Почти шестьдесят лет назад заключенные тюрьмы, расположенной на холме Лузира близ столицы Уганды Кампалы, рыли траншею под фундамент для строительства подсобных помещений. Кирка одного из них неожиданно ударилась о твердый предмет – скульптурное изображение человеческой головы. Находка оказалась частью керамической фигуры. Рядом раскопали фрагменты туловища и конечностей... Строители отказались работать на этом месте: многие уверяли, что найденная скульптура предвещает несчастье.
Странной оказалась голова обнаруженной заключенными фигуры: выдающийся вперед подбородок, длинный нос, прическа, удивительно напоминающая судейский парик, и подобие подушечки на макушке.
Приглашенный в Лузиру английский археолог Е. Уэйлэнд отказался комментировать находку. Он сказал, что не может найти сравнений ни с одной известной культурой в Африке. Его слова повторил сотрудник Британского музея, к которому попало изображение загадочного «судьи». А известный исследователь Уганды Томас Скотт заявил, что вообще не знает аналогов этой статуи в мире.
Шли годы, но «лузирский человек» продолжал хранить свою тайну, давая ученым пищу для размышлений. Профессор Лванга-Луньиго недавно высказал предположение о том, что найденная фигура могла быть частью доселе неизвестного культа жителей побережья озера Виктория. Но хотя в приозерном районе и расположены некоторые из самых важных в традиционной религии мест поклонения, проведенные исследования никак не прояснили происхождения статуи. А у местного племени баганда изображения человека практически отсутствуют.
Угандийский историк Майкл Нсимби полагает, что скульптура попала в Лузиру с побережья Индийского океана. Есть люди, которые высказывают осторожную догадку, что голова могла изображать пришельца из других миров.
М. Уэйлэнд обнаружил в месте находки «лузирского человека» множество черепков гончарных изделий. Некоторым из них, по мнению ученого, столько же лет, сколько и статуе – пять-шесть веков. Но ученые обратили внимание на сходство черепков с осколками глиняной посуды, найденными в начале XX в. в другом загадочном месте – Бигго-бья-Мугеньи.
Бигго-бья-Мугеньи, или в переводе форт Мугеньи, – это развалины древних укреплений на южном берегу реки Катонги в западной части Уганды. До сих пор сохранились кольца глубоких – до пяти метров – траншей, пробитых в сплошной скальной породе. Общая их протяженность составляет шесть километров. Как гласят легенды, Мугеньи был одним из мест обитания бачвези – загадочного племени, которое удивляло местных жителей своими знаниями и способностями. Они делали вещи, как говорят африканцы, которые не мог сделать ни один человек. Они с легкостью пролетали над озерами, забирались на отвесные скалы. Они лечили все болезни. Они сообщали вести о событиях, которые происходили очень далеко.
Бачвези оставили после себя постройки, развалины которых сохранились до сегодняшнего дня. После внезапного исчезновения бачвези археологи обнаружили странные предметы, которые по времени относились к эпохе существования Бигго-бья-Мугеньи, но по внешнему виду совершенно не соответствовали тем изделиям, что изготавливали племена, населяющие Уганду.
Первое упоминание о Бигго (так сокращенно назовем место расположения древних сооружений) появилось в «Оффишиэн газетт» – издании протектората Уганда – 15 мая 1909 г. В заметке говорилось, что жители связывают происхождение крепости со сверхъестественными силами. По существующей и доныне традиции растущие там деревья и кусты считаются священными: тот, кто осмелится их срубить, погибнет. Ни один местный житель не пройдет мимо этого места ночью или во время дождя. Вблизи развалин уже давно никто не живет.
Первые раскопки Бигго проводились в начале 1920х гг. Тогда-то и нашли осколки гончарных изделий, которые были отправлены в Британский музей. Неподалеку научные экспедиции обнаружили остатки ирригационных построек, которые, судя по всему, возводились весьма квалифицированными строителями. Уэйлэнд сравнил их с остатками ирригационных сооружений на острове Шри-Ланка, возраст которых превышает две тысячи лет.
Но самая интересная находка была сделана в 1930х гг. Пожилая крестьянка полола огород и наткнулась на глиняный предмет цилиндрической формы. Она отнесла его деревенскому вождю, а тот переправил в национальный музей. Размером цилиндр был невелик: четырнадцать сантиметров высотой и восемь в диаметре. Его глиняная поверхность усеяна выпуклостями и отверстиями. Кем изготовлен данный предмет и для какой цели – неизвестно до сих пор.
Тайна плотно окутывает и так называемые норы Валумбе на холме Танда, километрах в семидесяти от форта Мугеньи. На языке луганда «валумбе» означает смерть. Легенда гласит, что однажды бог неба Гулу рассердился на Валумбе и прогнал его на землю. А вдогонку послал своего брата Каикузи, чтобы тот убил неугодного. Спускаясь, Валумбе обнаружил погоню. Тогда он решил скрыться от Каикузи и стал... нырять в землю. Нырнет – Каикузи за ним. А Валумбе появляется из-под земли уже в другом месте. Так и не догнал его Каикузи, так и осталась смерть с людьми.
После той сумасшедшей «гонки» на холме Танда появилось множество отверстий – больше двухсот. Сейчас холм покрывают густые заросли, и без проводника здесь можно запросто провалиться под землю. Отверстия располагаются одно за другим в определенном порядке. Все они имеют примерно полтора метра в диаметре. Глубина разная – от трех до семидесяти метров. Вырыты в скальной породе и уходят перпендикулярно вниз. Такие же «дыры» были найдены и в других районах Уганды. Их возраст не определен, хотя местные ученые предполагают, что они существуют «очень давно».
По форме «норы смерти» напоминают горнорудные шахты. Но что могли искать здесь древние племена? Лишь в нескольких холмах, где обнаружены подобные отверстия, имеются намеки на полезные ископаемые, причем в очень незначительных количествах. Кроме того, как могли пройти десятки метров скальной породы люди, имеющие в своем распоряжении лишь примитивные орудия труда?
Так существует ли связь отверстий с развалинами Бигго и связаны ли те, в свою очередь, с «лузирским человеком» или с таинственными бачвези? Пока на эти вопросы вразумительных ответов нет. Но ученые не ставят крест на своих поисках.
Еще в 1934 г. Е. Уэйлэнд высказал предположение, что существовала связь между Бигго-бья-Мугеньи и развалинами Великого Зимбабве – города-крепости, находящегося на территории нынешнего Зимбабве. Он сравнил план угандийских построек (а «лузирский человек», напомним, найден около столицы Уганды) с зимбабвийскими, и оказалось, что у них много общего: та же полукруглая или полуэллиптическая ограда небольших дворов, прилепленных к стенам центральной постройки, те же методы возведения стен. Значит, был какой-то один архитектор! Более того, Уэйлэнд обнаружил в пятнадцати километрах от Бигго местечко под названием Сембабулве.
– Так Сембабулве – это же Зимбабве, иначе быть не может, так похоже! – воскликнул исследователь. – Значит, ключ к загадке – «лузирский человек» – скрывается здесь!
Оптимизм ученого мог быть и не совсем оправданным. Но в ходе последующих раскопок в Бигго-бья-Мугеньи нашли черепки гончарных изделий, очень похожих на остатки утвари, найденные в Великом Зимбабве. И самое поразительное: в развалинах Великого Зимбабве обнаружили цилиндр, подобный тому, что нашли в Бигго! Более того, аналогичный цилиндр до того был найден при раскопках на... Кипре! Его сравнила с угандийской находкой известная исследовательница культуры Зимбабве Г. Кэтон-Томпсон. Очень похожи!
Зимбабве – Уганда – Кипр... Была ли когда-нибудь связь между ними? И откуда взялся «лузирский человек»? Ответа пока нет. Африка хранит много тайн, но неохотно с ними расстается...