След исчезнувшей в смутные времена революции Казанской иконы Божьей Матери
обнаружился в небольшом португальском городке Фатима, о котором рассказали Н.
Кривцов и Н. Рогинский – корреспонденты журнала «Вокруг света».
В начале ХХ века Фатима была ничем не примечательным, можно сказать, Богом
забытым местечком. Сейчас это центр паломничества со всего мира, не менее важный
и известный в католическом мире, чем, например, Лурд во Франции. Не случайно
именно Фатиму – одно из всего двух мест в Португалии, которые удостоил своим
посещением папа римский.
13 мая 1917 года здесь произошло чудо – явление Девы Марии, свидетелями
которого стали трое детей-пастушков. Вернувшись домой, ошеломленные дети
рассказали, что им надо молиться не то за ослика Руса (который принадлежал семье
пастушки Лусии), не то за какую-то светловолосую женщину «руссу». Так сказала им
Богородица, чудо явления которой повторялось 13 числа каждого следующего месяца
вплоть до октября.
Молва о явлении Пресвятой Богородицы быстро разнеслась не только по
Португалии, но и по всему Пиренейскому полуострову. И в 1928 году, на месте
явления Девы Марии, построили паломническую церковь, площадь перед которой
(чтобы она вмещала всех верующих) пришлось сделать вдвое большей, чем площадь
Святого Петра в Риме. Последние несколько сот метров до храма с изображением
Пречистой Девы паломники преодолевают на коленях.
В огромном храме есть две могилы, в которых покоятся останки того пастушка и
той пастушки, которые были первыми свидетелями явления Девы Марии в 1917 году.
Третья пастушка жива до сих пор, но увидеть ее невозможно: сестра Лусия укрылась
от мирской суеты в монастыре кармелиток. Тайну послания Богородицы, с которой ей
посчастливилось общаться в раннем детстве, она открыла только папе римскому.
Послание это было более чем необычным. Тогда, в 1917 году, дети в
провинциальной маленькой Фатиме, конечно же, не знали о существовании страны
России, из послания Богородицы они услышали лишь знакомое слово.
Но то, что не смогли понять дети, на самом деле означало: «Если мои молитвы
будут услышаны, Россия обратится в другую веру и наступит мир. В противном
случае ее заблуждения распространятся по всему свету, неся с собой войны и
гонения на церковь… Россию будут сопровождать несчастья до тех, пока за нее не
будут как следует молиться».
Что происходило до октября 1917 года и после, мы знаем из истории. Первая
мировая война была в самом разгаре, Россия после февральской революции катилась
к смуте… Последний раз Дева Мария явилась в Фатиме в октябре 1917 года, а потом
Россия действительно обратилась в новую веру.
В Фатиме рядом с католической святыней соседствует православный храм –
довольно внушительное здание, над центральной частью которого красуется
купол-луковка. Это здание принадлежит «Голубой дивизии» – католической организации, которая была создана
в США после Второй мировой войны, чтобы препятствовать распространению
коммунизма в мире. Свое здание в Фатиме «Голубая дивизия» построила в 1950-е
годы, а православная церковь при нем (которая называется «Византийская») была
специально предназначена для хранения Казанской иконы Божьей Матери.
В начале 1920-х годов новый образ Казанской Божией Матери (до сих пор нигде
не описанный) мельком всплыл в Советском Союзе, где его видел один английский
скупщик-антиквар. В 1928 году эта икона была вывезена – якобы поляком и якобы
через Берлин – в Англию.
Путь нового образа сейчас проследить трудно, так как икона побывала в руках
многих коммерсантов. Все они были очень немногословны, что наводит на мысль о
вывозе иконы из советской страны нелегальным путем. Свою несловоохотливость
посредники объясняли, например, тем, что против них будто неоднократно
возбуждались судебные дела о незаконной продаже ими русских драгоценностей.
Так как спрос на иконы был чрезвычайно неустойчив (высокий в 1920-е годы и
низкий в 1930-е), то владельцы иконы часто менялись, за четверть века три раза.
По всей вероятности, никто из них ничего не понимал в иконописании, да и в
ювелирном деле мало что смыслил, поэтому икону и ее оклад они рассматривали
только как выгодное капиталовложение. Один скупщик, например, в начале 1950-х
годов приобрел ее за 12 000 фунтов стерлингов, но не за наличные деньги, а в
результате каких-то весьма запутанных торговых сделок – в зачет разных убытков и
пачку акций.
Четвертый скупщик-антиквар, тоже англичанин, предложил образ Божией Матери
советскому посольству, но запросил такую сумму, что на этом дело и остановилось.
Тогда он обратился в Сан-Франциско – в епархию Американской Православной церкви.
По просьбе епископа Иоанна, возглавлявшего в 1950-х годах епархию в
Сан-Франциско, икону два раза рассматривал и даже ее сфотографировал, в красках
и без ризы, профессор Н.Е. Андреев.
Владелец иконы настаивал, что она «тысячелетней давности, взята из
Казанского собора в Ленинграде, а камни оклада взяты из складов драгоценностей
царя Соломона». На вопрос, как икона попала в
Англию, владелец решительно отказался назвать имя человека, который привез ее,
но заявил, что «лишь чудотворная икона могла иметь такой богатый оклад». Удалось
только установить, что из-за темного лика в Англии икону стали называть «Черная
Казанская Богородица».
На утверждение Н.Е. Андреева, что риза имеет более позднюю выделку и что
оклад, хотя и богатый, но многие камни имеют трещины и риза за время своего
пребывания в Англии потеряла часть своих драгоценностей, владелец ответил, что
такого рода заявления делаются для того, чтобы снизить цену иконы. Он никак не
хотел понимать, что ценность иконы не в окладе, а в изображении на простой
деревянной доске. Потом, подумав несколько минут, хозяин иконы предложил Н.Е.
Андрееву 500 фунтов стерлингов, если тот подтвердит, что икона настоящая и
привезена из Санкт-Петербурга.
После смерти владельца икону перевезли в Сан-Франциско, где епископ Иоанн
объявил сбор денежных средств, чтобы церковь могла купить ее. Но собранных денег
не хватило, так как новый владелец запрашивал за икону 500 000 долларов. В
начале 1970-х годов образ Казанской Божией Матери была куплен униатской церковью
и около тридцати лет хранился в православной церкви в Фатиме. По условию прежних
владельцев иконы, она должна вернуться в Россию после падения коммунистического
режима. Но вместо этого, причем сравнительно недавно, из Португалии икона была
переправлена в Ватикан, и когда она возвратится в Россию – неизвестно.