Обобщенным термином «саки» в исторической науке называются скотоводческие
племена Средней и Центральной Азии. Их защитное вооружение в последнее время
привлекает пристальное внимание ученых, но вещественные материалы по их изучению
очень скудны, как мало и изобразительных источников. Гораздо большую информацию
можно почерпнуть из трудов античных авторов. Так, например, древнегреческий
историк Флавий Арриан в своем сочинении «Анабасис Александра» говорит о
«тщательно защищенном броней засырдарьинском саке», однако до нашего времени
сохранилось весьма ничтожное количество оборонительных доспехов саков – всего
около пятнадцати остатков панцирей. А между тем в Скифии (близкой и современной
сакам по культуре и языку) металлическое защитное оружие, и особенно панцири,
представлено в сотнях экземпляров.
В исторической науке был один курьезный случай, когда сакам и бактрийцам
приписали броню из железных пластинок. Но это был случай, когда персидский царь
Дарий III вооружал новобранцев своей армии оружием из царских арсеналов, в том
числе и панцирями для людей и коней. Однако это были персидские доспехи, не
имеющие никакого отношения к сакам: последние могли их использовать только в
качестве воинов персидского царя.
Наиболее ранние материальные свидетельства о сакских металлических доспехах
происходят из восточных областей Средней Азии – из Ферганы и Таласской долины.
Это были гравированное изображение на роговой пластинке (V—IV века до нашей эры)
и бронзовая фигурка воина на ритуальном светильнике (IV—III века до нашей эры),
ставшие первыми изображениями сакского воина в доспехах. Благодаря им ученые
установили, что верхняя часть панциря покрывалась довольно крупными
прямоугольными пластинами, а нижняя, вероятно, более мелкими. На обоих
изображениях панцирь имел высокий стоячий воротник, сплошь состоящий из узких
вертикальных пластин.
А совсем недавно, всего несколько лет назад, казахский археолог Кемаль
Апишев сделал поистине сенсационное открытие: он откопал «золотого человека»,
сразу же ставшего знаменитым. Археолог наткнулся на него в кургане Иссык –
погребении сакского вождя V—IV веков до нашей эры. Воин был одет в замшевую
куртку красного цвета, сплошь обшитую золотыми бляшками. Голову его венчал
высокий кожаный колпак, украшенный фигурками зверей и птиц.
Высокая шапка и шейные украшения – символы светской и духовной власти –
говорят о том, что при жизни «золотой человек» был царем или жрецом, отмеченным
богами.
В настоящее время «золотой человек» выставлен в освещенной стеклянной
витрине краеведческого музея в новой столице Казахстана – городе Астана. Это
черный манекен в золотой сверкающей кольчуге: лицо знатного сака сейчас затянуто
темным бархатом – оно без носа, безо рта, без глаз и без зубов…
Вместе с золотыми доспехами в кургане Иссык был обнаружен и скелет сакского
вождя, вернее, не полный скелет – всего несколько фрагментов его. Поэтому ученым
пока трудно сделать полный анализ, у них даже есть сомнения по поводу того,
юноша это или девушка.
Некоторые исследователи выдвигают предположение, что это может быть Томирис
– легендарная царица массагетов, убившая великого персидского царя Кира,
основателя ахеменидской династии. Примерно в середине VI века до нашей эры Кир
покорил восточно-иранские провинции, некоторые районы Афганистана и Индии, а
также среднеазиатские области – племена саков, Маргиану, Хорезм, Согдиану,
Бактрию и другие. Осенью 539 года до нашей эры персы захватили Вавилонию, после
чего все западные страны до границ Египта добровольно подчинились Киру. Затем
персидский царь решил обезопасить северо-восточные границы своего обширного
государства от вторжения массагетов – кочевых племен.
О битве между их армиями, которая происходила на восточной стороне Амударьи
в начале августа 530 года до нашей эры, Геродот писал, что она была самой
жестокой между варварами. Стоя друг против друга, персы и массагеты осыпали друг
друга тучами стрел. Затем, исчерпав запас стрел, они схватились врукопашную – с
кинжалами и копьями в руках.
И степняки одолели… Почти все персидское войско пало на поле битвы, погиб и
сам царь Кир. Когда труп его нашли, Томирис повелела засунуть голову персидского
владыки в мех с кровью.
«Ты хитростью захватил моего сына, – сказала она при этом. – И тем самым
погубил меня. Насыться же теперь кровью, которую ты всегда жаждал и которой не
мог насытиться!».