После смерти Будды его святые мощи приняли на хранение самые преданные
последователи великого Учителя. Многие века в Индии у правителей династии
Калинга находился Зуб Будды. Но постепенно в Индии стало теряться уважение к
этой святыне, а брахманы даже стали испытывать Зуб Будды на прочность: они клали
его на наковальню и били по реликвии кузнечным молотом, но повредить его не
могли.
Боясь, что его трон захватят противники буддизма, правитель Гухазива завещал
своей дочери – в случае, если он погибнет в бою, – перевезти драгоценную
реликвию в безопасное место.
Так и произошло: враги убили правителя. Тогда его дочь Хемамала, спрятав Зуб
Будды в пышной прическе, вместе с мужем тайно села на корабль. Под видом
пилигримов они покинули Индию и направились к берегам Шри Ланки. Благополучно
достигнув «благословенной земли», паломники добрались до столицы острова –
города Анурадхапура – и передали священный Зуб прямо в руки короля, который
оставил его на хранение в своем дворце. По другой версии Зуб Будды принесли на
остров монахи.
В 1592 году Зуб Будды попал в новую столицу Шри Ланки – город Канди, где его
сначала поместили в двухъярусную гробницу, вокруг которой много времени спустя
построили новый храм. И по сей день возвышаются каменные колонны храма Зуба
Будды, выдержавшие все бури, которые пронеслись над ними за прошедшие века.
Храм и его постройки наполнены многими воплощениями Будды. Так, например, в
нижнем ярусе находится сидящий Будда, высеченный из глыбы горного хрусталя. А в
одном из ларцов на этом же ярусе хранится крошечная фигурка Будды, вырезанная из
цельного изумруда.
Есть в храме и отдельный зал, где выставлены статуи, подаренные монастырями
и верующими из Индии, Таиланда, Китая, Японии: золотые, белые, желтые, зеленые
Будды. Здесь же под отполированными слоновьими бивнями – гипсовый отпечаток
следа ноги Будды с пика Адама.
В «Зале прекрасного вида» на серебряной столешнице возвышается Великая
карандува – золотая ступа, которая состоит из семи одинаковых по форме ковчегов.
Внешний ковчег – позолоченный. В него вкладываются один в другой (как в
матрешке) еще шесть ковчегов, инкрустированных золотом и драгоценными камнями. В
самом маленьком из них и покоится священный Зуб.
Где-то в отдалении звучат барабан и что-то вроде флейты, потом начинаются
воскурения и песнопения. Слышны только шарканье босых ног верующих и какое-то
негромкое бормотание. Каждый поверяет святыне свои беды и горести, просит помочь
советом, наладить неудавшуюся жизнь. И из храма люди выходят с просветленными
лицами – успокоенные и умиротворенные.
Сам Зуб видели очень немногие. Было время, когда доступ к золотой ступе
имели только король, его приближенные и некоторые из монахов. Сейчас храм Зуба
Будды открыт с рассвета до заката, поэтому ступу могут лицезреть все желающие,
кто в состоянии выстоять длинную очередь к этой святыне. В очень редких случаях,
когда показывают сам Зуб, его укладывают в особую золотую петлю, выходящую из
центра золотого лотоса, потому что священный Зуб был найден в Индии именно на
цветке лотоса.
В былые времена сингальские правители вели между собой войны за обладание
Зубом Будды. Считалось, что тот, кто владеет драгоценным Зубом, будет управлять
всем островом. Но дело заключается еще и в том, что сингалы всегда очень берегли
свои традиции, соблюдали веками устоявшиеся ритуалы. И они твердо верят, что
процессии Зуба Будды могут вызвать дождь и помочь в других весьма необходимых
делах.
Храм Зуба Будды пользуется у населения особым почетом и становится центром
праздника Эсала, когда один раз в году в Шри Ланке в честь священной реликвии в
дни полнолуния устраиваются торжества. Эсала – это название месяца, который
приходится на август – время муссонных дождей и ожидания богатого урожая.
Обычай выносить Зуб и устраивать пышное шествие по улицам города восходит к
глубокой древности. Впервые праздник Эсала начал проводиться с IV века нашей
эры, когда правитель Мегаванна повелел раз в году доставать священную реликвию и
устраивать перахеру – праздничное шествие. Но только с XVIII века короли Цейлона
подробно регламентировали программу перахеры, которая длится целую неделю.
В самом начале перахеры устраиваются небольшие процессии внутри буддийских
храмов, где служители с флагами, барабанами и священным оружием шествуют по
территории храма. Главное шествие начинается вечером и длится несколько часов.
Гром барабанов и труб, свет пылающих факелов – все это создает особое
религиозное настроение, но самое большое впечатление производит последняя ночь
праздника, которая продолжается до самого утра.
В это время улицы Канди полны людей, многие приезжают заранее, чтобы занять
удобные места, в городе в буквальном смысле нет ни одного свободного места.
Около 6—7 часов вечера храмовые процессии выходят на улицу и сливаются в единый
поток, который направляется к храму Зуба Будды. Отсюда перахера движется по
городу, а утром направляется к реке, чтобы совершить там последний священный
обряд – рассекание воды.
Следует отметить, что одними из главных участников праздника являются слоны,
которых наряжают в яркие, красочные одежды и зачастую украшают драгоценностями.
Когда из храма выносят урну с Зубом Будды, ее укрепляют именно на спине главного
(или царского) слона, который и открывает все шествие. На спине королевского
слона лежит великолепная попона, на хобот надет чехол, вспыхивающий в темноте
гирляндами разноцветных лампочек; на шее слона мелодично позванивают
колокольчики, а его бивни украшены наконечниками из чеканного серебра.
Вся процессия движется в строгом порядке. Сначала идет слон, на котором
сидит человек, держащий в руках священную книгу с изложенными в ней ритуалами
праздника. За слоном идут главные настоятели храмов и их помощники, а на
празднично украшенных слонах покоятся священные древние реликвии. Особо почетное
место, конечно же, занимают служители храма Зуба Будды.
Кругом слонов теснятся участники празднества с барабанами, флейтами и
другими музыкальными инструментами. В эту ночь, конечно же, никто не спит.
Рвутся петарды, оглушительно гремят барабаны, деревянным флейтам протяжно вторят
трубы из океанских раковин, звенят тамбурины – всеобщее веселье разливается
рекой.
Женщинам разрешено участвовать только в той части процессии, где несут
паланкины, в том числе и паланкин царицы. В XVIII веке именно этот ритуал был
внесен в программу праздника по повелению правящего тогда короля в память о его
матери.