В начале Второй мировой войны два фермера (по другой версии – один) пахали
поле близ Милденхолла в английском графстве Суффолк. Вспахивая землю на десять
сантиметров глубже обычного, они вдруг наткнулись на клад римской серебряной
посуды, состоявший из 34 предметов.
По всей вероятности, клад был зарыт в конце IV или начале V веков, когда
римское господство на Британией клонилось к закату, а на остров все чаще стали
нападать морские разбойники – ирландцы и саксы. Все предметы Милденхоллского
клада бесценны, но шедевром его считается большое круглое серебряное блюдо, вес
которого составляет 8,256 килограмма. Скорее всего оно было изготовлено в Риме,
где искусный ювелир отлил его в технике «потерянного воска». Затем он осторожно
выбил молотком и тщательно прочеканил многочисленные рельефные фигуры, а
тончайшие детали их исполнил безупречным гравированным рисунком.
В центре композиции на блюде, диаметр которого составляет около 61
сантиметра, расположен медальон с головой морского божества – Нептуна (или
Океана). Его вдохновенное лицо со сверкающими глазами обрамлено бородой из
листьев морской травы и вздыбившимися волосами, в которых резвятся четыре
дельфина. На блюде также изображены и другие мифологические герои: они играют на
различных музыкальных инструментах, танцуют, резвятся.
Владыку подводного царства окружает хоровод фантастических чудовищ с торсами
человека, оленя, коня (или рогатого кабана) и извивающимися чешуйчатыми
хвостами, на которых возлежат обитающие в глубинах моря нереиды – дочери
морского царя Нерея.
Вокруг бога Океана располагаются две концентрические окружности, которые
разделяются своеобразным ожерельем, выложенным раковинами морского гребешка.
Первый фриз блюда изображает процессию, сопровождающую Диониса-Вакха – сына
Зевса и победителя титанов, бога плодородия, виноделия и постоянного обновления
природы. Обнаженный Дионис с тирсом в левой руке и виноградной гроздью в правой
стоит, опираясь ногой на спину пантеры. К нему спешит его воспитатель – лысый
сатир Силен – и протягивает богу полную чашу вина.
На втором фризе вокруг Диониса в стремительном танце несутся его постоянные
спутники – юные сатиры и грациозные менады в тонких развевающихся одеждах. Среди
них выделяются могучая фигура Геркулеса, которого с трудом поддерживают два
сатира (один поддерживает его спереди, а другой обхватил поперек груди сзади), и
козлоногий пляшущий Пан – бог гор, лесов и пастбищ.
Мифологические изображения, которыми богато украшено блюдо, имеют и глубокий
символический смысл: эти мотивы были связаны с религиозно-философскими учениями
поздней античности. Они наводят на мысль о путешествии в загробный мир: Океан
напоминал о прекрасных островах загробного мира, сидящие верхом на тритонах
нереиды олицетворяли бессмертные души праведников. Сцены веселья могут
восприниматься и как аллегория райского блаженства душ, попавших на небеса.
Блюдо это могло играть религиозно-ритуальную роль в дионисийских мистериях или
сопровождать человека в загробный мир, а изображенный на нем пир в представлении
философов II—IV веков являлся аллегорией вечного блаженства, путь к которому как
раз и открывали мистерии – посвящения в таинства дионисийского культа.
Богатый орнамент на чашах и блюдах полностью закрывала образовавшаяся на
протяжении веков твердая корка, и разглядеть его можно было только после
тщательной очистки.
В 1946 году специальная комиссия, изучив все обстоятельства обнаружения
клада, объявила, что сокровище «была найдено на земле, не имеющей владельца» и
потому (по английским законам) является собственностью государства. Тогда же
драгоценная серебряная утварь была передана Британскому национальному музею.