В экспозиции Пекинского императорского музея большое место занимают
классические образцы древней китайской бронзы XVI—III веков до нашей эры, их
насчитывается в фондах музея свыше пятисот экземпляров. Техника обработки бронзы
в Китае еще во II тысячелетии до нашей эры достигла более высокого развития, чем
в других государствах древности. При правителях династии Шан (около 1500 года до
нашей эры) этот вид ремесленного производства был выделен в отдельную отрасль:
шанские мастера по обработке бронзы принадлежали к тайным обществам. А в эпоху
«Воюющих царств» обработка художественных деталей бронзовых изделий
усовершенствовалась за счет использования при их отделке инкрустации золотом,
серебром и бирюзой. Шанские ремесленники делали из бронзы замечательные изделия
самого различного назначения – от колоколов до тщательно отполированных зеркал.
Отдельные экземпляры бронзовых произведений китайского искусства попадали к
зарубежным коллекционерам, однако в странах Европы китайская ритуальная бронза
оставалась неизвестной вплоть до ХХ века. В середине 1920-х годов к
северо-западу от современного города Аньяна проводились крупномасштабные
археологические раскопки, которые и прославили китайскую бронзу на весь мир. В
Китае, как и во многих других странах, тоже производились грабительские
раскопки, но сначала основным объектом воровской добычи были кости животных и
панцири черепах с гадательными надписями. После начала раскопок в Аньяне
появился спрос и на другие вещи.
А во время сельскохозяйственных работ, проводившихся в ноябре 1971 года
около деревни Баймяохань, крестьяне обнаружили яму неправильной формы, в которой
нашли клад – бронзовые клевцы, наконечники копий и мечи. Это был скорее даже не
клад, а склад – древнее хранилище оружия.
В деревне Баймяохань археологи откопали огромное городище, окруженное
остатками оборонительной стены. Ширина стен, возведенных из утрамбованной земли,
у основания равнялась 40—60 сантиметрам, высота сохранившихся стен – 15—18
метров. Внутри городища располагались многочисленные жилища, строения дворцового
типа, мастерские и могилы.
Клад бронзовых вещей состоял из 80 клевцов, 80 наконечников для копий и двух
мечей. Кинжалы и мечи относятся к сравнительно редким предметам вооружения эпохи
поздней бронзы. До последнего времени они практически не были известны
археологам, даже к началу 1980-х годов их было известно чуть более сорока
экземпляров. Это, конечно, не идет ни в какое сравнение с количеством древкового
оружия тех же эпох. Ученые объясняют это тем, что кинжалы и мечи были оружием
пехоты, тогда как в первую половину эпохи Чжоу военное дело основывалось на
колесничном бою.
На многих орудиях, найденных в деревне Баймяохань, были сделаны надписи.
Иероглифы древние мастера отливали вместе с самим оружием. Если при отливке
какой-нибудь иероглиф получался нечетко, то его дополнительно прорезали.
Надписи эти очень важны в историческом отношении, так как они позволили
ученым проверить и уточнить многие хронологические даты китайской истории. Они
помогли уточнить и время изготовления самого оружия – поздний этап периода
Чжаньго. Может быть, этот клад зарыли противники циньского режима, чтобы укрыть
оружие от конфискации, которую в 221 году до нашей эры проводил Цинь Ши-хуанди –
«первый император Цинь».
Период Чжаньго в развитии древнекитайской цивилизации отличался уже высоким
производством железа, однако оружие оставалось бронзовым. Для объяснения этого
факта историки часто приводят известную фразу из «Речей царств»: «Из прекрасного
металла выплавляют мечи, трезубцы, пробуют с собаками и лошадьми; из плохого металла выплавляют мотыги, лопаты,
топоры и тяпки, которые применяют на земле».
Одними из наиболее прекрасных изделий древних китайских мастеров стали
бронзовые ритуальные чаши, которые применялись во время религиозных
жертвоприношений душам предков. В самом Китае собирательская деятельность при
императорском дворе началась еще в глубокой древности. Известно, например,
предание о том, что еще император Юй (2205—2198 годы до нашей эры), легендарный
правитель династии Ся, получил в дар от девяти провинций (в знак их полного
повиновения) девять бронзовых сосудов. Монументальные бронзовые сосуды периода
династий Шан-Инь почитались священными, а находка древнего бронзового изделия
периода Хань (206 год до н. э. – 220 год н. э.) расценивалась как событие
государственной важности.
Наиболее ревностным собирателем бронзы стал император Цянь-лун, который
сформировал свою коллекцию еще в молодые годы. Он взимал дань с провинций,
принимал от подданных древние ритуальные чаши и другие предметы и даже
конфисковывал частные коллекции.
Многочисленные клады бронзовых изделий относятся к эпохе Чжоу – к тому
времени, «когда Ю-ван погубил государство» и чжоуские аристократы под мощным
натиском жунских племен бежали на восток. В этих кладах как раз и представлено
множество бронзовых ритуальных сосудов.
Каждый из таких сосудов, в зависимости от своей формы, имел собственное
название и использовался в строго определенных целях; например, котел для
приготовления пищи душам предков, стоящий на трех или четырех ножках, назывался
«тинь». Наиболее распространенными мотивами декоративных украшений таких сосудов
были дикие, домашние или мифологические животные – лошади, буйволы, бараны,
тигры, драконы, слоны и другие. А некоторые из сосудов и сами были сделаны в
форме животного, например, «Тигр, пожирающий человека» – сосуд для жертвенного
вина (II тысячелетие до нашей эры) или сосуд для возлияний в виде совы,
найденный в могиле одной верховной жрицы.
Среди экспонатов Императорского музея есть бронзовый сосуд, на первый
взгляд, как будто ничем не отличающийся от других. Но если наполнить этот сосуд
водой и мокрыми руками потереть его ручки, то вода в нем «закипит». Современные
ученые взялись было объяснить это явление, но создать подобный сосуд так и не
могли.