Дмитрий Иванович Чижевский занимает
особое место среди отечественных мыслителей. Впервые в истории феномен
украинской философии он рассмотрел в целостности, своеобразии и
общеевропейском контексте развития теоретической мысли. Д. И. Чижевский родился 4 апреля
1893 г. в уездном городке Александрия Херсонской губернии (теперь
Кировоградской области). Род Чижевских известен с начала XVIII в.
Дальний предок Дмитрия Ивановича, Петр Чижевский, был придворным тенором
в Петербурге при императрице Елизавете Петровне и в 1743 г. получил от
нее дворянское звание. В те времена своим певческим искусством в
Северной Пальмире были известны и такие выходцы с Украины, как Григорий
Сковорода и Алексей Разумовский.
Дед Дмитрия Ивановича участвовал в
обороне Севастополя во время Крымской войны, а отец, кадровый офицер,
отличался демократическими, близкими к народовольческим убеждениями. За
переписку с оппозиционерами-эмигрантами он отбыл двухлетнее заключение и
трехлетнюю ссылку в Вологде.
Д. Чижевский вырос в интеллигентной
семье, где почитались украинские и русские культурные традиции. С
детских лет он овладел основными европейскими языками, причем немецким в
совершенстве. В 1911 г. он окончил Александрийскую гимназию и поступил
на физико-математический факультет Петербургского университета, а в
1912-м было напечатано его первое научное исследование по астрономии.
Студента Чижевского все более увлекали
философские проблемы, живо обсуждавшиеся в те годы в научных кругах
Петербурга, Москвы, Киева и других крупных городов. Он регулярно посещал
диспуты неокантианцев и интуитивистов, которых представляли
А. И. Введенский и Н. О. Лосский. Именно под влиянием Лосского
Д. Чижевский решил посвятить себя философии и филологии.
После второго курса, убедившись, что
северный климат вредил его слабому здоровью, он перевелся в Киевский
университет на историко-филологический факультет. В его дальнейшем
интеллектуальном развитии огромную роль сыграл В. В. Зеньковский,
впоследствии профессор богословия, автор фундаментальной «Истории
русской философии», привлекший внимание юноши к украинской философской
традиции.
Задавшись целью воссоздать общую канву
украинской философии, Чижевский взялся за изучение творчества не только
признанных классиков философии Г. Сковороды и П. Юркевича, но и великих
писателей и поэтов, прежде всего Н. Гоголя и Т. Шевченко. Одновременно
он углубленно изучал психологию, поставленную в Киевском университете на
высокий уровень благодаря профессору Г. И. Челпанову.
В политическом плане Д. Чижевский
примыкал к марксистам умеренных социал-демократических взглядов. В
1916 г. за активную пропаганду идей социализма он был арестован. От суда
и наказания его спасла Февральская революция 1917 г., которую он,
подобно всем молодым демократам, принял с восторгом.
Выйдя из тюрьмы в начале 1917 г., он
вступил в меньшевистскую фракцию РСДРП и вскоре был избран секретарем
исполкома Киевского совета рабочих депутатов. От фракции меньшевиков
Чижевского избрали в Центральную Раду и он вошел в состав постоянно
действующего органа Малой Рады. Он близко знакомится со многими
украинскими политическими деятелями, однако от ведущих фракций
Центральной Рады, украинских эсеров во главе с М. С. Грушевским и
украинских социал-демократов, руководимых В. К. Винниченко и
С. В. Петлюрой, держится на почтительном расстоянии.
Не чуждый украинских
национально-автономистских устремлений, Чижевский как принципиальный
сторонник идей федерализма 22 января 1918 г. проголосовал против
принятия IV Универсала, в котором провозглашалась полная независимость
Украинской Народной Республики (УНР). Одновременно он выступал против
ратификации мирного договора, подписанного украинской делегацией с
Германией и Австро-Венгрией в Бресте.
В период гетманства
П. П. Скоропадского и при последующей смене властей Д. И. Чижевский
активного участия в политической жизни не принимал. Свою дальнейшую
жизнь он решил посвятить научно-философским исследованиям.
Общественную деятельность Чижевский
совмещал с серьезными занятиями философией, психологией и историей
литературы в Киевском университете. Осенью 1919 г. он защитил дипломную
работу, посвященную философским взглядам Ф. Шиллера. Это исследование
получило высокую оценку и Д. И. Чижевский был оставлен при кафедре
философии «для подготовки к профессорскому званию». Тогда же он начал
читать лекции по философии. В 1920 г. был избран сначала доцентом Высших
женских курсов, а затем и Киевского университета.
Однако большевистская власть создавала
невыносимые условия для творческой и педагогической жизни.
Д. И. Чижевский как «меньшевик» и бывший член Центральной Рады в 1921 г.
оказался уже в советской, более жуткой по сравнению с царской, тюрьме и
лишь счастливый случай спас его от смерти. Не желая более искушать
судьбу, Д. И. Чижевский с женой летом 1921 г. нелегально перебрался в
Польшу и уже оттуда выехал в Германию. В Гейдельбергском университете он
слушал лекции известного в то время в качестве психолога К. Ясперса, а
во Фрейбургском — светил тогдашней немецкой философии Э. Гуссерля,
М. Хайдеггера, Г. Риккерта, Г. Когена и Р. Кронера.
В 1925 г. Чижевский переехал в Прагу. К
этому времени в столице Чехословакии образовался центр украинской
культурно-научной жизни, ведущую роль в котором играл авторитетный
искусствовед и историк изобразительного искусства, в молодости известный
участник украинского социал-демократического движения Дмитрий
Антонович, с которым Чижевский был хорошо знаком еще в Киеве.
В 1924 г. в Праге Д. И. Чижевский
защитил докторскую диссертацию, посвященную проблемам восприятия
гегелевской философии в России и ее влияния на русскую культуру. Будучи
доцентом, он читал философские курсы в Украинском высшем педагогическом
институте, в 1929 г. стал профессором Пражского украинского института, а
в следующем году — Украинского научного института в Берлине. В эти годы
он часто выступал с докладами в украинских и русских высших учебных
заведениях и научных обществах многих стран Центральной и Западной
Европы.
В десятилетие, последовавшее после
Первой мировой войны, определился его доминирующий интерес к изучению
истории философской мысли в Украине. Этой тематике посвящен ряд его
научных исследований, среди которых особого внимания заслуживают
«Философия на Украине» (1926) и «Очерки по истории философии на Украине»
(1931). В них Чижевский впервые выделил своеобразные черты украинской
философской мысли и представил ее системный обзор от истоков до начала
XX в. В Праге он издал курс лекций по логике (1924) и первый том
хрестоматии по истории философии (1926). Диапазон его исследовательских
интересов весьма велик: И. Кант и Ф. Шиллер, Ф. Ницше и Г. Сковорода,
Н. Гоголь и Т. Шевченко. Чижевский органически вписался в европейскую
философскую жизнь, стал членом Гегелевского союза и Кантовского
общества, печатался в издаваемом Н. А. Бердяевым в Париже
религиозно-философском журнале «Путь», поддерживая дружеские отношения
со многими философами-эмигрантами, группировавшимися вокруг бердяевского
издания.
Незадолго до прихода к власти
нацистов, явно не ожидая такого поворота событий, Чижевский переехал в
Германию для чтения лекционных курсов по проблемам славистики, философии
и литературы восточнославянских народов. К концу 30-х годов со стороны
нацистского режима начались притеснения ученого, и он намеревался
покинуть страну, однако разразившаяся 1 сентября 1939 г. Вторая мировая
война перечеркнула эти планы. В августе 1941 г. Чижевскому было
запрещено покидать город Галле без специального разрешения гестапо.
Несмотря на трудные материальные
условия и ограничения личной свободы, Д. И. Чижевский не прекращал
творческой работы. Среди его трудов 30-х — первой половины 40-х годов
прежде всего следует назвать «Философию Г. С. Сковороды» (1934), «Гегель
в России» (1939), «Украинское литературное барокко» в трех томах
(1941–1944), большие разделы в капитальном труде «Украинская культура»,
изданном в 1940 г. под редакцией Д. Антоновича.
В 1945–1949 годах Чижевский преподавал
славянскую филологию в университете западногерманского города Марбурга,
известном своими философскими традициями. Постепенно восстанавливались
прерванные войной связи со старыми друзьями, многие из которых к тому
времени перебрались в США. Чижевский становится одним из основателей
Украинской свободной Академии наук в Аугсбурге, а также профессором
Украинского свободного университета в Мюнхене. По приглашению
Гарвардского университета в 1949 г. он переехал в США. Там он
опубликовал свою фундаментальную «Историю украинской литературы». В
1956 г. Чижевский вернулся в Германию и возглавил кафедру славистики в
Гейдельбергском университете, а также основанный при нем Славянский
институт. 18 апреля 1977 г. скончался в Гейдельберге, где и был
похоронен.
Д. И. Чижевский является одной из
ведущих фигур отечественной культуры XX в. в области философии и
литературоведения. Именно он впервые целостно, с позиций научной
методологии XX в., осмыслил историю украинской духовной культуры.
Пристальное внимание уделял он и проблемам становления и развития
русской философии. К сожалению, о нем и его трудах в советский период не
принято было говорить, но в наши дни вклад Чижевского в историю
отечественной философии и литературы оценен по достоинству. |