В 1820 г. в долине реки Инд в основании огромного холма, на котором расположился небольшой индийский городок Хараппа, были найдены остатки какого-то древнейшего селения. В 1853 г. здесь начались археологические раскопки, результатом которых явилось открытие прямоугольных каменных печатей с изображением животных и знаками рисуночного письма. Публикация об удивительном открытии в 1875 г. вызвала настоящую сенсацию в ученом мире – обнаруженная письменность оказалась наиболее древней на полуострове Индостан, и многие археологи увидели в ней прародительницу индийской письменности!
К сожалению, в 1856 г., когда началось строительство железной дороги Карачи – Лахор, развалины древнего города пошли на щебень. И только в 1921 г. здесь начались планомерные археологические раскопки. Параллельно в 600 км к юго-западу от Хараппы, было открыто второе место древних обломков, названное Мохенджо-Даро, что в переводе означает «холм мертвых». Здесь, как и в Хараппе были также обнаружены образцы древнейшей письменности, представленные исключительно каменными печатями.
Дальнейшие исследования свидетельствовали о том, что площадь распространения этой древнейшей индийской цивилизации почти в два раза превышает территорию Египта эпохи Древнего царства. Поражает ее удивительно высокий уровень – открытые города строились по заранее разработанным планам, имели прямолинейные широкие улицы с домами, построенными из обожженного кирпича, и, что самое удивительное, имели систему канализации. Жители городов выращивали пшеницу, ячмень, финиковые пальмы, хлопок, горох, лен, разводили коров, буйволов, коз, овец, кур и даже слонов. В Мохенджо-Даро использовалась десятичная система исчисления. В домах жителей имелись ванны, а женщины пользовались духами и губной помадой!
Обнаружение древнейшей, «протоиндийской» цивилизации, ровесницы Древнего царства в Египте (около 3000 лет до н.э.), представляет собой, пожалуй, самое крупное археологическое открытие нашего века. Эта цивилизация просуществовала более 1000 лет и погибла во II тысячелетии до н.э. Большинство ученых считают, что причиной гибели оказалось вторжение кочевых племен ариев.
Таинственные каменные печати в большинстве своем были просверленными. Это дало основание считать, что они могли служить или амулетами, или использовались в виде бирок, прикрепляющихся к различным товарам. Лаконичность надписей на печатях является одной из причин, почему они до сих пор не дешифрованы.
В 1928 г. чешскому этнографу Ч. Лоукотка пришла в голову абсурдная на первый взгляд идея сравнить протоиндийские письмена с письменностью кохау ронго-ронго острова Пасхи, находящегося за многие тысячи километров от Индии! Результат оказался ошеломляющим: многие знаки этих письмен совпали!
Венгерский исследователь В. фон Хевеши провел тщательное изучение обеих письменностей и в 1932 г. выступил с сенсационным заявлением во Французской академии надписей в Париже. Ученый сообщил, что количество знаков в каждой из письменностей примерно одинаково и составляет около 400; но главное – около 25 процентов знаков имеют одинаковые начертания, то есть являются родственными!
Какие только возражения не выдвигали противники гипотезы Хевеши! Аргентинец Альфред Метро, специалист по культуре острова Пасхи, обвинил Хевеши в фальсификации некоторых знаков, искажении начертания и изменении их пропорции. В защиту Хевеши выступил англичанин Хантер, специалист по протоиндийской культуре, который категорически отверг обвинение в фальсификации. Его поддержали и другие известные ученые.
Австрийский археолог Р. фон Хайне-Гельдерн показал, что письмена острова Пасхи сходны не только с протоиндийскими, но и с древнекитайскими рисуночными письменами, а также с рисуночным письмом, существующим до сих пор у некоторых народностей Южного Китая. На основании этого сходства ученый выдвинул гипотезу, согласно которой письменность зародилась в Средней Азии или в Иране, откуда попала в долину Инда, а затем в Китай и далее через Полинезию на остров Пасхи. В 1951 г. Р. фон Кенигсвальд установил сходство между изображением птиц в орнаментах индонезийского острова Суматра и «говорящими дощечками» острова Пасхи. Есть указания и на сходство этих знаков с изображениями птиц фрегатов на Соломоновых островах. Сторонники теории Хевеши отмечают, что разрыв в пространстве между Индией и островом Пасхи не столь и велик, если принять во внимание ареал расселения древнейших племен Индостана.
Аргентинский ученый Х. Имбеллони раздвинул ареал распространения письменности «деревянных дощечек» из Мохенджо-Даро на юг. В пещерах Цейлона были также обнаружены надписи, выполненные очень сходными иероглифами. Такое же сходство ученый обнаружил и с письменами народа лоло, проживающего на границе Китая и Вьетнама, которые, по мнению некоторых исследователей, являются соединительным звеном между письменами древних Индии, Индонезии и Индокитая, с одной стороны, и с системами письма Японии и Китая – с другой. Имбеллони сделал и более широкие обобщения, которые представляются вполне логичными и корректными: письмена острова Пасхи, долины Ида, цейлонских пещер, народа лоло и загадочная письменность жителей Каролинских островов – все это различные фазы единой «индо-тихоокеанской графической системы»!
Как полагают Т. Бартель, С. Саггс и некоторые другие ученые, в Полинезии когда-то существовало письмо, которое со временем было утрачено, в то время как на острове Пасхи оно сохранилось.
Выявленная общность и несомненные родственные связи между языками и письменами «индо-тихоокеанской системы» на первый взгляд подтверждают предположения о существовании на месте территории современной Полинезии материка Пацифида. Такую гипотезу поддерживали знаменитые русские ученые академики В.А. Обручев и В.В. Белоусов, известные западноевропейские геологи Э. Зюсси и Э. Ог. Не менее известный зоогеограф академик М.А. Мензбир в книге «Тайны Великого океана» отстаивал точку зрения, согласно которой Пацифида «затонула» в недалеком прошлом, когда уже была заселена людьми, а многочисленные острова Полинезии являются остатками исчезнувшего материка.
Однако новейшие исследования дна Тихого океана с помощью бурения свидетельствуют, что здесь никогда не было единого материка. В то же время на территории Полинезии обнаружены тысячи подводных вулканов, которые раньше, при более низком уровне океана, могли представлять собой острова. В частности, много подводных гор есть и в районе Пасхи.
Исходя из этого, можно говорить не о затонувшем материке, а о затонувшем архипелаге, в составе которого могли быть крупные острова, как и мелкие, служившие мостами, соединяющими континенты. Такой архипелаг значительно облегчал культурные связи между востоком и западом. Характерно, что в легендах полинезийцев рассказы о затонувших землях занимают важное место.