До завоевания Южной Америки испанцами город Чичен-Ица являлся одним из важнейших культурных центров государства майя. Его величественные храмы, построенные в виде огромных усеченных пирамид, до сих пор поражают людей своей великолепной архитектурой. В самом центре многочисленных культовых построек возвышается тридцатиметровая пирамида Кукулькан. Она покоится на огромном квадратном фундаменте, сторона которого равна 55 м. Согласно недавним исследованиям ученых, благодаря подобной «каменной подушке», состоящей из девяти наложенных друг на друга квадратов, это культовое сооружение обладает феноменальной сейсмостойкостью. На каждой из сторон храма располагается огромная лестница, насчитывающая 91 ступень. На самом верху, на платформе, находится своеобразное святилище. Количество ступенек всех четырех лестниц, включая и самую верхнюю, равно 365, что, в свою очередь, является числом дней в году.
В Чичен-Ице есть также знаменитое «поле для игры в мяч». Представляет оно собой четырехугольный двор длиной 40 и шириной 15 м, окруженный со всех сторон высокими стенами. Майя, так же как и ацтеки, были любителями игры в мяч под названием «ток-а-ток». Мяч представлял собой тяжелый резиновый шар. В отличие от известного нам футбола, когда игроки имеют право дотрагиваться до мяча в основном ногами, в «футболе» майя все было как раз наоборот. Игрокам строго-настрого запрещалось прикасаться к мячу ступнями и кистями. Передвигали мяч по полю с помощью быстрых движений тела, толкали плечами, коленями, головой, локтями, бедрами. На каждой из четырех гладких стен на четырехметровой высоте находились вмонтированные в стену каменные кольца. Игрокам было необходимо «провести» мяч через каждое кольцо, не дав при этом проделать то же самое команде противника.
Испанские завоеватели, покорившие государства майя и ацтеков, «привезли» понравившуюся им игру в Испанию. Весь двор короля Карла V, затаив дыхание, безмолвно наблюдал за игрой индейцев. Испанские вельможи были поражены. Ничего подобного в Старом Свете никто еще не видел. Игра была необычайно жесткой. Участники получали на поле серьезные травмы: ушибы, переломы, рваные раны. Случалось, что игроки даже гибли во время «матча». Мало того, жестокость игры не ограничивалась только лишь увечьями среди ее участников. После окончания «сражения» все члены проигравшей команды сразу же приносились в жертву богам.
Вокруг места для игры в мяч расположены многочисленные барельефы, изображающие различные сцены из религиозной жизни народа майя, а также обряды жертвоприношений. Каменные сооружения украшают также многочисленные изображения главного бога майя Кукулькана, или Кецалькоатля. Согласно древним преданиям, бог Кецалькоатль пришел в земли этого народа «из-за моря, с далекой земли» или, по другой версии, «спустился с небес». Изображался он всегда в виде оперенной змеи с крыльями. Рядом с главной пирамидой Кукулькан находятся несколько других, меньших по размерам, стены которых украшены фресками, изображающими странных существ. Они одеты в костюмы, напоминающие скафандры и шлемы современных космонавтов. Эти необычные существа названы учеными-археологами «пчелиными богами», так как на их головных уборах имеются странные «антенны», которые исследователи посчитали похожими на «усики насекомых». Барельефы с изображением «пчелиных богов» украшают и колонны так называемого Храма девственниц, правда, изображены они там в самых нелепых позах: с задранными вверх ногами и руками, согнувшись пополам или стоя на одной ноге.
Среди сооружений Чичен-Ицы самым большим и величественным является здание обсерватории, которая, будучи отреставрированной, действует и по сей день наравне с самыми современными астрономическими сооружениями. На трех огромных каменных террасах покоится круглое здание, горделиво возвышаясь над окрестными лесами. Внутри располагается винтовая лестница, которая поднимается к находящейся на самом верху смотровой площадке. Различные отверстия, в стенах обсерватории строго ориентированы на отдельные звезды и звездные скопления, которые играли наибольшую роль в мифологии майя. Наружные стены великолепного здания некогда украшали бесчисленные изображения богов, которые, к сожалению, почти не сохранились до наших дней.
Майя обладали потрясающими знаниями в астрономии. В одной из немногих уцелевших в огне инквизиции книг – «Дрезденском кодексе» – содержатся огромные сведения о планетах нашей Солнечной системы и далеких звездах. Страницы рукописного труда буквально испещрены различными цифрами и датами, указывающими всевозможные астрономические параметры и явления. Произведя несложные расчеты, ученые выяснили, что майя знали точное время, за которое Венера обращается вокруг Солнца. Им была также известна продолжительность марсианского года, многое они знали о Юпитере, Сатурне, Полярной звезде. На карте звездного неба точно определено месторасположение Ориона, а также созвездий Близнецов и Плеяд. Майя обладали также потрясающей таблицей, с помощью которой можно было высчитывать лунные и солнечные затмения как прошлого, так и настоящего, причем для любой точки земного шара. Продолжительность земного года была высчитана с необыкновенной точностью. По расчетам майя, Земля обращается вокруг Солнца за 365,2421 дня, что подтверждено последними научными данными. Эта цифра точнее, чем наш Григорианский календарь, продолжительность года в котором равна 365,2424 дня. Согласно легендам и сказаниям майя, культура их возникла не сама по себе. В незапамятные времена пришел в их земли бог Кецалькоатль «вместе с семью другими богами», которые научили народ многим премудростям и передали ему огромные знания. Только вмешательством представителей более развитой цивилизации и можно объяснить существование в прошлом таких городов, как Чичен-Ица. Ведь, по мнению исследователей, невероятно сложно, а порой и вовсе невозможно даже в наши дни возвести сооружения, которые были построены индейцами более 2,5 тысячи лет назад. Сохранилось свидетельство одного испанского конкистадора, участвовавшего в покорении Америки под предводительством Эрнана Кортеса, который с огромным восхищением описал увиденные им города и селения майя. О Чичен-Ице он написал следующее: «Я увидел прекрасный город, утопающий в зелени девственных лесов. Входя в него, мы испытывали все возрастающее восхищение – высокие башни, величественные храмы, дворцы, стоящие прямо на воде. Мне казалось, что я попал в сказку или вижу чудесный сон... Такую красоту и величие нельзя создать человеческими руками...»
Но если не люди воздвигли столь великолепный город, то кто же они, неизвестные архитекторы и строители, имена которых затерялись в потоке времен? Ответить на этот вопрос пока не может никто.