Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 24.11.2024, 02:13:10
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
СТО ВЕЛИКИХ РОССИЯН [98]
... УКРАИНЦЕВ [100]
... БОГОВ [43]
... МИФОВ И ЛЕГЕНД [98]
... ЗАГАДОК ПРИРОДЫ [100]
... ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ [100]
... ЗАГАДОК ХХ ВЕКА [102]
... НАГРАД [100]
... СОКРОВИЩ [100]
... СОКРОВИЩ РОССИИ [101]
... ГОРОДОВ МИРА [100]
... ГЕНИЕВ [101]
... МЫСЛИТЕЛЕЙ [99]
... ВРАЧЕЙ [101]
... НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ [99]
... НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ [99]
... ЧУДЕС ТЕХНИКИ [100]
... ПСИХОЛОГОВ [102]
... АРИСТОКРАТОВ [108]
... ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ [97]
... АДМИРАЛОВ [99]
... ВОЕННЫХ ТАЙН [111]
... КАТАСТРОФ [105]
...ЗАГОВОРОВ И ПЕРЕВОРОТОВ [107]
... КОРАБЛЕКРУШЕНИЙ [109]
... ЖЕНЩИН [100]
... КНИГ [100]
... ХУДОЖНИКОВ [100]
... КОМПОЗИТОРОВ [112]
... ВОКАЛИСТОВ [101]
... АКТЕРОВ [103]
... РЕЖИССЕРОВ [101]
...ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КИНОФИЛЬМОВ [102]
... ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛЬМОВ [101]
... ИСТОРИЙ ЛЮБВИ [100]
... СПОРТСМЕНОВ [100]
... МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ [99]
... ПАМЯТНИКОВ [100]
... ХРАМОВ [100]
... МУЗЕЕВ МИРА [107]
... ЗАМКОВ [101]
... ЗАПОВЕДНИКОВ И ПАРКОВ [101]
... ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ [101]
... БИБЛЕЙСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ [101]
... ПИСАТЕЛЕЙ [101]
...ТЕАТРОВ [100]
... ПРАЗДНИКОВ [99]
...РЕКОРДОВ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ [100]
... ОРИГИНАЛОВ И ЧУДАКОВ [99]
... МОНАРХОВ [101]
... СОБЫТИЙ ХХ ВЕКА [99]
... РЕКОРДОВ СТИХИЙ [100]
... ВЕЛИКИХ ТАЙН ДРЕВНЕГО МИРА [102]
... ПОЛИТИКОВ [100]
... ПОЛКОВОДЦЕВ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ [101]
...ЭКСПЕДИЦИЙ [100]
... АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ [99]

Дмитрий Чижевский (1894–1977)

Дмитрий Иванович Чижевский занимает особое место среди отечественных мыслителей. Впервые в истории феномен украинской философии он рассмотрел в целостности, своеобразии и общеевропейском контексте развития теоретической мысли.

Д. И. Чижевский родился 4 апреля 1893 г. в уездном городке Александрия Херсонской губернии (теперь Кировоградской области). Род Чижевских известен с начала XVIII в. Дальний предок Дмитрия Ивановича, Петр Чижевский, был придворным тенором в Петербурге при императрице Елизавете Петровне и в 1743 г. получил от нее дворянское звание. В те времена своим певческим искусством в Северной Пальмире были известны и такие выходцы с Украины, как Григорий Сковорода и Алексей Разумовский.

Дед Дмитрия Ивановича участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны, а отец, кадровый офицер, отличался демократическими, близкими к народовольческим убеждениями. За переписку с оппозиционерами-эмигрантами он отбыл двухлетнее заключение и трехлетнюю ссылку в Вологде.

Д. Чижевский вырос в интеллигентной семье, где почитались украинские и русские культурные традиции. С детских лет он овладел основными европейскими языками, причем немецким в совершенстве. В 1911 г. он окончил Александрийскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, а в 1912-м было напечатано его первое научное исследование по астрономии.

Студента Чижевского все более увлекали философские проблемы, живо обсуждавшиеся в те годы в научных кругах Петербурга, Москвы, Киева и других крупных городов. Он регулярно посещал диспуты неокантианцев и интуитивистов, которых представляли А. И. Введенский и Н. О. Лосский. Именно под влиянием Лосского Д. Чижевский решил посвятить себя философии и филологии.

После второго курса, убедившись, что северный климат вредил его слабому здоровью, он перевелся в Киевский университет на историко-филологический факультет. В его дальнейшем интеллектуальном развитии огромную роль сыграл В. В. Зеньковский, впоследствии профессор богословия, автор фундаментальной «Истории русской философии», привлекший внимание юноши к украинской философской традиции.

Задавшись целью воссоздать общую канву украинской философии, Чижевский взялся за изучение творчества не только признанных классиков философии Г. Сковороды и П. Юркевича, но и великих писателей и поэтов, прежде всего Н. Гоголя и Т. Шевченко. Одновременно он углубленно изучал психологию, поставленную в Киевском университете на высокий уровень благодаря профессору Г. И. Челпанову.

В политическом плане Д. Чижевский примыкал к марксистам умеренных социал-демократических взглядов. В 1916 г. за активную пропаганду идей социализма он был арестован. От суда и наказания его спасла Февральская революция 1917 г., которую он, подобно всем молодым демократам, принял с восторгом.

Выйдя из тюрьмы в начале 1917 г., он вступил в меньшевистскую фракцию РСДРП и вскоре был избран секретарем исполкома Киевского совета рабочих депутатов. От фракции меньшевиков Чижевского избрали в Центральную Раду и он вошел в состав постоянно действующего органа Малой Рады. Он близко знакомится со многими украинскими политическими деятелями, однако от ведущих фракций Центральной Рады, украинских эсеров во главе с М. С. Грушевским и украинских социал-демократов, руководимых В. К. Винниченко и С. В. Петлюрой, держится на почтительном расстоянии.

Не чуждый украинских национально-автономистских устремлений, Чижевский как принципиальный сторонник идей федерализма 22 января 1918 г. проголосовал против принятия IV Универсала, в котором провозглашалась полная независимость Украинской Народной Республики (УНР). Одновременно он выступал против ратификации мирного договора, подписанного украинской делегацией с Германией и Австро-Венгрией в Бресте.

В период гетманства П. П. Скоропадского и при последующей смене властей Д. И. Чижевский активного участия в политической жизни не принимал. Свою дальнейшую жизнь он решил посвятить научно-философским исследованиям.

Общественную деятельность Чижевский совмещал с серьезными занятиями философией, психологией и историей литературы в Киевском университете. Осенью 1919 г. он защитил дипломную работу, посвященную философским взглядам Ф. Шиллера. Это исследование получило высокую оценку и Д. И. Чижевский был оставлен при кафедре философии «для подготовки к профессорскому званию». Тогда же он начал читать лекции по философии. В 1920 г. был избран сначала доцентом Высших женских курсов, а затем и Киевского университета.

Однако большевистская власть создавала невыносимые условия для творческой и педагогической жизни. Д. И. Чижевский как «меньшевик» и бывший член Центральной Рады в 1921 г. оказался уже в советской, более жуткой по сравнению с царской, тюрьме и лишь счастливый случай спас его от смерти. Не желая более искушать судьбу, Д. И. Чижевский с женой летом 1921 г. нелегально перебрался в Польшу и уже оттуда выехал в Германию. В Гейдельбергском университете он слушал лекции известного в то время в качестве психолога К. Ясперса, а во Фрейбургском — светил тогдашней немецкой философии Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Г. Риккерта, Г. Когена и Р. Кронера.

В 1925 г. Чижевский переехал в Прагу. К этому времени в столице Чехословакии образовался центр украинской культурно-научной жизни, ведущую роль в котором играл авторитетный искусствовед и историк изобразительного искусства, в молодости известный участник украинского социал-демократического движения Дмитрий Антонович, с которым Чижевский был хорошо знаком еще в Киеве.

В 1924 г. в Праге Д. И. Чижевский защитил докторскую диссертацию, посвященную проблемам восприятия гегелевской философии в России и ее влияния на русскую культуру. Будучи доцентом, он читал философские курсы в Украинском высшем педагогическом институте, в 1929 г. стал профессором Пражского украинского института, а в следующем году — Украинского научного института в Берлине. В эти годы он часто выступал с докладами в украинских и русских высших учебных заведениях и научных обществах многих стран Центральной и Западной Европы.

В десятилетие, последовавшее после Первой мировой войны, определился его доминирующий интерес к изучению истории философской мысли в Украине. Этой тематике посвящен ряд его научных исследований, среди которых особого внимания заслуживают «Философия на Украине» (1926) и «Очерки по истории философии на Украине» (1931). В них Чижевский впервые выделил своеобразные черты украинской философской мысли и представил ее системный обзор от истоков до начала XX в. В Праге он издал курс лекций по логике (1924) и первый том хрестоматии по истории философии (1926). Диапазон его исследовательских интересов весьма велик: И. Кант и Ф. Шиллер, Ф. Ницше и Г. Сковорода, Н. Гоголь и Т. Шевченко. Чижевский органически вписался в европейскую философскую жизнь, стал членом Гегелевского союза и Кантовского общества, печатался в издаваемом Н. А. Бердяевым в Париже религиозно-философском журнале «Путь», поддерживая дружеские отношения со многими философами-эмигрантами, группировавшимися вокруг бердяевского издания.

Незадолго до прихода к власти нацистов, явно не ожидая такого поворота событий, Чижевский переехал в Германию для чтения лекционных курсов по проблемам славистики, философии и литературы восточнославянских народов. К концу 30-х годов со стороны нацистского режима начались притеснения ученого, и он намеревался покинуть страну, однако разразившаяся 1 сентября 1939 г. Вторая мировая война перечеркнула эти планы. В августе 1941 г. Чижевскому было запрещено покидать город Галле без специального разрешения гестапо.

Несмотря на трудные материальные условия и ограничения личной свободы, Д. И. Чижевский не прекращал творческой работы. Среди его трудов 30-х — первой половины 40-х годов прежде всего следует назвать «Философию Г. С. Сковороды» (1934), «Гегель в России» (1939), «Украинское литературное барокко» в трех томах (1941–1944), большие разделы в капитальном труде «Украинская культура», изданном в 1940 г. под редакцией Д. Антоновича.

В 1945–1949 годах Чижевский преподавал славянскую филологию в университете западногерманского города Марбурга, известном своими философскими традициями. Постепенно восстанавливались прерванные войной связи со старыми друзьями, многие из которых к тому времени перебрались в США. Чижевский становится одним из основателей Украинской свободной Академии наук в Аугсбурге, а также профессором Украинского свободного университета в Мюнхене. По приглашению Гарвардского университета в 1949 г. он переехал в США. Там он опубликовал свою фундаментальную «Историю украинской литературы». В 1956 г. Чижевский вернулся в Германию и возглавил кафедру славистики в Гейдельбергском университете, а также основанный при нем Славянский институт. 18 апреля 1977 г. скончался в Гейдельберге, где и был похоронен.

Д. И. Чижевский является одной из ведущих фигур отечественной культуры XX в. в области философии и литературоведения. Именно он впервые целостно, с позиций научной методологии XX в., осмыслил историю украинской духовной культуры. Пристальное внимание уделял он и проблемам становления и развития русской философии. К сожалению, о нем и его трудах в советский период не принято было говорить, но в наши дни вклад Чижевского в историю отечественной философии и литературы оценен по достоинству.

Категория: ... УКРАИНЦЕВ | Добавил: tineydgers (14.01.2012)
Просмотров: 1241 | Теги: ими гордится Украи, знаменитые украинцы, гордость Украины, гордость нации, История Украины, великие украинцы, именитые украинцы, сто великих украинцев | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0