Своеобразным видом японского искусства, не встречающимся в других странах,
является народная скульптура – нэцкэ. По своему назначению нэцкэ выполняли
весьма утилитарную роль, служили подвеской, с помощью которой к поясу кимоно
прикреплялись кошелек, кисет, ключи или инро – коробочка для хранения личных
печатей или лекарств.
Первые нэцкэ по форме были очень просты и маловыразительны, обычно они
делались в виде декоративной пуговицы или палочки. Но в дальнейшем формы нэцкэ
стали изменяться и становились все замысловатее, утонченнее и изысканнее.
Принято считать, что нэцкэ – это традиционная японская скульптура, однако
родиной ее является все-таки не Страна восходящего солнца, а Китай. В Китае
намного раньше, чем в Японии, стали носить на поясе маленькие предметы, которые
назывались чжуй-цзы. К XIV веку Япония позаимствовала у Китая многие обычаи, в
том числе и манеру носить одежду. Первые собственно японские нэцкэ назывались
просто «китайская вещь» или «китайская резьба». Но именно в Японии к XVII веку
изготовление нэцкэ превратилось в высокое искусство, чего не случилось в Китае с
брелками чжуй-цзы.
Золотой век в развитии японских нэцкэ – вторая половина XVIII и начало XIX
века, когда увлечение ими приняло необычайно широкие масштабы. Нэцкэ
изготовлялись из самых разных материалов: слоновой кости, оленьего рога, рогов
буйвола и носорога, клыков вепря и медведя, волка и даже тигра, из моржовой
кости, а также из древесных корней. Отсюда и произошло название нэцкэ («нэ» –
корень и «цкэ» – прикреплять). Изящно вырезанные деревянные нэцкэ носили мелкие
торговцы, ремесленники, крестьяне, а нэцкэ тончайшей работы в виде зверька или
фигурки из слоновой кости можно было увидеть только на поясе богача.
Потом появились изделия фарфоровые и лаковые, из коралла и нефрита,
окаменевшего дерева и янтаря, из панциря черепахи и стекла. А еще в качестве
нэцкэ использовались маленькие тыквы-горлянки, красивые раковины и другие
предметы, у которых ранее было совсем другое назначение (например, детали оправы
ножей и мечей). Однако самые знаменитые фигурки вырезались все-таки из дерева и
слоновой кости.
Как правило, дерево оставалось неокрашенным, оно лишь подвергалось
тщательной полировке. Мастер-резчик стремился выявить и подчеркнуть природную
красоту материала, его фактуру и цвет. Но из какого бы материала ни были сделаны
такие фигурки, они не должны были быть тяжелыми и большими по размеру. Нэцкэ
следовало быть гладким, прочным, иметь обтекаемую конфигурацию – без выступов,
острых углов и граней. Отверстие, через которое проходил шнур, не должно портить
нэцкэ, поэтому мастера виртуозно включали его в композиционное решение
скульптурки. Этими условиями не мог пренебречь ни один мастер, все остальное
зависело от творческой индивидуальности каждого.
Принято различать три вида (или формы) нэцкэ. Наиболее многочисленный вид –
катабори (фигурные нэцкэ), которые представляют собой скульптурные изображения
людей, животных, птиц, цветов, плодов и т.д. Все сюжеты, на которые были созданы
нэцкэ, перечислить просто невозможно. Прежде всего мастера изображали
национальных литературных и сказочных героев, и в первую очередь персонажами
нэцкэ были семь богов счастья… Были фигурки, изображающие борьбу народных героев
с демонами, изображались известные архаты – ученики Будды, нэцкэ в форме
любимого народного героя Кинтаро – очень сильного ребенка… А некоторые нэцкэ
запечатлели бытовые городские сценки: на приеме у массажиста, детские игры,
образы смешных иностранцев, например, фигурка голландца в коротком плаще и с
тощими ножками… Изображались и злые демоны, бог ада Яма, рыба-сом, от которой,
по народным поверьям, и происходят все землетрясения.
Животные и люди нередко изображались с большим юмором. На одной известной
нэцкэ показан осьминог, заигрывающий с русалкой; на другой – гуляка,
проснувшийся после вечерней попойки. Завзятые игроки носили нэцкэ в форме
черепов или змей, которые, по поверью, должны были принести им удачу. И, конечно
же, множество нэцкэ представляли любимого в Японии бога Дайкоку – бога счастья,
добра и веселья. Обычно его изображали веселым и толстым человечком с мешком
риса за спиной и несколькими крысами. Древняя японская легенда гласит, что крыса
однажды спасла Дайкоку. Когда боги разгневались и хотели сжечь его на костре,
крыса посоветовала Дайкоку зарыться в мокрую землю…
Второй вид нэцкэ – это кагамибута, что буквально означает «зеркало в
футляре». Обычно это небольшая круглая, плоская коробочка (сделанная из кости) с
искусно украшенной металлической крышечкой.
Третий вид – это мандзю, форма которых напоминала рисовые лепешки. Эти нэцкэ
в основном ценились за узор на их поверхности.
Одним из наиболее выдающихся мастеров нэцкэ, как пишет искусствовед Т.
Норина, был Есимура Сюдзан. Живописец по образованию, он более прославился как
блистательный резчик нэцкэ. За свое искусство Е. Сюдзан удостоился титула
«хогэн», который обычно присваивался лишь мастерам монументальной скульптуры.
Свои нэцкэ Е. Сюдзан чаще всего вырезал на мифологические сюжеты, а порой
воспроизводил образы, заимствованные из книг по искусству. Для своих фигурок
мастер чаще всего использовал старый кипарис, готовые нэцкэ лишь слегка
тонировал, втирая краску руками. Цвет кипариса приобретал мягкие пастельные
тона, которые в свою очередь придавали нэцкэ изысканность.
Хорошо известно и имя Хиромори Мива I, для которого работа с нэцкэ сначала
была просто развлечением. Однако с течением времени в этом искусстве он достиг
такого мастерства, что прославился как первоклассный мастер.
Одна из его работ – фигурка крестьянина. Она изображает прижавшегося к
земле, съежившегося от холода человека, который не может, как ни старается,
укрыться от непогоды. Плащ его невелик, он закрыл только спину и плечи, а нога
намного выше колена осталась на холоде.
Все в этом нэцкэ вызывает восхищение совершенством своей формы и гармонией
целого. В нем нет ничего надуманного, неестественного. Густой темно-вишневый
цвет дерева еще больше выигрывает благодаря введению в него лака. Ярким блеском
он вспыхивает на шляпе крестьянина, на его колене, лице, циновке…
Образ крестьянина в этом нэцкэ очень эмоционален, поза его выразительна –
особенно лицо с сердитыми глазами, выглядывающими из-под опущенных бровей,
раздутыми ноздрями и плотно сжатым в гримасе ртом. Мастер Мива показал здесь
себя тонким знатоком человеческих чувств, со всей полнотой раскрыв их в
созданном образе. Неудивительно, что современники очень часто предпочитали нэцкэ
Мива I другим.
Создавая свои произведения, японские мастера часто исходили из эстетической
категории «ваби-саби» – красота простоты, что вообще является одной из
характерных черт декоративного искусства Страны восходящего солнца.
Руководствуясь этим принципом, они создавали подлинно выразительные шедевры, к
числу которых относится «Сидящая утка» неизвестного мастера XVIII века.
Керамическая фигурка сидящей птицы покрыта глазурью. Утка плотно прижалась к
земле, а голова ее повернута к спине. Основную роль в этом нэцкэ играет контур,
силуэт, обрисованный одной непрерывной линией. Это маленький (высотой в 2,6
сантиметра) белый уснувший комочек, в перышках которого играют розовые блики
заходящего солнца и нежно-голубой отсвет прозрачной воды. Совсем как в хокку
Басё: