Даниил Туптало, принявший монашеское
имя Димитрий и как митрополит Ростовский впоследствии причисленный к
лику святых, родился в городке Макарове под Киевом в 1651 году — в самый
разгар кровопролитной Освободительной войны украинского народа. Его
отец, Савва Туптало, в то время был казацким сотником в армии
Б. Хмельницкого. Со временем став знатным и состоятельным человеком, он
все более включался в церковную жизнь, особое расположение чувствуя к
древнему Кирилловскому монастырю в северном предместье тогдашнего Киева.
Этой обители Савва жертвовал значительные средства.
Его портрет можно увидеть на одной из
фресок Кирилловской церкви рядом с образом его друга, игумена этой
обители, известного богослова и церковного деятеля Иннокентия
Монастырского.
В 1662 году одиннадцатилетнего Даниила
отдают в знаменитую Киево-Могилянскую коллегию, которую в те годы
возглавлял писатель, церковный и культурный деятель Лазарь Баранович,
ученик и сподвижник Петра Могилы и Иннокентия Гизеля. Даниил, с детства
склонный к молитвенному уединению и церковной книжности, по окончании
коллегии в 1668 году принял монашество в Кирилловском монастыре под
именем Димитрия от игумена Мелетия Дзыка, друга семьи Туптало, человека
высокой образованности, бывшего ранее ректором Киево-Могилянской
коллегии.
Мелетий оказал большое влияние на
молодого инока. Их дружба не прерывалась до самой смерти Дзыка в 1681
году. Многое объединяло этих людей, и прежде всего любовь к церковной
книжной премудрости и житиям святых и праведных людей. В свое время Петр
Могила мечтал об издании свода житий святых. Воплощению в жизнь этого
грандиозного труда всецело посвятил себя Д. Туптало. Многие годы он
старательно собирал факты и предания о жизни праведников и подвижников,
чтимых православной церковью и особо прославленных в
украинско-белорусских и российских землях.
Быстро заслужив всеобщее уважение
высокой духовностью и глубокой образованностью, Димитрий в
восемнадцатилетнем возрасте был посвящен в иеродьяконы, а в 1675 году — в
иеромонахи. По рекомендации хорошо знавшего его со студенческих лет
Л. Барановича, ставшего в 1666 году архиепископом Черниговским, Туптало
был назначен проповедником при кафедральном Успенском соборе этого
древнего города. К двадцатипятилетнему возрасту
Д. Туптало уже снискал славу духовного оратора. Лейтмотивом его
проповедей была любовь, которую он ставил превыше всего. В то жестокое
время бесконечных войн, восстаний и усобиц между претендентами на
гетманскую булаву молодой проповедник учил людей быть терпимее и добрее,
с пониманием относиться к чужим взглядам и убеждениям, прощать друг
другу причиненные обиды. И это находило отклик в душе народа. Отзываясь
на многочисленные приглашения, он выезжал в разные города Украины,
России и Белоруссии для ведения проповедей. Эти путешествия значительно
расширяли его кругозор и позволяли знакомиться с редкими книгами и
местными преданиями во всех концах Восточной Европы. Находясь в Литве,
Туптало, в совершенстве знавший латынь и польский язык, общался с
католическими иерархами и теологами, что позволило ему глубже понять дух
западного христианства.
Многие годы Димитрий Туптало входил в
Киевско-Черниговский кружок просвещенных православных церковных
деятелей, объединявший цвет тогдашней украинской интеллигенции, душой
которого был Лазарь Баранович, долгое время совмещавший архиепископство с
выполнением обязанностей местоблюстителя Киевской митрополичьей
кафедры. В этот кружок входили известные деятели своего времени: уже
немолодой архимандрит Киево-Печерской лавры Иннокентий Гизель; церковный
писатель и публицист Иоанникий Галятовский; поэт Иван Величковский;
ректор Киево-Могилянской коллегии, а затем митрополит Киевский Варлаам
Ясинский; философ и богослов Иоасаф Кроковский; принявший православие
немецкий теолог Адам, известный под прозвищем «Черниговец». Все они были
связаны с Киево-Могилянской коллегией, являлись ее бывшими студентами и
профессорами. Старшие члены этого творческого сообщества, например,
Иннокентий Гизель, сформировались в киевской интеллектуальной атмосфере
времен митрополитства Петра Могилы под его непосредственным идейным
влиянием. Высокий могилянский дух они передавали своим младшим друзьям и
ученикам.
В 1681 году Д. Туптало был назначен
игуменом Максаковского монастыря, а через год переведен в том же сане в
Батурин, тогдашнюю гетманскую столицу Левобережной Украины. Но жизнь в
насквозь пропитанном интригами и доносами городе, вдали от необходимых
ему для писательского труда книг не устраивала просвещенного
церковнослужителя. В конце 1683 года он поселился в Киево-Печерской
лавре. Пользуясь ее замечательной библиотекой, он начинает
систематическое составление корпуса житий святых. На некоторое время
покидая Лавру для руководства монастырями (в Батурине, Глухове,
Чернигове), он неизменно возвращался в эту прославленную обитель.
В Киеве Д. Туптало читал лекции по
философии и другим дисциплинам в родном для него Киево-Могилянском
коллегиуме. Его курсы в целом соответствовали преподававшимся в ведущих
европейских университетах. В них преобладал дух позднего аристотелизма в
свойственной православной традиции теологически-платонической
интерпретации. Их отличало свободное обсуждение вопросов религиозной
философии.
Из-под пера Д. Туптало вышло множество
разнообразных стихотворных и прозаических литературных произведений,
отмеченных возвышенным стилем. Как и в католических странах тогдашней
Европы, в Киеве чрезвычайно популярными были «эмблематические вирши» —
стихотворные надписи символического содержания к гравированным эмблемам и
гербам, а также характерные для литературных вкусов эпохи барокко
изысканные поэтические миниатюры, часто в форме акростиха. Один акростих
Д. Туптало религиозного содержания нам известен.
В 1697 году, после смерти близкого его
семье Иннокентия Монастырского, Д. Туптало принял игуменство киевского
Кирилловского монастыря, а затем в сане архимандрита руководил Елецким
монастырем в Чернигове.
Наступали новые времена. Московское
царство возглавил энергичный, жаждавший обновления страны Петр I. Для
проведения задуманных реформ он остро нуждался в образованных, преданных
делу просвещения людях. В самом Московском государстве их явно не
хватало, а доверить обновление церкви иноверцам, широко приглашавшимся
на военную и другие виды светской службы, царь по политическим
соображениям не мог.
Царь-реформатор, часто бывавший в
Украине, начал активно привлекать к работе местное образованное
духовенство, мало считаясь с желаниями и интересами избираемых им людей.
Так случилось и с Д. Туптало, который, произведя своими обширными
познаниями и духовным величием большое впечатление на царя, в 1700 году
назначается на митрополичью кафедру Тобольска в Сибирь. Тогда Димитрий
Туптало сумел уклониться от назначения, мотивируя отказ слабостью
здоровья и необходимостью завершить работу над корпусом «Житий святых».
Однако, приметив ответственного и просвещенного архимандрита, Петр уже
не выпускал его из поля зрения. В конце концов Д. Туптало был вынужден
принять царское назначение, но уже не за Урал, а в Центральную Россию.
В 1702 году по приказу Петра I он
становится митрополитом Ростовским и Ярославским. На этом посту он
прилагает большие усилия для развития системы образования во вверенной
его попечению епархии и, будучи ревнителем православной веры,
способствует укоренению в России духа открытости и толерантности по
отношению к западной культуре. В местных школах он ввел обучение
древнегреческому языку и латыни; содействовал открытию в Ярославле
первого в России театра, способствовал завозу туда книг и развитию
книгопечатания.
Многочисленные речи и проповеди
митрополита, создание сети школ и библиотек, организация драматических
представлений, диспутов и диалогов по принятой в Киево-Могилянской
коллегии системе сыграли большую роль в просвещении края. На
определенной ему царем должности он проявил большую энергию и
одновременно уважительное отношение к национально-церковным традициям
русского народа.
Здесь, на берегах Волги (жил он
преимущественно в Ярославле), Димитрий Ростовский продолжал плодотворную
литературную деятельность. Были закончены «Четьи-Минеи» — четырехтомный
труд, содержавший жития православных святых. В работе над ним автор
широко использовал не только отечественные источники, но и
многочисленные греческие и латинские тексты. Еще одним его большим
трудом стала «Летопись келейная», представляющая последовательное
изложение событий библейской истории с нравственно-поучительными
комментариями.
Пребывая в Ростовской земле, Димитрий
Ростовский объехал весь Верхневолжский край, посещал многочисленные
селения и скиты раскольников Заволжья. В отличие от многих сподвижников
Петра, прибегавших к жестоким преследованиям и истязаниям раскольников,
митрополит стремился понять и переубедить староверов. С этой целью он
написал свой третий фундаментальный труд «Розыск о раскольнической
брынской вере», изданный уже после его смерти. В этом труде выясняются
причины появления раскола, определяются главные его направления и их
идейные основания, описываются особенности быта и поведения
старообрядцев. Это первое достаточно объемное и объективное описание
убеждений и образа жизни раскольников и сегодня не утратило научной
ценности.
Кроме трех капитальных трудов
митрополит Ростовский был автором большого числа богословских и
религиозно-философских («Рассуждение о образе Божии и подобии в
человеке»), агиографических (жизнеописательных) и полемических
произведений, духовных песнопений (кантов и псалмов), стихов и
нескольких драм.
В отличие от своих земляков и
современников Стефана Яворского и Феофана Прокоповича, занимавших высшие
церковно-государственные должности и имевших большое влияние на царя,
Димитрий Ростовский старался держаться в стороне от бурных политических
событий и избегал сближения с грозным и переменчивым в своих симпатиях
самодержцем, не всегда разделяя его модернизаторские устремления и
особенно не одобряя жестокие методы их воплощения.
Умер Д. Туптало 28 октября 1709 года
коленопреклоненно во время молитвы. В 1753 году, после обретения его
нетленных мощей, решением Священного Синода он был причислен к лику
святых. Стихотворную эпитафию на его надгробии сложил Михаил Ломоносов.
Память святого Димитрия Ростовского православная церковь отмечает 21
сентября (4 октября).
Вся жизнь святого Димитрия Туптало,
митрополита Ростовского и Ярославского, проходила на фоне
непрекращающихся войн и насилия. Тем не менее, свое жизненное призвание
он видел в распространении человеколюбия и просвещения среди славянских
народов. Этой цели был посвящен и его воистину титанический труд по
составлению свода житий святых, к которому православная церковь
неизменно обращается вот уже три столетия.
|