В III тысячелетии до нашей эры шумерский город Ур был одним из крупнейших
центров цивилизации, которая располагалась на территории современного Ирака. В
эпоху своего расцвета Ур был многонаселенным городом с великолепными храмами,
дворцами, площадями и общественными зданиями, а его жители (и мужчины, и
женщины) любили украшать себя ювелирными изделиями.
В 1920-х годах там начались археологические раскопки. Объединенной
экспедицией сотрудников Британского музея и Пенсильванского университета
руководил английский археолог Леонард Вулли, посвятивший исследованию этого
района более пяти лет.
На протяжении многих столетий из гробниц Ура было расхищено несметное
количество бесценных произведений искусства и сокровищ, и все же экспедиции Л.
Вулли удалось найти две не потревоженные грабителями гробницы, находки в которых
произвели сенсацию в мире. Перед глазами членов экспедиции предстала неожиданная
и поразительная картина сложного погребального ритуала.
В углу огромной ямы (глубиной около 10 метров) был устроен каменный склеп, в
который помещали тело умершего владыки. С ним оставалось несколько приближенных,
которых тоже умерщвляли, прежде чем положить в склеп. Затем на дно огромной
усыпальницы, устланной циновками, по наклонному спуску сходили те, кто
добровольно отправлялся с покойным царем в загробный мир: жрецы, руководившие
всем погребальным ритуалом, военачальники со знаками отличия, дамы из
придворного гарема – в роскошных одеждах и драгоценных головных уборах, слуги,
музыканты, рабы…
Следом за ними въезжали повозки, запряженные ослами или быками, а замыкали
шествие воины, которые становились на страже у входа в гробницу. Все участники
траурной процессии занимали отведенные для них места на дне могильного рва, и
после заключительного священнодействия каждый выпивал чашу со смертоносным
напитком и погружался в вечный сон.
В результате многочисленных раскопок из одной из гробниц были извлечены
золотые и серебряные статуэтки, посуда, оружие и инкрустированные ювелирные
украшения. Найденные в гробницах правителей Ура изделия из драгоценных металлов
свидетельствуют о высоком мастерстве шумерских ювелиров еще в середине ХХХ века
до нашей эры. К этому времени мастера Южного Двуречья уже в совершенстве освоили
технику обработки золота и серебра, умели делать из них сплавы, чеканить, ковать
и инкрустировать их цветным камнем, украшать зернью и тончайшим филигранным
кружевом.
Драгоценные металлы доставлялись сюда караванами из Ирана, Малой Азии, с
Армянского нагорья, а лазурит из Бадахшанского месторождения на Памире. Ювелиры
Шумера прекрасно чувствовали природные особенности материала и с большим вкусом
выявляли его красоту в своих изделиях.
Одним из шедевров шумерского ювелирного искусства является статуэтка,
изображающая стоящего на задних ногах у священного дерева козлика. Передними
ногами он упирается в ствол дерева, и вся его фигура в высоту достигает
пятидесяти сантиметров.
Таких статуэток было две, а нашли их в самой грандиозной во всем некрополе
Ура гробнице. Одна из статуэток сейчас выставлена в Британском национальном
музее, другая хранится в университетском музее Филадельфии. Ученые считают, что
эти золотые козлики символизируют какой-то очень древний миф, содержание
которого до нас не дошло, но в свое время он, видимо, был широко известен.
Фигурки козликов поддерживали особый стол для жертвоприношений. Внутри
козлик имеет деревянную, покрытую слоем битума основу, поверх которой потом и
была наложена внешняя оболочка. Голова, тело и ноги козлика окованы золотым
листом, инкрустированным лазуритом и перламутром. Таким способом древние мастера
выделили его выступающие лопатки, а также глаза, бородку и витые рога. Живот
козлика выполнен из серебряной пластинки, искусно сделаны и все остальные
детали, например, завитки шерсти на спине и боках вырезаны из маленьких
гравированных кусочков раковин, воткнутых в битум.
Подставка самой статуэтки украшена серебряными полосами и красно-розовой
мозаикой. Золотое дерево, к которому серебряными цепочками прикованы передние
копытца козлика, высоко поднимает изогнутые ветки с изящными цветами и листьями.
Излюбленное шумерскими художниками цветовое созвучие сияющего золота с холодным
мерцанием синего лазурита и нежными переливами перламутра рождает яркий
декоративный эффект. Но так золотой козлик из Ура, сильно пострадавший от
многовекового пребывания в земле, стал выглядеть только после скрупулезного
труда реставраторов.