Древние легенды повествуют, что основатель буддизма был сыном царя
небольшого княжества на севере Индии. Отец с детства окружил его роскошью и
устранил все, что могло бы его опечалить. Жизнь принца Сакьямуни протекала без
тревог и волнений, потому что он видел только ее светлые стороны. Вскоре он
вырос, возмужал и женился. Его жена Ясодхара, прекраснейшая из прекрасных,
родила ему сына Рахулу.
Так безмятежно царевич прожил до 29 лет. Но как-то он отправился в золотой
колеснице в лес, чтобы насладиться пением птиц. И по дороге вдруг увидел
дряхлого старика, образ которого боги специально сотворили для этой встречи. Так
Сакьямуни узнал, что все сразит старость – «память, силу и пригожесть»,
преклонный возраст приходит ко всем людям, и никто не может избежать старости.
В следующую поездку в лес царевич повстречал больного человека и снова
понял, что недуги и болезни грозят всем людям. А через некоторое время Сакьямуни
повстречал похоронную процессию, и снова потрясенный царевич узнал, что смерть
ждет всех без исключения и никто не может избежать этого жребия.
Встречи с неприглядной действительностью сильно подействовали на него, и
впервые царевич стал обращать внимание на тщетную суетность всего, что его
окружало в жизни. Он не понимал, как люди могут спокойно жить, зная о неминуемой
смерти.
Во время следующей поездки Сакьямуни увидел пахарей, трудившихся в поте лица
своего. И безмерная жалость к смертельно уставшим людям и буйволам стрелой
сразила царевича.
Он решил уйти из дома и стать аскетом, чтобы путем уединенных размышлений
обрести истину. Царь-отец долго уговаривал сына и наследника не делать этого, но
Сакьямуни был непреклонен. Тогда царь приказал закрыть все дороги, ведущие из
города. чтобы задержать царевича, были приглашены все придворные красавицы. Но
Сакьямуни остался равнодушен к их чарам, и царь вынужден был отпустить его.
Семь лет Сакьямуни прожил отшельником в лесу, истязая себя и изнуряя свое
тело, но это не принесло ему удовлетворения. И тогда он понял, что путь к
спасению – это самоуглубление через познание истины, только это ведет к покою и
просветлению духа.
Открыв для себя истину, принц Сиддхартаха начал проповедническую
деятельность, и со временем число его учеников и последователей стало
возрастать.
Сначала буддизм был не столько религиозной, сколько философско-этической
системой. Сильно упрощая, скажем, что в основе ее лежит теория круга причинности
(день сегодняшний является следствием дня вчерашнего и причиной завтрашнего) и
концепция перевоплощения душ (если человек несчастлив, значит, он расплачивается
за грехи, совершенные в своем предыдущем существовании). Кроме того,
краеугольным камнем буддизма являются еще «четыре возвышенные истины».
1. Жизнь человеческая полна страданий.
2. Причина страданий заключается в неосуществленных желаниях.
3. Чтобы избежать страданий, надо подавлять свои желания.
4. Достичь этого можно, если идти по пути из восьми шагов – сделать
праведными свои воззрения, намерения, поступки, быт, речь, стремления, мысли,
волю.
Тот, кто пройдет эти восемь шагов, достигнет нирваны – просветления и
вырвется из бесконечного круга перевоплощений. Будда был первым человеком, кто
прошел длинный круг перевоплощений и достиг просветления.
Тысячи скульптурных Будд напоминают людям о Свете Учения, способного помочь
им навеки освободиться от страданий, познать истину, достичь счастья и
безмятежности.
Двадцать два века назад буддизм проник из Индии на Цейлон, и талантливый
цейлонский народ создал много вдохновенных образов Будды, других божеств и
простых смертных. Сначала возводились монументальные каменные изваяния Учителя,
достигавшие порой просто гигантских размеров. образ Будды первоначально был
очень отвлеченным, потому что в нем хотели воплотить представление об идеальном
человеке, достигшем нирваны, каким и был Будда – носитель сверхземного сознания.
В цейлонской скульптуре всецело господствовал канон. Создавая внешнюю
застылость сидящего в медитации Будды, выражение полного бесстрастия на его
лице, древний мастер как раз и стремился передать состояние нирваны. Наиболее
ранние статуи изображают Будду в сидячем положении, часто в одном ансамбле с
деревом бодхи (под которым Учитель достиг просветления). Одной из самых
известных фигур, обнаруженных в Анурадхапуре, как раз и является фигура сидящего
в позе медитации Будды. По мнению многих ученых, это скульптура – величайшее
произведение цейлонского искусства. Выполнена она из крупнозернистого песчаника
и обычно датируется IV—V веками. Части тела Будды удивительно пропорциональны,
лицо сосредоточенно и выразительно, глаза полузакрыты. Тонкая ткань одежды
покрывает лишь левое плечо Будды, правое плечо и часть широкой груди открыты,
волосы на голове собраны мелкими пучками в несколько круговых рядов. Кисть
правой руки лежит своей тыльной стороной на ладони левой руки, которая покоится
на подошве правой ноги, положенной на левую горизонтально земле.
Затем статуи Великого Учителя стали предметом поклонения уже отдельно от
дерева бодхи (Будду начинают изображать и лежащим, и стоящим), о чем
свидетельствуют и письменные источники. Так, например, в царствование
Дуттхагамани началось возведение «Великой ступы» – одного из символов буддийской
веры. Круглый низ ступы символизирует Землю, три каменных диска – человеческое
счастье, средняя колоколообразная часть изображает сердце человека. Ступу
венчает квадратная плита с острием, обращенным вверх, – вечное стремление к
богу, а каждая сторона квадрата – это различный вид человеческой воли.
В центре «дома мощей» царь повелел установить сделанное из драгоценных
камней дерево бодхи, а рядом на троне золотую статую Будды. Отдельные части тела
Будды тоже были сделаны из драгоценных камней.
Среди скульптур стоящего Будды выделяется статуя из Аукана. Здесь тип лица
Будды очень необычен для Шри Ланки. Сочно налитые губы очерчены очень
выразительно, нос прямой и довольно широкий, его контурная линия сливается с
покатостью лба, четко вырезанные линии надбровных дуг круто изгибаются над
глазницами с тяжелыми закрытыми веками. Это лицо лишено даже малейшего налета
эмоций и напоминает застывшую маску. Левая рука Будды прижата под тканью к
плечу, правая поднята в ободряющем жесте, но выше обычного и при этом повернута
не ладонью к зрителю (как это повсюду соблюдается на Шри Ланке), а наполовину
ребром, что скорее напоминает современное приветствие. Со временем ауканская
статуя Будды стала своего рода моделью для позднейших мастеров, создававших
скульптуры стоящего Будды.
|