В течение многих веков Правобережная
Украина и Подолия, Галиция и Волынь были оживленнейшими центрами
еврейской культурно-религиозной жизни. В Бердичеве и Бродах, Дубно и
Тульчине, многих других городах и местечках проживали тысячи еврейских
семей, имелись синагоги и школы, даже своеобразные религиозные
«академии» — ишеботы, где получали образование будущие раввины. Евреи составляли один из важнейших
компонентов экономической жизни украинских земель уже в средние века, и в
последующие столетия их роль в хозяйственной жизни только возрастала.
Однако в социально-культурном отношении жизнь еврейских общин была
достаточно замкнутой и отличалась большим консерватизмом. Раввинат,
благодаря своей талмудической учености и умению толковать старозаветные
тексты Библии, пользовался в среде единоверцев огромным влиянием. Но
излишне строгое следование букве религиозного закона подчас выхолащивало
сам дух вероучения, хотя библейские тексты могли быть интерпретированы
не только сухо и формально, но и образно, аллегорически.
Символическое истолкование библейского
текста издревле было принято в кругах каббалистов — представителей
мистического направления в иудаизме, которое окончательно сформировалось
в Испании в XIII веке. Социальные противоречия и религиозные
разногласия в еврейских общинах усилились в первые десятилетия XVIII
века после прекращения войн и восстаний, терзавших долгое время Речь
Посполитую, и при усилении влияния просветительской светской культуры.
Снова стали слышны голоса тех, кто
предвещал скорый приход Мессии — спасителя еврейского народа. Они и их
сторонники стремились приблизить его появление праведной жизнью, путем
строжайшего, бескомпромиссного соблюдения религиозных предписаний,
основанного на глубоком духовном их переживании. Таких людей стали
называть «хасидами» (благочестивыми). Обычно они принадлежали к числу
выпускников ишеботов, не сумевших устроиться в жизни и находившихся в
духовной, а то и личной оппозиции к более практичным и удачливым
представителям раввината. Они собирались в группы ученых-книгочеев,
представители которых, часто будучи людьми неприкаянными и
экзальтированными, переходили из общины в общину, выступая с проповедями
и поучениями перед народом.
В такой социально-культурной среде и
начинал свою деятельность прославленный еврейский мистик и богослов
рабби Исраэль бен Элизер, которого его последователи звали Баал-Шем-Това
— «добрый чудотворец» (сокращенная форма — Бешт, как его тоже нередко
называли). С его именем связывают становление хасидизма как
определенного направления мистического иудаизма, имеющего многочисленных
последователей и в наши дни во многих странах мира.
Личность этого человека, как и
большинства других основателей религиозных учений, была овеяна легендами
уже при его жизни, потому исследователям последующих поколений не
так-то легко выявить в многочисленных рассказах о нем крупицы
достоверных сведений. К тому же Баал-Шем-Това почти не оставил после
себя литературных произведений, за исключением нескольких сохранившихся
писем-посланий.
Трудно даже определить, что же,
собственно, было новым в проповедях Бешта по сравнению с тем, что
проповедовали близкие ему по духу другие иудейские праведники того
времени (называвшиеся «цадиками»). Своей популярностью и последующей
жизнью в памяти народа Баал-Шем-Това был, судя по всему, обязан не
оригинальности своего учения, а высоким моральным качествам и редкому
обаянию личности. Родился наш герой около 1700 года в
одном из местечек Подолии в бедной семье. Получив полагавшееся
еврейскому мальчику религиозное образование в хедере, сухая
талмудическая наука которого мало соответствовала его мечтательной душе,
он стал пробовать свои силы в различных видах занятий. Сменил несколько
профессий — был некоторое время сторожем в синагоге, резником и
корчмарем. При этом с юных лет Бешт приобщился к каббалистической
премудрости, к которой официальный раввинат относился с
подозрительностью, но в общем достаточно терпимо. Он внимательно изучал
заумные «рукописи Ари» и осваивал искусство «творить чудеса» при помощи
каббалистических заклинаний.
Каббалистика была неразрывно связана с
магией и целительством, так что молодой человек, до того, как открыться
еврейскому народу в качестве пророка, примерно с тридцатилетнего
возраста практиковал как «баал-шем» — каббалист-знахарь, исцелявший
недуги при помощи всевозможных заговоров, заклинаний, амулетов и прочих
магических средств. Эту практику, соответствующую современному понятию
«психотерапия», он не оставлял и в последующие годы, когда уже выступал в
роли религиозного учителя.
Переходя из общины в общину по
небольшим городкам Украины, наш герой общался со многими
каббалистами-книжниками, которые часто вели благочестивую аскетическую
жизнь. В их среде Баал-Шем-Това и формировался как проповедник и
мыслитель. Но после женитьбы он поселился в глухом селе среди Карпатских
гор, где его все чаще стали посещать мистические прозрения. Затем
некоторое время он с семьей провел в галицком городке Тлусте, где, по
преданиям его последователей, начал готовиться к проповеднической
миссии.
По мере того, как Бешт становился все
более самостоятельным и утверждался в собственном религиозном
предназначении, наметилось расхождение его позиции с представлениями
большинства хасидов старшего поколения. В отличие от них, молодой
человек не связывал благочестие с аскетическим образом жизни, но,
напротив, полагал, что высшая праведность должна непосредственно
присутствовать в повседневной жизни людей. Благочестивый человек должен
не уклоняться от мирских проблем, а как бы просвечивать и преображать
обыденность, ежеминутно способствовать приближению людей к Богу, чем бы
они в данный момент ни занимались.
Такая установка в чем-то перекликается
с отношением к миру японских дзен-буддистов, причем духовный
параллелизм между хасидскими притчами, проанализированными в XX веке
выдающимся еврейским религиозным философом Мартином Бубером, и
дзеновскими коанами вполне очевиден.
Когда Бешту исполнилось 36 лет, он,
осознав свое религиозное призвание и, будучи уже достаточно известным в
еврейских общинах Подолии и других украинских земель, «открылся миру»
как пророк и учитель жизни, самобытный и цельный проповедник хасидской
веры иудейских праведников. Странствуя по Галиции, Подолии и Волыни, он
одновременно проповедовал и чудотворным образом лечил, используя для
этого страстные молитвы. Прославился он и как предсказатель. Когда к
нему обращались с просьбой поведать будущее, он раскрывал наугад
каббалистическую книгу «Зогар» и начинал толковать первый попавшийся на
глаза отрывок, отталкиваясь от которого сообщал, что ожидает его
собеседника. Согласно легендам, предсказания были точны и правдивы, но
если будущее предвещало недоброе, Бешт всегда умел утешить человека.
Поселившись в местечке Меджибож
(теперь Хмельницкой области), он приобрел в середине XVIII века огромную
популярность среди самых широких слоев украинского еврейства, сочетая в
себе целителя, каббалиста-книгочея и учителя праведности. К нему
отовсюду стекались многочисленные последователи, число которых к концу
его жизни достигало уже 40 тысяч. Бешт говорил, что истинное спасение —
не в талмудической учености, а в сердечной преданности Богу, в
непосредственной и искренней вере в Него.
Сам Исраэль бен Элизер верил в свое
высокое призвание. Около 1750 года он направил в Палестину тамошним
религиозным авторитетам послание, в котором сообщал о явленном ему
чудесном видении. Его душа была вознесена на небо и видела там Мессию в
окружении душ праведников. Бешт спросил Мессию: «Скажи мне, господин
мой, когда же явишься ты на землю?» И услышал ответ: «Вот тебе знак:
когда станет известным учение твое и когда прочие люди будут совершать
такие же таинства, как ты, тогда настанет время великого благоволения и
спасения».
Сам Бешт прямо не выступал против
раввината и исповедуемого им сухого, «буквоедского» талмудического
иудаизма. Однако всем духом своих непосредственных, обращенных к бедам и
заботам простых людей проповедей он противоречил окостенелой
ортодоксальности, чем наживал многих явных и тайных врагов.
Последователи Баал-Шем-Товы, вместе с
другими евреями продолжали посещать синагоги и участвовать в религиозной
жизни своего народа. Однако параллельно вокруг него и наиболее
авторитетных из его учеников стали образовываться своеобразные кружки.
Раввинат начал усматривать в хасидах, признавших Бешта своим пророком,
идейных оппонентов. Однако о каких-либо преследованиях Баал-Шем-Товы и
его сторонников при жизни учителя сведений нет. Неприкрытая борьба
ортодоксального раввината с проповедниками хасидизма развернулась лишь с
1772 года, правда, не столько в Украине, сколько в Литве и Белоруссии.
В проповедях, наставлениях и посланиях
Бешта хасидизм как мистическое, духовно-возвышенное умонастроение нашел
свое классическое выражение. По своему духу он во многом перекликался с
популярным тогда в среде немецких протестантов пиетизмом и имел много
общего с учением мыслителя Г. С. Сковороды. Хасидизм, как и философия
Г. С. Сковороды, обращался к людям незамысловатым, но ярким и образным
языком притч, намеков и иносказаний. Он отличался органическим
соединением знаний о природе Бога и бытия с повседневной жизнью обычных
людей. Опираясь на каббалистическую традицию, его последователи и прежде
всего сам Баал-Шем-Това, понимали мир как проявление, самораскрытие
разума, сил и энергий Божества.
В мире, согласно учению Бешта, нет
ничего, что было бы не от Бога. Поэтому и зло не может иметь
собственного основания. Оно не абсолютно, а относительно, а значит, в
принципе может быть побеждено и искоренено самими людьми, являющимися,
как и другие духовные существа, искрами божественной первоосновы бытия.
Цель религии, согласно учению хасидов, и состоит в очищении человеческих
душ, раскрывающихся в своей божественности по отношению друг к другу и к
любящему их Богу. Достигается это путем восторженного восприятия
красоты и благости мира, в молитвенном восторге сближения, а затем и
слияния человеческой души с Богом. Таким образом, согласно Бешту,
просветление и контакт с Богом достижимы не единицами в исключительные
мгновения их жизни, а «здесь и сейчас» каждым, кто к этому искренне
стремится.
В учении Баал-Шем-Товы Бог никоим
образом не выступает стоящим над людьми, грозным и ужасающим, подчас
жестоким и мстительным старозаветным Яхве. Напротив, он есть сама любовь
и милосердие, интимно близок человеку и присутствует в каждой
человеческой душе. Поэтому Бешт призывал не к покаянию в совершенных
грехах, а к раскрытию каждым лучших, светлых сторон своей души.
Утверждал, что Бог любит в человеке бодрое и радостное настроение. Он
говорил, что одни врачи лечат горьким снадобьем, а другие — сладким и
отдавал предпочтение второму способу. Это способствовало созданию между
Бештом и его друзьями, последователями и учениками отношений,
отличавшихся искренностью, открытостью и интимной теплотой. Выше всего
он ставил живое, непосредственное чувство радости и любви.
Бешт умер в 1760 году в Меджибоже,
окруженный учениками и восторженными почитателями. Наиболее известными
продолжателями его дела были Бер из Межирича и Яков-Иосиф Коген, бывший
раввином и проповедником в Немирове и Полонном. В 1780 году последний
опубликовал книгу изречений и рассуждений, которые слышал от
Баал-Шем-Товы. Она положила начало собранию обширной, пополняющейся и в
наши дни, хасидской литературы.
Личность Исраэля бен Элизера оставила
неизгладимый след в духовной истории еврейства. В последний период его
жизни до того мало кому известный Меджибож стал своеобразным центром
живой и непосредственной иудейской духовности. Страстные проповеди Бешта
способствовали качественному обновлению еврейской духовности на путях
любви к людям и повседневного служения высшим идеалам жизни.
|