Иерусалим – один из древнейших городов мира. Его почтенный возраст составляет четыре тысячелетия. Археологические находки указывают на то, что город был заложен на одном из холмов, который спустя тысячу лет стали именовать горой Давида. Здесь были возведены древнейшие крепостные стены. Холм, расположенный напротив горы Давида, получил название Храмовой горы. Но еще более ранние следы человеческой деятельности – глиняная утварь и захоронения в пещерах, выдолбленных в скале, – археологи обнаружили вблизи источника Тихон, находящегося у подножия холмов и практически единственного во всей округе.
Ветхозаветные предания повествуют о Иерусалиме начиная с первой половины II тысячелетия до н.э. Библия называет самых первых жителей Иерусалима иевусеями, а известный английский археолог Кетлин Кеньон, обнаружившая основание древнейшей городской стены недалеко от источника Тихон, показала, что в начальный период своего существования город-крепость находился в руках хеттов – народа, создавшего могучее государство в Передней Азии. Таким образом, было установлено, что иевусеи и хетты – один и тот же народ, а одна из библейских историй, которая прежде считалась легендарной, нашла свое материальное подтверждение.
Долгое время хетты представляли основную угрозу интересам крупнейшей мировой державы – Египту. На восточных рубежах великой африканской державы стоял крупный военный гарнизон, отсюда египтяне отправлялись в военные походы против хеттов.
В начале II тысячелетия до н.э. в дела двух великих держав стала вмешиваться третья сила – набиравшее мощь Ассирийское царство. Каждое из враждовавших между собой государств стремилось установить свое господство на Востоке. И тем не менее, невзирая на претензии «сильных мира сего», молодой пастух Давид, избранный царем «всего Израиля и Иудеи», решил во что бы то ни стало захватить Иерусалим и превратить его в столицу своего народа. В описании захвата города, изложенном во Второй книге Царств, на сей счет сохранились лишь туманные малопонятные фразы: «И сказал Давид в тот день: всякий, кто побьет Иевусеев и доберется до трубопровода (дословно «и дотронется до трубы») и до хромых и слепых, ненавистных душе Давида...»
Что имел в виду автор этих строк – загадка. Однако попробуем в ней разобраться. Было известно, что источник кристально чистых подземных вод – Тихон – служил единственным источником водоснабжения города на протяжении многих поколений. Тихон находился за городскими стенами, и к нему вели особые «Водные ворота». Во время осады Иерусалима его жители лишались доступа к воде. Следовательно, предполагали исследователи, важное значение имела маскировка источника снаружи и прокладка в скале трубопровода, по которому бы его воды поступали внутрь города. Правда, уже в самую раннюю эпоху был предложен способ накопления дождевой воды в выдолбленных в скале водосборниках, но библейская фраза о «трубопроводе» не давала никому покоя.
«Трубу» Давида искали безуспешно до тех пор, пока английский исследователь Уоррен в конце XIX в. случайно не обнаружил заброшенный колодец на горе Давида. Расчистив шахту колодца и спустившись по ней, он достиг высохшего подземного канала. Уоррену стало ясно, что когда-то сюда поступала вода источника Тихон, а «труба» позволяла жителям города брать ее, не выходя за стену. Она же, вероятнее всего, стала лазом для воинов царя Давида.
Теперь библейский текст о покорении города иевусеев стал окончательно ясен. Воины Давида проникли в город по «трубе» и только поэтому сумели бескровно овладеть им. Что же до «слепых и хромых», то, по мнению израильского археолога Игаля Ядина, речь идет о некоей магической церемонии, с помощью которой иевусеи (хетты) пытались напугать Давида и его людей, прежде чем те попытались овладеть городом.
У хеттов была традиция выставлять хромых и слепых на стенах города и запугивать неприятельских солдат тем, что они тоже станут хромыми и ослепнут, если нападут на город. На Древнем Востоке вообще часто ослепляли врагов. Ассирийский царь Саргон II, как сказано в Книге пророка Иеремии, «заколол сынов Седекии... А Седекии выколол глаза». В одном из ассирийских дворцов был найден рельеф с изображением подобной сцены.
После открытия «шахты Уоррена» удалось расчистить систему подземных каналов и даже найти тоннель, пробитый в скале. Когда-то он начинался у крепостных стен внутри города и выводил за его пределы. Недалеко от выхода тоннеля на скале была найдена надпись, оставленная рабочими иудейского царя Иезекии, которые пробивали подземный канал для водоснабжения города. Надпись сообщает о завершении работ по прокладке тоннеля в толще скалы, по которому воды Тихона стали поступать в город. При этом строители гордо заявляют, что его длина составила 1200 ам (или 533 м).
Сенсационная находка означала, что царь Иезекия, правивший на триста лет позже царя Давида, с 727 по 698 г. до н.э., проложил свою «трубу», ничего не ведая о Давидовой. Эта новость поразила весь христианский мир, ибо в Книге Царств действительно есть упоминание о том, как Иезекия строил тоннель и водоем перед осадой города ассирийцами.
Так еще одна библейская легенда материализовалась, и более того... Дело в том, что с осадой Иерусалима ассирийцами были связаны весьма загадочные события. Свирепый владыка Ассирии Синнахериб вторгся в Иудею и захватил многие города. Один из его военачальников, Рабсак, встал с многочисленным войском вокруг стен Иерусалима и попытался убедить защитников города сдаться, говоря при этом Иезекии: «Что за упование, на которое ты уповаешь? Вот ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто обопрется на нее, войдет ему в руку и проколет ее. Таков фараон, царь Египетский, для всех, уповающих на него... Кто из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели Господь спасет Иерусалим от руки моей?»
От таких слов да от вида тяжеловооруженных солдат противника и его огромных стенобитных машин, внушавших еще больший трепет, дрогнуло сердце царя, и он, казалось, готов был сдаться. Но тут в ход истории вмешался всеми уважаемый муж – пророк Исайя. Поднявшись на крепостную стену, пророк громко произнес: «Не войдет он – царь Ассирийский – в сей город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Тою же дорогою, которою пришел, возвратится. Так говорит Господь: "Я буду охранять город сей...”
В ту же ночь пророчество Исайи сбылось. Некая сила внезапно поразила войско ассирийское: «И встали поутру, и вот все тела мертвые. И отправился, и пошел, и возвратился домой Синнахериб, царь Ассирийский...» – сказано в Книге Царств.
Уже древний историк Иосиф Флавий, комментируя внезапную гибель войска ассирийского подле иерусалимских стен, полагал, что Господь наслал на их лагерь чуму. Современные историки считают, что, вероятно, речь здесь идет о заболевании под названием «шибу», которое известно из ряда аккадских документов. Данная инфекция сопровождалась быстрым подъемом температуры тела и часто распространялась в военных лагерях того времени.
Однако самое удивительное во всей этой истории заключается в том, что в 1930х гг. английский археолог Дж. Старки вблизи Иерусалима обнаружил братскую могилу ассирийских солдат времен правления царя Синнахериба. В глубокой яме лежало около 1500 человеческих скелетов...
В Иерусалиме, как нигде более на земле, прослеживается связь времен. Здесь можно увидеть воочию многочисленные материальные свидетельства старины глубокой. Источник Тихон – один из них. По «водопроводу Иезекии» водят экскурсии – высота тоннельного коридора составляет около двух метров. Туристы совершают полукилометровый переход с огромным удовольствием. После палящих лучей солнца они вступают в прохладные воды источника Тихон и, держа в руках свечи, движутся по мрачным переходам тоннеля к свету.