Вот уже несколько десятков лет ученые, искатели приключений и просто
авантюристы ищут следы легендарной Золотой Бабы. Рассказы о ней заставляют
учащенно биться многие сердца и манят в неведомые края. Одних толкает на ее
поиски предание, что она сделана из золота; другие откликаются на образ Золотой
Богородицы, который носит в своем сердце каждый. Но никто не знает, откуда она
пришла и куда ушла…
Известный российский историк А. Асов в своем исследовании приводит несколько
версий о ее происхождении. Одни говорят, что Золотую Бабу принесли из Китая,
другие считают ее родиной Иран или Индию, третьи – Древний Рим. Последний раз
эту святыню видели в 1930-х годах в тайном святилище кызымских ханов – в
бассейне реки Обь, поэтому некоторые ученые считают, что Золотая Баба не были
принесена ниоткуда, а является произведением местных сибирских мастеров.
Самое древнее упоминание о загадочной Золотой Бабе встречается в
Новгородской летописи за 1398 год. Записано оно было после миссионерской
деятельности Стефана Пермского, который ходил по пермской земле: «Сей научи
Пермьскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и
Золотой Бабе». Вслед за Стефаном шли стрельцы и разрушали языческие святилища
пермяков, а на их месте ставили церкви.
О Золотой Бабе писали и иностранные ученые. В Западной Европе интерес к
неведомой Югре (стране угров) возник благодаря сочинениям итальянца Юлия
Помпония Лэта, который считал, что угры – предки современных венгров –
участвовали в походе Алариха на Рим и в разграблении города. «На обратном пути,
– пишет Помпоний Лэт, – часть их осела в Паннонии и образовала там
могущественное государство; часть вернулась на родину к Ледовитому океану и до
сих пор имеет какие-то медные статуи, принесенные из Рима, которым поклоняются
как божествам». Итальянцы считали, что Золотую Бабу вывезли из Рима угры,
которые в союзе с готами разрушили Римскую империю, а Золотая Баба – это будто
бы статуя Юноны.
Писал о Золотой бабе и поляк М. Меховский в своем «Трактате о двух
Сарматиях»: «За областью, называемой Вяткой, по дороге в Скифию, стоит большой
идол Золотая Баба… Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему». С тех
пор известия о Золотой Бабе стали широко распространяться, ее помещали на картах
Московии англичане А. Дженкинсон и А. Вид. А. Дженкинсон, например, на своей
карте сделал такую надпись: «Золотая Старуха пользуется поклонением у обдорцев и
югры. Жрец спрашивает этого идола о том, что им следует делать и куда
перекочевывать, и идол (удивительное дело!) дает вопрошающим ответы, и
предсказания точно сбываются».
Особенностью этих карт являлось следующее обстоятельство: чем позднее карта,
тем дальше на Восток отодвигалась Золотая Баба. Может быть, первоначально ей
поклонялись только в пермских краях, а потом – в связи с христианизацией этих
мест – ее перенесли за Урал?
Рисунки Золотой Бабы у разных авторов различны. У М. Меховского, например,
это статуя стоящей женщины, у А. Вида – женщина с рогом изобилия, а у С.
Герберштейна она изображена в виде богини Минервы с копьем в руке. Через восемь
лет его же Золотая Баба напоминает сидящую Мадонну с ребенком на руках.
Итальянец Гваньини писал, что Золотая Баба была вытесана из камня и представляла
собой женщину с двумя детьми, одного ребенка она держала на руках, другой стоял
рядом и назывался ее внуком.
Золотую Бабу почитали и славянской богиней. По многочисленным сведениям
ханты, манси и русских старожилов, Золотая Баба долгое время хранилась в
Белогорье – местности на Оби близ впадения в нее Иртыша. Это подтверждает и
Сибирская летопись, в которой повествуется о приключениях Богдана Брязгина,
ближайшего друга и соратника Ермака. После взятия в 1583 году остяцкого городка
Самар он посетил в Белогорье мольбище остяков «богыне древней; нага с сыном на
стуле сидящая; приемлюще дары от своих, и дающе ей остатки во всяком промысле, а
еже кто по обету не даст, мучит и томит; а хто принесет жалеючи к ней, тот пред
ней пад умрет, имеща бо жрение и съезд великий. Егда же вниде им слух приезд
Богдана, велела спрятатися и всем бежати; и многое собрание кумирское спрятаща и
до сего дни».
Через некоторое время исчезнувшее из Белогорья божество объявилось в
бассейне реки Конды. Его тайно перенесли туда белогорские ханты, но потом следы
Золотой Бабы теряются. Православный миссионер Григорий Новицкий, проповедовавший
в начале XVIII века христианское учение остякам, пытался найти спрятанную статую
и уничтожить ее, но сделать это ему не удалось. Он смог собрать лишь много
ценных сведений как о самом кумире, так и тайном святилище, в котором хранилась
Золотая Баба.
Так какое же божество олицетворяет Золотая Баба? Некоторые ученые
предполагают, что так могли называть золотую (или позолоченную) Мадонну с
младенцем, которую завезли в пермскую землю, а оттуда она попала в Западную
Сибирь. Однако М.П. Алексеев, один из авторитетных знатоков «биографии» Золотой
Бабы, считает даже саму догадку эту неправдоподобной, «хотя бы потому, что
русские не имели скульптурных образов Мадонны; а если и имели, то резались они
из дерева и, кроме того, конечно, едва ли куда вывозились из церквей». В своем
исследовании «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей» М.П.
Алексеев предположил, что Золотая Баба – это статуя бодхисатвы милосердия
Авалокитешвары, который в китайском буддизме приобрел женский образ Гуаньинь –
богини милосердия. Гуаньинь была спасительницей тех, кто подвергался опасностям
во время морских плаваний или переходов через высокие горы.
Иконография Гуаньинь не противоречит изображениям Золотой Бабы на
средневековых картах; возможно, у нее был какой-то более древний прототип
индуистского божества.
Версия М.П. Алексеева как будто объясняет и еще один феномен, связанный с
Золотой Бабой. В героическом эпосе якутов есть легенда о Дьес Эмигет (Медной
статуе), которая издает звук, «как сверчок». Некоторые ученые предположили, что
эти звуки могли быть вызваны трубами, но ни на одном из известных рисунков такие
трубы не изображены. Другие считают, что звук издавал особый свисток, в который
дует ветер; высказывалось даже предположение, что сама Золотая Баба – это
колокол. Если же речь идет все-таки о Гуаньинь, то одна из ее статуй в Тибете
имела белую раковину, издающую нежный звук плещущегося моря. Когда раковина
звучала, Гуаньинь излучала «мягкое сияние»; Дьес Эмигет тоже испускала «синий
цвет».
Однако возражение М.П. Алексеева, будто скульптурные изображения Мадонны
«никогда не вывозились из церквей», М. Косарев считает неубедительным. По той
простой причине, что в истории известны многократные набеги хантов и манси на
пермские земли, когда разорялись села и посады и вывозилась бытовая и церковная
утварь. Таким образом, эти племена были знакомы с христианским богом еще задолго
до похода в Сибирь Ермака. Упоминавшаяся выше Сибирская летопись
свидетельствует, что ермаковские казаки с удивлением узнали, что ханты нередко
используют в качестве священных идолов христианские изображения.
Князь Н.С. Трубецкой, известный русский этнограф, считал, что Золотая Баба
изображает Калтась (Калташ-Экву) – жену верховного ханты-мансийского бога
Нуми-Тарума. Манси считали Калтась матерью всего живого: она покровительствует
новорожденным, определяет судьбу и срок жизни каждого человека, отмечая их
жизненный путь на священных бирках.
Версии, гипотезы, предположения… Их очень много, но однозначных ответов на
вопросы – «Как на самом деле выглядела Золотая Баба? Какое божество она
олицетворяла и куда исчезла?» – до сих пор нет.
В 1981 году в местах, близких истокам Северной Сосьвы, побывал пермский
кинооператор М.А. Заплатин, рассказавший впоследствии о встречах с местными
старожилами. Один старый манси говорил ему, что в горы ходить нельзя, ибо там
находится Сарни-Эква («Золотая Женщина»): «Вам ее не найти. Ее куда-то утащили
наши старики, а потом убили сами себя».
Но куда «утащили»? На север? Знаменитый фламандский картограф Г. Меркатор
нанес на карту у устья Оби слова «Zolotaja baba». Устье Оби – это южная часть
полуострова Ямал, которая находится за Полярным кругом, в зоне вечной мерзлоты.
В. Нейман, поддерживающий версию М.П. Алексеева (что Золотая Баба – это статуя
бодисатвы Авалокитешвары), задается вопросом: «Почему статуя из Центральной Азии
оказалась так далеко от своей родины?». Он выдвигает очень любопытную гипотезу о
том, что арии пришли в Центральную Азию 7—8 тысяч лет назад с погибших
арктических островов. Может быть, впоследствии кто-то из их потомков в поисках
своей далекой прародины отправился назад на север и взял с собой Золотую Бабу…
Статую, которая тогда еще напоминала незабытую богиню жителей Арктики, а затем
стала святыней угров.