Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 05:52:52
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
СТО ВЕЛИКИХ РОССИЯН [98]
... УКРАИНЦЕВ [100]
... БОГОВ [43]
... МИФОВ И ЛЕГЕНД [98]
... ЗАГАДОК ПРИРОДЫ [100]
... ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ [100]
... ЗАГАДОК ХХ ВЕКА [102]
... НАГРАД [100]
... СОКРОВИЩ [100]
... СОКРОВИЩ РОССИИ [101]
... ГОРОДОВ МИРА [100]
... ГЕНИЕВ [101]
... МЫСЛИТЕЛЕЙ [99]
... ВРАЧЕЙ [101]
... НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ [99]
... НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ [99]
... ЧУДЕС ТЕХНИКИ [100]
... ПСИХОЛОГОВ [102]
... АРИСТОКРАТОВ [108]
... ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ [97]
... АДМИРАЛОВ [99]
... ВОЕННЫХ ТАЙН [111]
... КАТАСТРОФ [105]
...ЗАГОВОРОВ И ПЕРЕВОРОТОВ [107]
... КОРАБЛЕКРУШЕНИЙ [109]
... ЖЕНЩИН [100]
... КНИГ [100]
... ХУДОЖНИКОВ [100]
... КОМПОЗИТОРОВ [112]
... ВОКАЛИСТОВ [101]
... АКТЕРОВ [103]
... РЕЖИССЕРОВ [101]
...ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КИНОФИЛЬМОВ [102]
... ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛЬМОВ [101]
... ИСТОРИЙ ЛЮБВИ [100]
... СПОРТСМЕНОВ [100]
... МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ [99]
... ПАМЯТНИКОВ [100]
... ХРАМОВ [100]
... МУЗЕЕВ МИРА [107]
... ЗАМКОВ [101]
... ЗАПОВЕДНИКОВ И ПАРКОВ [101]
... ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ [101]
... БИБЛЕЙСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ [101]
... ПИСАТЕЛЕЙ [101]
...ТЕАТРОВ [100]
... ПРАЗДНИКОВ [99]
...РЕКОРДОВ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ [100]
... ОРИГИНАЛОВ И ЧУДАКОВ [99]
... МОНАРХОВ [101]
... СОБЫТИЙ ХХ ВЕКА [99]
... РЕКОРДОВ СТИХИЙ [100]
... ВЕЛИКИХ ТАЙН ДРЕВНЕГО МИРА [102]
... ПОЛИТИКОВ [100]
... ПОЛКОВОДЦЕВ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ [101]
...ЭКСПЕДИЦИЙ [100]
... АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ [99]

Даниил Туптало (святой Димитрий Ростовский) (1651–1709)

Даниил Туптало, принявший монашеское имя Димитрий и как митрополит Ростовский впоследствии причисленный к лику святых, родился в городке Макарове под Киевом в 1651 году — в самый разгар кровопролитной Освободительной войны украинского народа. Его отец, Савва Туптало, в то время был казацким сотником в армии Б. Хмельницкого. Со временем став знатным и состоятельным человеком, он все более включался в церковную жизнь, особое расположение чувствуя к древнему Кирилловскому монастырю в северном предместье тогдашнего Киева.

Этой обители Савва жертвовал значительные средства.

Его портрет можно увидеть на одной из фресок Кирилловской церкви рядом с образом его друга, игумена этой обители, известного богослова и церковного деятеля Иннокентия Монастырского.

В 1662 году одиннадцатилетнего Даниила отдают в знаменитую Киево-Могилянскую коллегию, которую в те годы возглавлял писатель, церковный и культурный деятель Лазарь Баранович, ученик и сподвижник Петра Могилы и Иннокентия Гизеля. Даниил, с детства склонный к молитвенному уединению и церковной книжности, по окончании коллегии в 1668 году принял монашество в Кирилловском монастыре под именем Димитрия от игумена Мелетия Дзыка, друга семьи Туптало, человека высокой образованности, бывшего ранее ректором Киево-Могилянской коллегии.

Мелетий оказал большое влияние на молодого инока. Их дружба не прерывалась до самой смерти Дзыка в 1681 году. Многое объединяло этих людей, и прежде всего любовь к церковной книжной премудрости и житиям святых и праведных людей. В свое время Петр Могила мечтал об издании свода житий святых. Воплощению в жизнь этого грандиозного труда всецело посвятил себя Д. Туптало. Многие годы он старательно собирал факты и предания о жизни праведников и подвижников, чтимых православной церковью и особо прославленных в украинско-белорусских и российских землях.

Быстро заслужив всеобщее уважение высокой духовностью и глубокой образованностью, Димитрий в восемнадцатилетнем возрасте был посвящен в иеродьяконы, а в 1675 году — в иеромонахи. По рекомендации хорошо знавшего его со студенческих лет Л. Барановича, ставшего в 1666 году архиепископом Черниговским, Туптало был назначен проповедником при кафедральном Успенском соборе этого древнего города.

К двадцатипятилетнему возрасту Д. Туптало уже снискал славу духовного оратора. Лейтмотивом его проповедей была любовь, которую он ставил превыше всего. В то жестокое время бесконечных войн, восстаний и усобиц между претендентами на гетманскую булаву молодой проповедник учил людей быть терпимее и добрее, с пониманием относиться к чужим взглядам и убеждениям, прощать друг другу причиненные обиды. И это находило отклик в душе народа. Отзываясь на многочисленные приглашения, он выезжал в разные города Украины, России и Белоруссии для ведения проповедей. Эти путешествия значительно расширяли его кругозор и позволяли знакомиться с редкими книгами и местными преданиями во всех концах Восточной Европы. Находясь в Литве, Туптало, в совершенстве знавший латынь и польский язык, общался с католическими иерархами и теологами, что позволило ему глубже понять дух западного христианства.

Многие годы Димитрий Туптало входил в Киевско-Черниговский кружок просвещенных православных церковных деятелей, объединявший цвет тогдашней украинской интеллигенции, душой которого был Лазарь Баранович, долгое время совмещавший архиепископство с выполнением обязанностей местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры. В этот кружок входили известные деятели своего времени: уже немолодой архимандрит Киево-Печерской лавры Иннокентий Гизель; церковный писатель и публицист Иоанникий Галятовский; поэт Иван Величковский; ректор Киево-Могилянской коллегии, а затем митрополит Киевский Варлаам Ясинский; философ и богослов Иоасаф Кроковский; принявший православие немецкий теолог Адам, известный под прозвищем «Черниговец». Все они были связаны с Киево-Могилянской коллегией, являлись ее бывшими студентами и профессорами. Старшие члены этого творческого сообщества, например, Иннокентий Гизель, сформировались в киевской интеллектуальной атмосфере времен митрополитства Петра Могилы под его непосредственным идейным влиянием. Высокий могилянский дух они передавали своим младшим друзьям и ученикам.

В 1681 году Д. Туптало был назначен игуменом Максаковского монастыря, а через год переведен в том же сане в Батурин, тогдашнюю гетманскую столицу Левобережной Украины. Но жизнь в насквозь пропитанном интригами и доносами городе, вдали от необходимых ему для писательского труда книг не устраивала просвещенного церковнослужителя. В конце 1683 года он поселился в Киево-Печерской лавре. Пользуясь ее замечательной библиотекой, он начинает систематическое составление корпуса житий святых. На некоторое время покидая Лавру для руководства монастырями (в Батурине, Глухове, Чернигове), он неизменно возвращался в эту прославленную обитель.

В Киеве Д. Туптало читал лекции по философии и другим дисциплинам в родном для него Киево-Могилянском коллегиуме. Его курсы в целом соответствовали преподававшимся в ведущих европейских университетах. В них преобладал дух позднего аристотелизма в свойственной православной традиции теологически-платонической интерпретации. Их отличало свободное обсуждение вопросов религиозной философии.

Из-под пера Д. Туптало вышло множество разнообразных стихотворных и прозаических литературных произведений, отмеченных возвышенным стилем. Как и в католических странах тогдашней Европы, в Киеве чрезвычайно популярными были «эмблематические вирши» — стихотворные надписи символического содержания к гравированным эмблемам и гербам, а также характерные для литературных вкусов эпохи барокко изысканные поэтические миниатюры, часто в форме акростиха. Один акростих Д. Туптало религиозного содержания нам известен.

В 1697 году, после смерти близкого его семье Иннокентия Монастырского, Д. Туптало принял игуменство киевского Кирилловского монастыря, а затем в сане архимандрита руководил Елецким монастырем в Чернигове.

Наступали новые времена. Московское царство возглавил энергичный, жаждавший обновления страны Петр I. Для проведения задуманных реформ он остро нуждался в образованных, преданных делу просвещения людях. В самом Московском государстве их явно не хватало, а доверить обновление церкви иноверцам, широко приглашавшимся на военную и другие виды светской службы, царь по политическим соображениям не мог.

Царь-реформатор, часто бывавший в Украине, начал активно привлекать к работе местное образованное духовенство, мало считаясь с желаниями и интересами избираемых им людей. Так случилось и с Д. Туптало, который, произведя своими обширными познаниями и духовным величием большое впечатление на царя, в 1700 году назначается на митрополичью кафедру Тобольска в Сибирь. Тогда Димитрий Туптало сумел уклониться от назначения, мотивируя отказ слабостью здоровья и необходимостью завершить работу над корпусом «Житий святых». Однако, приметив ответственного и просвещенного архимандрита, Петр уже не выпускал его из поля зрения. В конце концов Д. Туптало был вынужден принять царское назначение, но уже не за Урал, а в Центральную Россию.

В 1702 году по приказу Петра I он становится митрополитом Ростовским и Ярославским. На этом посту он прилагает большие усилия для развития системы образования во вверенной его попечению епархии и, будучи ревнителем православной веры, способствует укоренению в России духа открытости и толерантности по отношению к западной культуре. В местных школах он ввел обучение древнегреческому языку и латыни; содействовал открытию в Ярославле первого в России театра, способствовал завозу туда книг и развитию книгопечатания.

Многочисленные речи и проповеди митрополита, создание сети школ и библиотек, организация драматических представлений, диспутов и диалогов по принятой в Киево-Могилянской коллегии системе сыграли большую роль в просвещении края. На определенной ему царем должности он проявил большую энергию и одновременно уважительное отношение к национально-церковным традициям русского народа.

Здесь, на берегах Волги (жил он преимущественно в Ярославле), Димитрий Ростовский продолжал плодотворную литературную деятельность. Были закончены «Четьи-Минеи» — четырехтомный труд, содержавший жития православных святых. В работе над ним автор широко использовал не только отечественные источники, но и многочисленные греческие и латинские тексты. Еще одним его большим трудом стала «Летопись келейная», представляющая последовательное изложение событий библейской истории с нравственно-поучительными комментариями.

Пребывая в Ростовской земле, Димитрий Ростовский объехал весь Верхневолжский край, посещал многочисленные селения и скиты раскольников Заволжья. В отличие от многих сподвижников Петра, прибегавших к жестоким преследованиям и истязаниям раскольников, митрополит стремился понять и переубедить староверов. С этой целью он написал свой третий фундаментальный труд «Розыск о раскольнической брынской вере», изданный уже после его смерти. В этом труде выясняются причины появления раскола, определяются главные его направления и их идейные основания, описываются особенности быта и поведения старообрядцев. Это первое достаточно объемное и объективное описание убеждений и образа жизни раскольников и сегодня не утратило научной ценности.

Кроме трех капитальных трудов митрополит Ростовский был автором большого числа богословских и религиозно-философских («Рассуждение о образе Божии и подобии в человеке»), агиографических (жизнеописательных) и полемических произведений, духовных песнопений (кантов и псалмов), стихов и нескольких драм.

В отличие от своих земляков и современников Стефана Яворского и Феофана Прокоповича, занимавших высшие церковно-государственные должности и имевших большое влияние на царя, Димитрий Ростовский старался держаться в стороне от бурных политических событий и избегал сближения с грозным и переменчивым в своих симпатиях самодержцем, не всегда разделяя его модернизаторские устремления и особенно не одобряя жестокие методы их воплощения.

Умер Д. Туптало 28 октября 1709 года коленопреклоненно во время молитвы. В 1753 году, после обретения его нетленных мощей, решением Священного Синода он был причислен к лику святых. Стихотворную эпитафию на его надгробии сложил Михаил Ломоносов. Память святого Димитрия Ростовского православная церковь отмечает 21 сентября (4 октября).

Вся жизнь святого Димитрия Туптало, митрополита Ростовского и Ярославского, проходила на фоне непрекращающихся войн и насилия. Тем не менее, свое жизненное призвание он видел в распространении человеколюбия и просвещения среди славянских народов. Этой цели был посвящен и его воистину титанический труд по составлению свода житий святых, к которому православная церковь неизменно обращается вот уже три столетия.

Категория: ... УКРАИНЦЕВ | Добавил: tineydgers (14.01.2012)
Просмотров: 742 | Теги: ими гордится Украи, знаменитые украинцы, гордость Украины, гордость нации, История Украины, великие украинцы, именитые украинцы, сто великих украинцев | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0