Киево-Печерский монастырь, со временем
получивший почетный титул лавры, всегда играл особую роль в духовной
истории Киевской Руси и всего восточнославянского православного мира.
Его основатель, преподобный Антоний, в миру Антипа, родился под Киевом, в
древнем городе Любече на Днепре, в 983 г. Последовавшее вскоре крещение
Руси и организация при Десятинной церкви первой школы способствовало
приобщению молодых русичей к высотам христианской духовной жизни. Антипа
с юных лет посвятил себя богоугодным подвигам, мечтая об иноческом
служении. Однако монашеская жизнь на Руси тогда была еще мало известна.
Поэтому юноша отправился в Византию, славившуюся своими монастырями, и
поселился на святой горе Афон. Здесь, на узком гористом полуострове,
врезавшемся в Эгейское море, издревле находился прославленный центр
православного монашества. Праведная жизнь и премудрость афонских
иноков произвели на молодого Антипу огромное впечатление и он решил
остаться на Святой горе для достижения высот духовного совершенствования
и богопознания. Его наставником стал праведный Филофей. В скором
времени Антипа принял от него монашество под именем Антония. Это имя
было выбрано неслучайно: этим Филофей выражал надежду на то, что
постриженный им славянин станет для Руси тем же, чем Антоний Великий,
отец восточного монашества, был для Египта и всего православного мира.
По совету своего наставника, Антоний,
которому уже было около тридцати лет, в 1013 г. возвратился на Русь,
чтобы проповедовать монашескую жизнь. Однако, посетив уже существовавшие
около Киева монастыри, он остался недоволен их устройством. Эти обители
не содержали того высокого чина и устава, с которыми Антоний сроднился в
годы пребывания на Афоне.
С началом кровавых усобиц,
последовавших за смертью князя Владимира, Антоний в 1017 г. возвращается
к уединенной и смиренномудрой жизни на Святой горе, но через десять лет
снова оказывается в Киеве. К этому времени Ярослав, сын князя
Владимира, прочно утвердившись на великокняжеском престоле, развернул
обширную деятельность по храмовому строительству и развитию духовной
жизни на Руси.
В Киеве Антоний сближается с
Илларионом, пресвитером церкви в княжеской загородной резиденции
Берестове (на современном Печерске), преимущественно жившим в столице
при князе Ярославе. Принесший свет афонского благочестия, инок
обосновался в оставленной Илларионом пещерке на живописной днепровской
круче (сейчас там находятся Дальние, или Феодосиевы, пещеры с
храмово-монастырским ансамблем Нижней лавры).
Слава о праведности и мудрости Антония
быстро разнеслась по столице и околицам, и к нему отовсюду потянулись
люди. Некоторые из них, склонные к аскезе и молитвенному смирению,
селились в лесной глуши неподалеку от его пещерки, слушали наставления и
старались жить по его примеру. Вместе с ним проживало 12 учеников. Они
начали расширять пещерный монастырь, выкопали несколько келий и
соорудили под землей, по образцу афонских храмов, небольшую церковь. В
те годы с преподобным Антонием встречался и Ярослав Мудрый, чья
загородная резиденция Берестово находилась неподалеку. Антоний оказывал
на князя и его семью просветляющее духовное влияние.
К концу правления Ярослава
Владимировича авторитет Антония на Руси был столь высок, что Изяслав
Ярославич, унаследовавший после смерти отца в 1054 г. великокняжеский
престол, первым делом отправился к этому старцу за благословением. Он же
передал собравшимся вокруг Антония монахам всю Берестову гору, где
начал разрастаться Печерский монастырь.
В монастыре вместе с Антонием жили
известные церковные и общественные деятели Киевской Руси, в том числе
Никон, бывший митрополит Илларион. Однако отношения с властью у
монастыря уже тогда бывали напряженными. Первый конфликт возник из-за
пострижения близких к князю Изяславу без его ведома юноши Варлаама и
евнуха Ефрема. Киевский властитель угрожал постригшему их Никону и
благословившему этот поступок Антонию суровыми карами и закрытием
обители.
Антоний с братией не отступали,
готовясь уйти в другую страну. Однако супруга Изяслава смирила гнев
мужа, поведав ему о том, что ее отец, польский король Болеслав Храбрый,
разгневавшийся на своих черноризцев за пострижение без его одобрения
Моисея Угрина (венгра по происхождению, уведенного Болеславом в плен из
Киева в 1017 г. и нашедшего затем возле Антония покой в Печерском
монастыре), изгнал из своей страны монахов, чем прогневал Бога и вскоре
скоропостижно скончался, после чего в Польше начались смуты и усобицы.
Изяслав отступил и послал на розыски уже покинувшего окрестности Киева
Антония с просьбой возвратиться в монастырь. Старца нашли через три дня.
Вняв уговорам, он вернулся в основанную им обитель.
В первые годы княжения Изяслава
Ярославича к печерским инокам присоединился и молодой, исполненный
иноческого благочестия Феодосий. Наставничество и пострижение
двадцатилетнего юноши, вскоре прославившего Печерский монастырь, Антоний
поручил Никону.
Антоний, особенно в преклонном
возрасте, предпочитал уединенную аскетическую жизнь. Поэтому в начале
1061 г., когда его ученики возмужали и утвердились в монашеском чине, он
поставил над братией Варлаама, а сам перешел в пещеру на соседней горе.
К нему присоединилось несколько учеников, готовых принять строжайшую
аскезу пещерного затворничества. Там, где Антоний выкопал себе новую
пещерку, вскоре возникли Ближние, или Антониевы, пещеры, а неподалеку
вырос ансамбль Верхней Лавры. Основой его стал заложенный еще при жизни
святого старца Успенский собор — главный храм Киево-Печерского
монастыря.
Церковное предание повествует о
провидческих способностях Антония. Так, он предупреждал сыновей Ярослава
Мудрого — Изяслава Киевского, Святослава Черниговского и Всеволода
Переяславского о предстоящем поражении от половцев на реке Альте, а
бывшему у них на службе Шимону, сыну варяжского князя Африкана, предрек,
что он не только избежит смерти в этой битве, уже находясь среди
трупов, но и станет первым, кого много лет спустя погребут в каменном
храме Печерского монастыря (тогда еще не построенного). Все произошло
именно так. Антоний дожил до глубокой старости и
ушел из жизни в 1073 г. Игуменом основанной им обители братия, с
благословения Антония, избрала преподобного Феодосия. Со смертью Антония
связано таинственное, передававшееся из уст в уста предание о чудесном
сокрытии его мощей в пещере, где он скончался и куда Бог не позволяет
никому проникать.
Эрих Лясота, посол германского
императора к запорожским казакам, посетивший Киев в 1594 г., записал со
слов водившего его по лаврским пещерам монаха такую легенду. С
приближением кончины святой созвал братию и попрощался с ней, после чего
земля обвалилась и отгородила его от прочих монахов. Те попытались
прокопаться к нему, но из земли вышло пламя, а когда они повторили
усилия в другом месте, на них обрушилась вода. Тогда монахи поняли, что
такова воля Божья. Интересно, что в предисловии к изданному в 1661 г.
«Киево-Печерскому патерику» это чудо относят уже не к году смерти
святого, а к более позднему времени, когда «москали» якобы намеревались
выкрасть его мощи.
Память о преподобном Антонии Печерском
свято чтится православной церковью. С него на Руси началась живая, не
прерывающаяся до наших дней монашеская традиция, унаследовавшая высокое
иноческое благочестие афонских старцев. |