Александр Иванович Маринеско отличался
самоотверженной храбростью, владел немалыми знаниями и чрезвычайным
боевым опытом, но человеческая слабость временами очень мешала ему. Он
был способен подняться к вершинам самопожертвования и, вместе с тем, не
устоять перед мелкими житейскими соблазнами.
Александр Маринеско родился 13 февраля
1913 г. в Одессе. И этот морской южный город наложил свой отпечаток на
характер мальчика, привив нему чрезвычайную живость, отвагу и любовь к
морю. Еще в детстве он прекрасно плавал, нырял, рыбачил в штормовую
погоду.
Отец Александра — Йон Маринеску —
румын по национальности. Служил на румынском королевском флоте, но из-за
конфликта с офицером, боярским сыном, попал под трибунал. Друзья
помогли ему избежать неминуемой смерти (матроса, который поднял руку на
офицера, ждала смертная казнь), и Йон вплавь через Дунай перебрался в
Бесарабию. Оказавшись потом в Одессе, он даже фамилию изменил на
молдавский манер — Маринеско. Со временем он женился на украинской
девушке. От отца мальчик унаследовал смелость и прямолинейность, а самое
главное — стремление к романтике с немалой примесью риска, способность
мгновенно решать даже самые сложные проблемы. Естественно, что по
окончании общеобразовательной школы в шестнадцатилетнем возрасте он
поступил в школу юнг, со временем — в Одесское морское училище. В
1933 г… получив диплом штурмана дальнего плавания, идет на пароход
«Красный Октябрь». Так и остался бы Александр гражданским моряком, если
бы не один случай: команда корабля, на котором он служил вторым
помощником капитана, принимала участие в спасении моряков торпедного
катера, которым вот-вот должен был затонуть. Наблюдая за четкими
действиями офицеров, мужеством и отвагой моряков-торпедников, решил
однозначно: «Буду военным моряком!».
В скором времени был объявлен спецнабор штурманов в подводный флот…
А в 1937 г. А. Маринеско закончил
высшие курсы командирского состава подводников и в звании старшего
лейтенанта берет под командование военную подлодку-малютку «М-96». Еще
во время обучения весь высший командный состав округа немало удивлялся
его изобретательности и инициативности, его храбрости. Он имел
многочисленные благодарности и поощрения, в частности награждение
денежным фондом личного состава возглавляемой им лодки, а лично
«старлея» — золотыми часами от имени наркома ВМФ. В 1940 г. на
Балтийском флоте его подводная лодка по всем нормативам всегда занимала
первые места. В довоенной командирской аттестации была запись:
«Должности командира подводной лодки отвечает. Достоин назначения на
лодку типа „С". После кампании (то есть учений. — Ред.) 1941 г. может
командовать дивизионом лодок типа „М" XII серии». Но судьба сложилась
иначе — началась война. И командование решает подводную лодку отличного
военного подводника переправить… по железной дороге на Каспийское море!
«Стратегические» планы командования
прервались затяжной блокадой Ленинграда: «М-96» осталась на Балтике, и
А. Маринеско с головой погрузился в подготовку лодки к боевым действиям.
Энергичный, нетерпеливый моряк настаивал на участии в боевых действиях.
Но выход в море был запланирован лишь на июнь 1942 г., потом перенесли
на август…
Наконец получен долгожданный приказ —
«…на поиск и уничтожение кораблей противника». И в первом же боевом
походе 14 августа 1942 г. подводники потопили немецкий транспорт
«Хелене» водоизмещением 7000 тонн. Этот подвиг достоин искреннего
удивления: и преследование вражескими катерами, когда лодку-малютку
бросало взрывами в морских глубинах, и 20 линий подводных минных
заграждений, через которые, трижды скрежеща корпусом о смертоносный
барьер, прошла потрепанная в поединке субмарина, и ошибочное нападение
своих, когда трагического результата удалось избежать, опять же,
благодаря решительным действиям командира: внезапно возникнув лодкой
между в который раз атакующими советскими катерами, ему удалось
остановить азартных «охотников»…
За этот поход А. Маринеско 13 ноября
1942 г. был отмечен первой наградой во время войны — орденом Ленина. Ему
присваивают звание капитана 3-го ранга и направляют… в Самарканд для
повышения квалификации, куда была эвакуирована Военно-морская академия.
А. Маринеско опять был лишен возможности воевать. Он тяжело переживал
полтора года бездеятельности (обучение не было таким уж необходимым), в
особенности угнетало то, что его «М-96» («завороженная» при его
командовании) погибла.
И лишь в октябре 1944-го, через полгода после назначения на новую подводную лодку «С-13», Александр Иванович снова вышел в море.
… Поединок с «Зигфридом», мощным
немецким транспортником, был продолжительным и изнурительным. Его
командир оказался опытным моряком: уклонившись от четырех торпед из
«С-13», пошел на таран подводной лодки. А. Маринеско скомандовал
немедленно всплыть и огнем своих пушки и пулемета субмарина сумела
пустить фашистский корабль на дно. За этот поединок А. Маринеско был
награжден орденом Боевого Красного Знамени.
Возвратившись на базу в финский порт
Турку, А. Маринеско с группой товарищей-офицеров зашел в местный
ресторан. В тот вечер, хорошо выпив, Маринеско остался ночевать у
хозяйки ресторана, белокурой шведки Элизабет…
На базе он появился только на третий
день. Это был скандал: на время боевых действий военным категорически
запрещалось иметь любые отношения с женщинами из иностранных государств.
Были наказания, вызовы в НКВД и другие органы «контроля». У высшего
командования даже была мысль отстранить А. Маринеско от командования
субмариной, несмотря на два боевых ордена. Но все же решили: пускай
воюет! Подводника взял «на поруки» командир дивизиона капитан 1-го ранга
А. Орел. 13 января 1945 г. «штрафники» вышли в море, чтобы осуществить
подвиг, названный в анналах мировой истории «атакой века». Логически,
лодка из этого вояжа не должна была возвратиться, ведь приказ «смыть
кровью» истолковывался в те времена прежде всего как «погибнуть
геройской смертью», а не как «выполнить задание».
Драматические события разыгрались в
районе Данцигской бухты. Ночью 30 января бушевал шторм: даже на глубине
20 метров субмарину качало со стороны в сторону. Уже 15 дней экипаж
находился в море в поисках врага. Через очень плохую видимость в
перископ субмарина всплывает на поверхность. На пятнадцатиградусном
морозе корпус лодки, вахтенные на мостике и командир мгновенно
покрываются льдом. Тем не менее ждут немецкий конвой. Наконец
зафиксирован шум двухвинтового корабля в сопровождении катеров, их
скорость значительно выше от возможной на «С-13»… Дизеля работают на
пределе, дымят: чтобы не «стреляли» предохранительные клапаны, между
пружин забивают проволоку и вставляют отвертки. Постепенно, на
параллельном курсе, лодка настигает загадочного великана. В 23 часа с
минутами субмарина дает залп в четыре торпеды, которые попали в носовую,
среднюю части и в машинное отделение. Транспорт медленно зарывается
носом в штормовые волны. Но в торпедном отсеке «С-13» застряла четвертая
ракета, а это сотни килограммов взрывчатки! Еле втащив ее в корпус,
подводная лодка погружается и направляется в район гибели транспорта.
Там, по расчетом А. Маринеско, никому не придет в голову их искать.
Был потоплен немецкий лайнер
«Вильгельм Густлов» водоизмещением 25 480 тонн — длиной 208 м, шириной
23 м. На его борту было свыше семи тысяч солдат и офицеров, из которых
3700 — специально выученные подводники для укомплектования семидесяти
субмарин. Залп А. Маринеско нанес непоправимые потери военно-морским
силам фашистов. А потопление «Вильгельма Густлова», учитывая
характеристики плавсредства и количество людей, можно приравнять к… пяти
«Титаникам».
Со временем субмарина под
командованием А. Маринеско отправила на дно еще несколько мощных
кораблей, в частности, военного «Генерала Штойбена» водоизмещением
14 660 тонн, на борту которого было 3600 вышколенных солдат и офицеров
вермахта. Германия — три дня в трауре, А. Гитлер объявил А. Маринеско
личным врагом. В то же время У. Черчилль (за срыв блокады Великой
Британии) сооружает подводнику памятник (прижизненно!) в музее
военно-морского флота в Портсмуте.
Веселый характер, честность,
правдивость, принципиальность и независимость, а также много других
добродетелей героя, к сожалению, стали помехой истинному признанию его
заслуг. Вместо звезды Героя (положенной награды за такие подвиги), ему
вручили только очередной орден Боевого Красного Знамени.
После множества драматических, почти
трагических ситуаций, в которых побывала «С-13», она (кстати, таких
субмарин в советском флоте было 13) возвратилась на базу из последнего
боевого рейда 13 мая 1945 г. Успех подводной лодки зависел не только от
смелости и решительности командира, от умелого маневрирования, но и от
точного и своевременного выполнения своих обязанностей всем экипажем.
Всегда спокойный, уверенный, А. Маринеско был довольно настойчив в
достижении своих целей. Командуя субмариной, никогда не повышал голос на
подчиненных. Однако, был весьма самолюбивым, обидчивым, чем иногда себе
же и вредил.
Мирная жизнь героя не сложилось. Его
понижают в звании и назначают командиром… тральщика. В отчаянии
А. Маринеско подает в отставку и идет в торговый флот — вторым
помощником капитана. Как-то в немецком порту работник, просматривая
документы, в крайнем удивлении спросил: «Как, знаменитый Маринеско — и
лишь второй помощник?!»
Из-за ухудшения зрения Александр
Иванович вынужден был покинуть флот навсегда (1949), и пошел работать
завхозом. Не привыкнув к некоторым «законам» гражданской жизни, стал
жертвой махинаций, из-за чего был осужден на три года лишения свободы,
из которых отбыл полтора. Затем устроился на ленинградский завод
«Мезон», где и работал последнее время.
Но народ помнил подвиги выдающегося
героя. Реагируя на неудовольствие общественности, министр обороны СССР
восстанавливает его в звании капитана 3-го ранга.
25 ноября 1963 г. после тяжелой и
продолжительной болезни Александр Маринеско умер. Похоронили его в
Ленинграде (теперь — Санкт-Петербург), на его могиле заводчане на
собственные средства поставили памятник.
Прошло еще немало времени, пока
А. Маринеско (хотя и посмертно) получил заслуженное признание: 5 мая
1990 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза. Награда вручена его
дочери — Леоноре. В Одессе и Санкт-Петербурге его именем названы улицы,
а 17 июня 1992 г. имя А. Маринеско присвоено кораблю. Таким образом
герой смог возвратиться на родину — в Одессу. |