В Непале, в южной части провинции Мустанг, лежит долина Кали-Гандаки. Там проходит важнейшая дорога, пересекающая с севера на юг неприступные горы Гималайского хребта. Высокогорную долину закрывают с двух сторон крутые «восьмитысячники» Дхаулагири и Аннапурна, ревниво хранящие от чужеземцев свои тайны. В далекой древности обитатели гор выстроили многочисленные крепости, надежно защищавшие долину Кали-Гандаки от вторжения непрошеных гостей.
Археологам почти никогда не доводилось исследовать эти отдаленные труднодоступные районы Непала. Получить от местных властей разрешение на проведение археологических раскопок довольно сложно. Еще труднее добираться до районов предполагаемых работ, везти на вьючных животных по горным тропам громоздкое оборудование и месяцами жить в почти первобытных условиях, вдали от цивилизации.
Через долину Кали-Гандаки в течение многих столетий проходил «соляной путь», соединявший Тибет с равнинными районами Индии. Историки подсчитали, что за один только XIX в. по горным тропам перевезли около 10 тысяч тонн соли. Для защиты важного торгового пути на небольших расстояниях друг от друга построены мощные укрепления. После закрытия в 1950-х гг. китайской границы (Тибет входит в состав Китайской Народной Республики) долина как торговый путь потеряла свое значение.
В верхней части долины Кали-Гандаки лежит Кагбени – важнейшее высокогорное поселение. В центре поселка до сих пор стоит мрачное здание крепости, строительство которой закончено в XV веке. В Кагбени находятся таможня и пограничный пункт, пропускающий ежегодно более 200 тысяч туристов. Теперь по старым торговым тропам проводники водят группы иностранных туристов. Для местных жителей обслуживание приезжих иностранцев – это почти единственная возможность заработать на жизнь.
В разгар сезона в Кагбени многолюдно и шумно. Но уже в десяти километрах от поселка не встретишь ни одной живой души, зато то и дело попадаются на пути руины жилищ, монастырей и крепостей, пришедших в запустение уже несколько столетий назад. От Кали-Гандаки отходит в сторону долина Мукхинатх, названная так в честь важнейшей индуистской святыни. Долина Мукхинатх тянется на 10 км на высоте 3900 м; и там тоже есть многочисленные каменные башни, древние укрепления и развалины заброшенных деревень, неопровержимо доказывающие, что когда-то высоко в горах тоже жили люди.
В поселке Кхинга, примостившемся на высоте 3400 м, иностранные археологи под руководством немецкого профессора Ханса-Георга Хуттеля с 1990 г. пытаются получить ответ на первый из интересующих ученых вопросов: как вообще могли жить люди на такой большой высоте?
Впрочем, на него, похоже, отвечает сама природа. В то время, как в нижней части долины почти нет растительности, только каменная пустыня, наверху пейзаж странным образом меняется. Верхняя часть долины похожа на зеленый остров среди облаков. На искусственно орошаемых террасах колосится гречиха и озимый ячмень, ярко зеленеет картофельная ботва, на сочных зеленых лугах пасутся овцы, козы и яки. Это и есть селение Кхинга. Именно туда теперь спешат археологи из разных стран, ведь в горном оазисе найдена «гималайская Троя» – холм на окраине поселка, скрывающий древние развалины.
До 1990 г. о древнейшей и средневековой истории Гималаев было неизвестно практически ничего. Жители Непала живо интересуются историей своего края, и «гималайская Троя» произвела в их стране сенсацию. «Тогда, в июле 1990 г., я впервые увидел холм Кхинга-Калун: 13метровая насыпь круто поднималась над почти горизонтальным полем у восточной околицы Кхинги. Я смотрел на холм и понимал, что это моя Троя», – вспоминает профессор Хуттель о своей первой встрече с необыкновенным местом.
Холм имеет форму перевернутой кверху дном овальной миски. Он вытянут в длину на 130 и имеет ширину около 80 м. При первом же осмотре холма археологи убедились, что внутри него находятся многослойные развалины. Каменистый грунт густо перемешан с осколками и обломками различных предметов. Верхний слой холма составляют развалины средневекового поселка: среди полуразвалившихся глинобитных хижин возвышаются фрагменты толстых саманных стен. Плотная застройка говорит о том, что был поселок густонаселенным. Судя по характеру и толщине поверхностного слоя, селение заброшено уже давно. В нескольких местах археологи сделали глубокие пробные раскопки, которые показали, что под этими развалинами находятся руины других построек, более древних. В письменных источниках о горном оазисе Кхинга очень мало сведений, да и те, что есть, – отрывочные. Тем большее значение приобретает практическая работа археологов на раскопках холма.
Ученые пытаются отыскать здесь подтверждение одной народной легенды. Глубоко под холмом Кхинга-Калун, гласит легенда, находится крепость «царственного всадника с сотней скакунов, хозяина трехсот домов». Название холма само по себе многозначительное: слово «калун» значит «развалины», или «опустелое место», а «кхинга» означает «дворец, или укрепленный замок». Может быть, там и вправду стоял дворец правителя – гордого властелина 100 лошадей и 300 домов? В 1995 г. в последний день экспедиции холм Кхинга-Калун преподнес археологам замечательный сюрприз: в открытой ими гробнице оказались останки обезглавленных людей. Обстоятельства погребения безголовых трупов совершенно не известны. Подробные антропологические исследования скелетов, возможно, добавят некоторые сведения и материалы для размышления.
Раскопки в Кхинга-Калуне начались в 1991 г., и за первые же шесть сезонов, по три месяца каждый, ученые вскрыли три различных слоя. Поселение Кхинга основано, по всей вероятности, во II в. до н.э. Археологи нашли в нем не только человеческие кости, но и большое количество костей животных, в том числе фрагменты скелетов не менее сорока лошадей. Над этим захоронением в более позднее время была построена крепость.
Исследование «гималайской Трои» производит комиссия по общей и сравнительной археологии Немецкого археологического института. В 1998 г. археологи докопались до каменной гробницы, находящейся на том же уровне, что и укрепления II—I в. до н.э. В каменном склепе были похоронены 25 человек и 15 лошадей, кроме того, там же лежали останки других животных – судя по всему, отходы со скотобойни.
Трудоемкие антропологические и зоологические исследования еще не закончены. Керамические и другие изделия, найденные в гробнице, произведены в основном в Центральной Азии и датируются IV—II вв. до н.э.
Три поселения в Кхинга-Калуне существовали в общей сложности на протяжении примерно 1600—1700 лет. Первое из них возникло во II в. до н.э. и просуществовало до III в. н.э. Второе основано в конце IV – начале V в. н.э. и было заброшено в начале VIII в. Третий, последний, поселок Кхинга-Калун оказался самым долговечным: его построили в конце VIII в., и лишь в начале XV в. высокогорное селение окончательно опустело.
В центре этих поселений находились все главные постройки: дворец правителя, крепость, храм. Два древних поселения представляли собой мощные крепости, под защитой которых жили люди. В последнем по времени поселке большинство населения составляли крестьяне, а значительную часть территории занимал буддийский монастырь.
Ученым не удалось пока выяснить, почему люди, поселившиеся в Кхинга-Калуне, забрались так высоко в горы. Существует гипотеза, что в древности в Гималаях деревья росли на гораздо большей высоте, чем теперь. Сейчас в долине остался только небольшой оазис, а раньше там зеленели густые леса и обширные луга, которые привлекали в горы пастухов и земледельцев.