры силуэтов почти
созвучны. Такая композиция четко и лаконично выражает единство изображаемых, и в
дальнейшем она получила широкое распространение.
Лица царя и царицы изображены на сером фоне. Профиль Птолемея словно освещен
ярким светом, а голубовато-белое лицо Арсинои как будто покрыто легкой тенью. В
камее удачно использованы фактура и цвет трех различных слоев камня. Гладко
отполированная поверхность прекрасно передает блеск металлических деталей шлема
Птолемея. Тонкий слой камня, слегка просвечивающий голубизной, придает лицу
властной Арсинои утонченную нежность. В то же время волосы и листья венка на
голове, исполненные в более высоком рельефе, остаются матово-белыми и хорошо
оттеняют бледность царицы.
Блеклой, желтовато-розовой линией проходит полосочка ожерелья на шее обоих
супругов. У Птолемея она дополнена странным коричневым завитком: это след
позднейшей реставрации, попытка скрыть, что камея была сломана пополам.
Редкая красота камня, торжественная манера исполнения, героическая трактовка
образов – все делает «Камею Гонзага» одним из самых выдающихся памятников
античного искусства. Она вдохновляла поэтов и художников, привлекала пытливое
внимание антикваров, восторженные похвалы ей исходят от самых разных ценителей.
Некоторые относят «Камею Гонзага» к числу тех шедевров, до которых так и не
смогло возвыситься современное искусство.
Труд безымянного греческого мастера III века до нашей эры поистине граничил
с подвигом. Для завершения такого рода работы требовались годы, ведь агат по
своей твердости превосходит и сталь. Резьба производилась с помощью
порошкообразного корунда и требовала чрезвычайного внимания и терпения.
Рассказывают, что в древности на создание больших камей уходило столько же
времени, сколько в средние века на возведение готического собора. Уже в новое
время резчик А. Давид проработал над камеей «Апофеоз Наполеона» (высота ее 24
сантиметра) пятнадцать лет. |