Художественная культура античного мира, охватывающая почти 15 веков
существования государств Древней Греции и Древнего Рима, оказала огромное
влияние на всю последующую историю человеческой цивилизации. Именно античный мир
создал замечательные памятники архитектуры, скульптуры и живописи, и особое
место среди них занимает древнегреческая вазопись. Шедеврами керамического
искусства по праву считаются античные вазы VI—V веков до нашей эры.
Незадолго до начала Первой мировой войны известный русский археолог Н.И.
Веселовский раскопал несколько курганов в окрестностях кубанской станицы
Елизаветинской. Эти огромные земляные насыпи воздвигли над могилами своих вождей
древние меоты, населявшие Прикубанье во второй половине I тысячелетия до нашей
эры.
Еще в глубокой древности грабители почти полностью опустошили каменный
склеп, находившийся под земляной насыпью, в котором находился погребенный вождь.
Не пощадили они и самого покойного, на котором было надето много золотых
украшений и других драгоценностей. Кости человеческие потом были обнаружены вне
склепа, вперемешку с костями захороненных в кургане лошадей. И все же в кургане
оставались кое-какие предметы – железные наконечники стрел и копий, железные
мечи, бронзовые украшения конской уздечки, железный чешуйчатый панцирь и
несколько глиняных амфор – больших остродонных сосудов для хранения масла.
Одна из амфор, покрытая многофигурной росписью, привлекла более пристальное
внимание ученого, так как при раскопках редко удавалось найти что-либо подобное.
Амфора представляла собой глиняный сосуд с высоким, расширяющимся к венчику
горлом и двумя вертикально поставленными ручками. Стройное, округлое тулово
амфоры, плавно сужаясь, переходит в короткую ножку на круглом поддоне.
В Афинах существовал целый гончарный квартал Керамик, из его мастерских
выходили самые разнообразные сосуды: большие двуручные амфоры, в которые
наливали вино, мед или оливковое масло; вместительные кратеры, в которых вино
(по греческому обычаю) разбавлялось родниковой водой; изящные пиршественные
«килики»… Все это делали на ручном гончарном круге из лучшей аттической глины,
которую добывали в окрестностях Афин. Ее старательно очищали от примесей и
слегка подкрашивали охрой, отчего после обжига глина получалась
оранжево-красного цвета. Готовые вазы долго сушили на солнце, затем расписывали
густой глазурью, условно названной черным лаком.
Побывав в обжигательной печи, лак приобретал сочный металлический или
неповторимый зеркальный блеск с оливковым отливом. Живописцы чернофигурного
стиля полностью заливали лаком фигуры людей и животных, отдельные детали
передавали процарапанными резцом линиями, а также белой и пурпурной краской.
Секрет этого необыкновенного искусства не разгадан до сих пор, потому качества
красок и вызывают такое восхищение.
Изделия аттических гончаров завоевали широкую известность в древнем мире, их
высоко ценили этрусские аристократы и скифские цари. Не случайно большое
количество великолепных афинских ваз найдено в богатых некрополях Этрурии и в
курганах Южной Украины.
Амфора, найденная в Елизаветинском кургане, покрыта росписью в виде плоских
четких силуэтов. Эта роспись украшает тулово амфоры с двух сторон: на лицевой
стороне изображена любимая дочь Зевса – богиня мудрости и знания,
покровительница Аттики, непобедимая воительница Афина. По преданию, она повергла
в изумление всех олимпийских богов, родившись из головы Зевса-громовержца «в
полном вооружении – в блестящем шлеме, с копьем и щитом». Такой она обычно
изображается на произведениях древнегреческого искусства, такой она предстает и
на амфоре.
Как всегда стремительная, движется Афина к какой-то цели. В правой руке,
согнутой в локте, она держит копье; в левой – щит, в центре которого изображена
голова Горгоны Медузы. Профиль богини очерчен резко, глаз изображен почти в фас,
голову Афины венчает шлем с высоким гребнем, из-под которого видны ниспадающие
на плечи волосы.
На Афине надет длинный прямой хитон, украшенный цветами; поверх него накинут
короткий плащ, спадающий с плеч крупными складками; на груди – эгида (панцирный
нагрудник) с изображениями змеиных голов.
Справа и слева от богини две колонны со стоящими на них петухами – символами
спортивных состязаний. По форме сосуда, сюжету и стилю росписи, характеру
надписи ученые относят эту амфору к числу панафинейских сосудов, которые
изготовлялись в керамических мастерских Афин специально для праздника Панафиней.
По преданию богиня Афина получила власть над Аттикой за то, что подарила
стране «плодоносную оливу» – дерево, которое, по предсказанию богов-олимпийцев,
должно было дать «богатство всей стране и побуждать жителей к труду земледельцев
и возделыванию почвы». Поэтому Афина почиталась сначала как земледельческое
божество, и посвященный ей праздник носил земледельческий характер. С появлением
у афинян государственности богиня Афина стала символом благополучия и единства
государства, а Панафинеи – своего рода демонстрацией мощи, силы и сплоченности
афинского народа.
С особой пышностью и торжественностью проводились Великие Панафинеи – один
раз в 4 года, в конце июля или начале августа. Праздник продолжался шесть дней,
и все это время в Афинах царили бурное оживление и радость. Множество
развлечений ожидало афинских граждан и гостей, основное место среди них занимали
торжественные религиозные обряды и жертвоприношения, а также спортивные игры,
которым посвящались первые дни праздника.
Греки очень любили спортивные состязания. Древнегреческий автор Лукиан так
описывает отношение эллинов к играм: «Множество народу собирается на игры для
того, чтобы смотреть на состязания… Все хвалят состязающихся, а победителя
считают равным богу».
Участники соревнований делились на три возрастные категории: мальчиков,
безбородых (юношей) и мужей (взрослых граждан). Спортсмены выступали
обнаженными, чтобы нагляднее продемонстрировать свою физическую красоту, силу и
ловкость. Эти качества больше всего ценились афинскими гражданами, так как
считались дарами богов.
Среди многочисленных видов состязаний (бег, прыжки в длину, метание диска,
копья и т.д.) древнейшими и наиболее популярными были борьба и кулачный бой,
очень распространен был панкратий – соединение кулачного боя и борьбы. Время
выступления бойцов в этих видах спорта не ограничивалось, борьба велась до
поражения одного из противников, после чего победителю предстояло сразиться с
эфедром.
Победитель, кроме всеобщего признания, получал еще и ценную награду –
священное оливковое масло, разлитое в прекрасные амфоры, которые в честь
праздника и получили название панафинейских.
На обратной стороне описываемой амфоры как раз и изображен кулачный бой, а в
центре композиции помещены бойцы. На них нет никакой одежды, только кисти рук
обвиты кожаными ремнями, предохранявшими их от повреждений и способствовавшими
усилению удара. Художник, расписывающий вазу, изобразил заключительный момент
боя, когда один из борцов терпит поражение. Победитель с поднятой вверх правой
рукой наклонился над опрокинутым на землю противником; а тот, опираясь на одну
руку и подняв другую, просит о пощаде.
Слева возле столба стоит атлет, наблюдающий за боем. Это и есть эфедр –
очередной боец, который по греческим правилам кулачного боя должен сразиться с
победителем. Победа во втором туре была решающей для окончательного определения
победителя в этом виде спорта.
У всех изображенных на амфоре бойцов маленькие головы с короткими волосами,
начесанными на уши. Правильные, классические черты лица не передают
индивидуального портретного сходства, обнаженные стройные юноши – это
изображение идеального человека.
Справа от центральной сцены в величественной позе с жезлом в правой руке
стоит судья, внимательно следящий за ходом боя. На нем надет длинный плащ,
перекинутый через левое плечо, на голове – пурпурный венок. Помимо
художественной рукописи, на амфоре вдоль одной из колонн с петухами черным лаком
сделана надпись по-гречески, свидетельствующая, что ваза являлась «наградой из
Афин».
Панафинейские амфоры пользовались большой популярностью в Древней Греции, о
чем свидетельствуют своеобразные «подделки», которые впоследствии часто находили
при археологических раскопках. Точно повторяя форму сосуда и его роспись, они не
имели государственного клейма, а только подтверждали принадлежность амфор
панафинейскому празднику. Возможно, амфору из Елизаветинского кургана получил в
качестве приза какой-нибудь грек, который впоследствии мог переселиться в
Северное Причерноморье и захватить с собой драгоценный трофей.