Екатерина Билокур родилась в селе
Богдановка Пырятинского уезда Полтавской губернии (теперь Яготинского
района Киевской области). Когда именно — не совсем ясно. Сама художница
называла и 23, и 24 ноября, и 1900, и 1901 год. Официальной датой её
рождения было, в конце концов, признано 25 ноября (7 декабря) 1900 года.
Это было всего логичнее: 25 ноября — день Святой великомученицы
Екатерины.
Билокуры были не бедными крестьянами,
держали скотину, имели дом, крытый железом, а главное — землю. Отец
художницы, Василий Иосифович, владел двумя с половиной десятинами, дед
был, по-видимому, ещё зажиточнее. Кроме Екатерины, в семье были два сына
— Григорий и Павел.
К 6–7 годам Екатерина Билокур
научилась читать. Отец и дед на первых порах пытались помогать ей в
этом, но сами были удивлены собственными успехами девочки. В итоге, на
семейном совете было решено — в школу Катрю не отдавать, поскольку
читать она и так умеет, а экономия одежды и особенно обуви — большая.
Зато посадить ребёнка за прялку — давно пора. Впрочем, это занятие
позволено было совмещать с чтением специально для этой цели купленного
букваря.
Когда будущая художница начала
рисовать — сказать сложно, но, по-видимому, это произошло не в раннем
детстве, а ближе к отрочеству. Рисовала углём на кусочках полотна. В 14
лет Екатерину Билокур застали за этим нелепым, по всеобщему мнению,
занятием. Были приняты немедленные меры — порка и строжайший запрет,
который не подействовал, хотя отныне девочка предпочитала рисовать
тайком.
Сохранилось, однако, предание,
свидетельствующее об определённой известности опытов 15–17-летней
Екатерины и даже их признании. Сосед и родственник Билокуров, Никита
Тонконог, владевший водяной мельницей (которую односельчане называли
«паровой машиной»), был страстным театралом, и вместе с несколькими
единомышленниками он организовал что-то ироде студии. Поставленные
Тонконогом пьесы имели немалый местный успех. Зная, что Екатерина
Билокур «умеет рисовать», творческий мельник попросил её помочь с
декорациями. Девушка с удовольствием рисовала, смотрела, а позднее,
кстати, и играла на сцене этого уникально «театра на воде».
Однако в отношении односельчан к
увлечению Екатерины Билокур превалировала точка зрения её матери,
Акилины Павловны: «Вот уж наказал нас Господь такой дочерью! У людей
дочки в таких летах уже замуж повыходили, ихние матери зятьёв имеют, а
наша (не при хате поминать!) чертей рисует!»
В 1922 или в 1923 году Екатерина
Билокур (по одной версии, в календаре, по другой — в журнале «Советское
село») наткнулась на заметку о Миргородском техникуме художественной
керамики. Слово «керамика» оказалось ей незнакомо, зато слово
«художественный» было понятно. Раз техникум «художественный», то в нём
не иначе как обучают художников! Впервые покинув Богдановку, Екатерина
Билокур отправляется в Миргород. Её багаж состоял из двух рисунков,
выполненных уже не на полотне, а на специально для этого случая
раздобытой бумаге: «копия с какой-то картинки» и набросок дедовской хаты
с натуры. Рисунки должны были свидетельствовать, что девушка
действительно обладает талантом, достаточным для поступления в техникум.
Но разговор в Миргородском техникуме
начался и закончился, по сути, одним вопросом — есть ли документ об
окончании семилетки? Такого документа у Екатерины Билокур не было, и на
её рисунки даже не взглянули.
Разочарование было болезненным.
Девушка делает отчаянную попытку — перебрасывает свои рисунки через
забор в сад техникума, вдруг «студенты» их поднимут, оценят — и
окликнут, предложат остаться? Уходя, Екатерина долго оглядывалась и всё
не верила, что её так и не позвали. Потрясенная, она идёт домой из
Миргорода пешком.
От катастрофы её спасло творчество —
несмотря ни на что, рисовать она не перестала, а начала посещать
драмкружок, организованный богдановскими супругами-учителями Иваном
Григорьевичем и Ниной Васильевной Калитой. Родители Екатерины Билокур
согласились на участие дочери в спектаклях, но при одном условии —
драмкружок не должен мешать работе по хозяйству. Изучение ролей
приходилось совмещать с работой в огороде.
В драмкружке собралась талантливая, а
главное — увлеченная молодёжь. Ставили «Наталку Полтавку» Котляревского,
«Сватанье на Гончаровке» Квитки-Основьяненко, «Наймичку» и
«Бесталанную» Карпенко-Карого, «Мать-наймичку» Тогобочного —
инсценировку «Наймички» Шевченко и многое другое. Екатерина Билокур
играла самозабвенно. Правда, свой возраст (24–26 лет) она считала
неподходящим для ролей девушек и предпочитала играть «молодиц».
Среди юношей и девушек, собравшихся в
богдановском драмкружке, был и Александр Кравченко. Его несколько
загадочно называют «несостоявшимся возлюбленным» Екатерины Билокур.
Возможно, именно о нём идёт речь в знаменитом предании: будущая
создательница «Колхозного поля» и «Буйны» возмущенно отвергла подаренный
ей букет со словами: «Если ты к цветам жестокий, то на какую ласку мне
надеяться от тебя?» Потому что цветы — живые. Все свои картины она будет
создавать только с натуры.
В 1928 году Екатерина Билокур узнаёт о
наборе студентов в Киевский театральный техникум и решает ещё раз
попробовать свои силы. Почему именно театральный техникум — не совсем
ясно. Возможно, сыграл свою роль богдановский драмкружок, а возможно —
хотелось любым способом вырваться из заколдованного круга и получить
профессиональное художественное образование. Ведь в Киеве наверняка есть
и художники, и художественные школы. Поступив в театральный техникум,
можно будет продолжать рисовать, а там — её работы наверняка заметят и
помогут перевестись в какую-нибудь художественную школу. Так рассуждала
Екатерина Билокур. К поездке в Киев она готовилась основательно — взяла
метрику и справку о состоянии здоровья. Но и в Театральном техникуме
разговор начался с вопроса об окончании семилетки — и этим вопросом, в
общем, закончился.
Наступает, вероятно, самый тяжелый
период в жизни Екатерины Билокур. Особенно мучительно для неё полное
отсутствие духовной поддержки. В это же время она совершает не поездку, а
подлинное паломничество в Канев, на могилу Шевченко. Отчаяние временами
было так велико, что глубоко верующая женщина готова свести счеты с
жизнью. Её больные ноги — память о попытке утопиться поздней осенью 1934
года в ледяной воде Чугмака. Но в том же 1934 году принято важнейшее и
бесповоротное решение: «Я буду художником». Раз научиться этому нигде не
удаётся, Екатерина Билокур решает учиться самостоятельно. Василий
Иосифович резюмировал своё отношение к сообщению дочери словами: «Ну,
рисуй, будь ты проклята! Ругни и доброго слова ты не слушаешь. А бить — я
уже устал с тобою биться!» Акилина Павловна была, по-видимому, того же
мнения.
Итак, Екатерина Билокур начинает
овладевать непростым ремеслом художника сама. Именно ремеслом, иными
словами — технической стороной искусства. Рисунки углём на кусочках
полотна остались позади. Позади и картины, созданные красками
собственного изготовления на картоне и фанере. Акварелью и карандашом
она всегда работала мало и неохотно. Художницу всё больше привлекают
масляные краски. Они кажутся ей ослепительными, даже их названия звучат
сказочно: киноварь светло- и тёмно-красная, кобальт тёмно-синий,
ультрамарин, кадмий красный, краплак тёмно-розовый… Это её любимые
краски. Кисти она делает сама — выбирает из кошачьего хвоста волоски
одинаковой длины: 9, 12 или 36. Для каждой краски — своя кисточка.
Какие-то наставники в овладении
масляной живописью у Екатерины Билокур, по-видимому, были. Кто-то научил
её грунтовать полотно, потому что сначала она пыталась писать
непосредственно на холсте, но картины быстро темнели и жухли. Может
быть, ей снова помог учитель Иван Григорьевич Калита, тоже
художник-любитель, а возможно, иконописец из Смотриков, единственный
художник, пользовавшийся уважением её отца. Но уже в том же поворотном
1934 году Екатерина Билокур создаёт «Берёзку» — одну из трёх картин,
принесших ей всемирную известность. Через год она пишет «Цветы над
тыном» — другой свой прославленный шедевр.
Наступает 1939 год. Екатерине Билокур
39 лет. По деревенским понятиям, она — почти старуха, и к тому же
чудачка, «одержимая», которая все цветочки малюет. Но, кажется, именно в
1939 году время испытаний для неё, наконец-то, миновало. Вмешался
случай. Или судьба. Или Бог.
Художница навестила двоюродную сестру,
Любовь Тонконог, жившую через реку — и там, в гостях, услышала по радио
песню «Чи я в лузі не калина була?» («Я ли в поле не калиною была?») в
исполнении прославленной Оксаны Петрусенко. Песня ли, голос ли, а может
быть, и то, и другое настолько потрясли Екатерину Билокур, что она всю
ночь просидела над письмом — и утром отправила его по довольно
необычному адресу: «Киев, академический театр, Оксане Петрусенко».
Однако слава певицы была так велика,
что письмо не затерялось и дошло до адресата. Вложенный в конверт вместе
с письмом, рисунок на кусочке полотна — калина, поразил Оксану
Петрусенко. Она советуется с друзьями — Касияном, Тычиной, идёт в Центр
народного творчества, излагает суть дела. В Полтаву поступает
распоряжение — съездить в Богдановку, найти Екатерину Билокур,
поинтересоваться её работами.
И вот — в Богдановку приезжает
Владимир Хитько, возглавлявший тогда художественно-методический совет
областного Дома народного творчества. Он потрясён, несколько картин
увозит с собой в Полтаву, показывает коллеге и другу, художнику Матвею
Донцову. Решение однозначное — немедленно устроить выставку. И в 1940
году в Полтавском доме народного творчества открывается персональная
выставка художницы-самоучки из Богдановки Екатерины Билокур. Выставка
состояла всего из 11 картин.
Успех величайший. Екатерину Билокур
премируют поездкой в Москву. Её сопровождает Владимир Хитько. Художница
посещает Третьяковскую галерею, Пушкинский музей, музей Ленина. Главное
впечатление — «малые голландцы», художники-передвижники и французские
импрессионисты. Впрочем, прославленные картины Екатерину Билокур
одновременно и восхитили, и ошеломили. Какое-то время после этого она
даже не могла работать: «Мне ли быть художником? Я — ничто! Моя мазня
никудышняя! Я там такое видела! Всё такое прекрасное, недостижимое для
меня! Куда мне, дурной деревенской девке, и думать о каком-то умении! Да
разве я могу что-то путное сделать?!» Но успокоившись, она снова и
снова пишет цветы, которые не может не писать, потому что прекраснее их
нет ничего на свете. В 1941 году Екатерина Билокур создаёт «Полевые
цветы».
Потом — война. А в 1944 году в
Богдановку приезжает директор Киевского музея украинского народного
декоративного искусства Украины Василий Нагай — предложить выставку и
закупить картины. Кстати, именно благодаря стараниям этого человека
Музей украинского народного декоративного искусства обладает лучшей
коллекцией работ Екатерины Билокур.
Одну за другой создаёт художница свои
прославленные картины — «Декоративные цветы» (1945), «Привет урожаю»
(1946), «Колхозное поле» (1948–1949), «Царь-колос» (1949), «Завтрак»
(1950), «Цветы и берёзка вечером» (1950), «Арбуз, морковь, цветы»
(1951), «Цветы и виноград» (1953–1958), «В Богдановке на Загребле»
(1955), «Хата в Богдановке» (1955), «Георгины» (1957), «Пионы» (1958),
«Натюрморт с колосками и кувшином» (1958–1959), «Букет цветов» (1959).
Цветы писала всегда живые, с натуры, нередко объединяя в одной картине
весенние и осенние — такая картина и создавалась, естественно, с весны
до осени. Работала самозабвенно, но не спеша. Шесть георгин на картине
«Колхозное поле» рисовала три недели, но зато осталась ими довольна.
Любила, рисовала, воспевала в первую очередь цветы, но не только.
Екатерина Билокур — автор пейзажей и портретов (насколько, разумеется,
применима к её уникальному творчеству старая и строгая система жанров).
Долго и, по-видимому, очень сильно хотела она нарисовать
«картину-сказку» — аисты принесли ребёнка. Несколько раз обращалась она к
этому сюжету, но непонимание окружающих, ожидавших от неё только новых
«цветочных композиций», было так велико, что художница унесла свою
«картину-сказку» в свою комнату-мастерскую, где работала и куда никого
не пускала, и никогда её больше оттуда не выносила.
«Официальная» послевоенная биография
богдановской художницы выглядит вполне благополучно. В 1949 году она
была принята в Союз художников Украины, в 1951 году — награждена орденом
«Знак почёта», получила звание сначала заслуженного деятеля искусств
Украины, а позднее, в 1956 году, — и народного художника Украины. Её
творчество изучают, о ней пишут. Наконец, произведения Екатерины Билокур
регулярно экспонируются на выставках — в Полтаве, Киеве, Москве, в
других городах. Опальный искусствовед Стефан Таранущенко видит её работы
в далёком Курске — и именно после этого, потрясённый «Царём-Колосом»,
начнёт с художницей долголетнюю переписку.
Три картины Екатерины Билокур —
«Царь-колос», «Берёзка» и «Колхозное поле» были включены в экспозицию
советского искусства на Международной выставке в Париже в 1954 году.
Здесь их увидел Пабло Пикассо. Весь мир облетели его слова: «Если бы у
нас была художница такого уровня мастерства, мы заставили бы заговорить о
ней весь мир!» «Гражданку села Богдановка» он сравнил с другой великой
художницей-самоучкой — Серафин Луиз из Санли. Это звучало поразительно,
тем более, что о современном искусстве Пикассо обычно отзывался
предельно конкретно и совершенно иначе: «Я тону в дерьме». А Екатерину
Билокур назвал «гениальной».
Сама же Екатерина Билокур, если
позволяет здоровье и чуть меньше напоминают о себе больные ноги,
отправляется в Полтаву и в Киев. У неё появляются многочисленные друзья,
в первую очередь художники и искусствоведы, в кругу которых гениальная
самоучка чувствует себя оцененной и понятой. Помимо встреч, она ведёт с
ними обширную переписку из Богдановки. Многочисленные письма Екатерины
Билокур свидетельствуют о том, что её литературный талант не уступал
художественному. Среди её корреспондентов — поэт Павел Григорьевич
Тычина и его жена Лидия Петровна, искусствовед Стефан Андреевич
Таранушенко, директор Музея украинского народного декоративного
искусства Василий Григорьевич Нагай, прославленная художница Елена
Львовна Кульчицкая, полтавский художник Матвей Алексеевич Донцов и его
жена Юлия Ивановна, художница Эмма Ильинична Гурович и многие другие.
Художница рассказывает им о своих замыслах и своей работе, делится
воспоминаниями, мыслями и впечатлениями. И в самой Богдановке у
художницы появляются ученики или, точнее, ученицы, увлеченные, как и она
когда-то, рисованием — Ольга Бинчук, Тамара Ганжа, Анна Самарская.
Мысль перебраться в Киев возникала у
Екатерины Билокур не раз, но всегда оставалась только мечтой.
Возможность регулярного общения с друзьями, музеи, концерты — всё это
было так прекрасно! Восхищали и повседневные блага городской жизни,
вроде электричества и газовой плиты — деревенский быт всегда казался
художнице проклятьем. Однако, за исключением наездов в Киев и Полтаву по
делам выставок и двухмесячного отдыха в Доме творчества художников на
хуторе Шевченковском в 1955 году, Екатерина Билокур из Богдановки не
выезжает.
Кроме того, в семье Билокуров начинаются серьёзные «внутренние проблемы».
До войны Билокуры не состояли в
колхозе и вели собственное хозяйство. Василий Иосифович знал плотницкое
ремесло и подрабатывал в строительной бригаде. Григорий Васильевич, брат
художницы, тоже был мастером на все руки — столярничал, плотничал, умел
чинить и музыкальные инструменты. Но после войны Билокуры становятся
колхозниками. Василий Иосифович уже стар и слаб, в 1948 году он умирает.
Какое-то время Екатерина Билокур живёт одна с больной матерью. В 1951
году, по решению Акилины Павловны, к ним переезжает Григорий Васильевич
со своей женой, Христей Яковлевной, и пятью детьми.
Акилина Павловна изначально
недолюбливала свою невестку, происходившую из бедной, многодетной семьи.
Христина Яковлевна, «баба с перцем», со своей стороны, хорошо должна
была помнить, как пришла когда-то к Билокурам с первым ребёнком на руках
— отстаивать свои права — и в конце концов одержала победу, стала женой
Григория. Теперь же свекровь и невестка очутились лицом к лицу.
Начались отвратительные, жуткие сцены. Доставалось и «блаженной» золовке
— Христина Яковлевна, работавшая в колхозе и тянувшая весь дом, не
могла простить ей непонятного «рисования».
Екатерина Билокур снова оказалась в
замкнутом кругу. Оставить старую больную мать одну в Богдановке,
откровенно говоря, опасалась. Увезти её с собой, понимала, не сможет —
нигде, кроме родного села, Акилина Павловна не прижилась бы. Да и ехать
было, по большому счёту, некуда. В общем, забивалась в свою
келью-«мастерскую» и писала очередной «Натюрморт» (1960). Как оказалось —
последний.
Весна 1961 года, со всеми её цветами,
не принесла обычного облегчения. К боли в ногах прибавилась мучительная
боль в желудке. Домашние средства, которыми обычно спасалась Екатерина
Билокур и которые она так щедро раздавала в письмах своим друзьям, не
помогали. В последнем своём письме Ю. А. Биляковой, директору
Центрального дома народного творчества, художница пишет: «Дорогая Юлия
Александровна, обращаюсь к вам с просьбой — помогите — пришлите мне
пачечки три-четыре бесалола. Ой, это чудодейственное лекарство! Потом
она бодро и даже не без юмора объясняет, что в богдановской аптеке этого
лекарства нет, а есть только тансал, ничем не отличающийся от коровьего
кизяка, а в конце вдруг как-то робко, трогательно добавляет: „Ну, а
если будете посылать бесалол, то положите и два лимончика"». Это было
написано в середине мая.
В начале июня 1961 года умерла
94-летняя Акилина Павловна. Екатерину Билокур, совершенно измученную
болями, отвезли в Яготинскую районную больницу. 10 июня ей была сделана
операция, то ли неудачная, то ли уже бесполезная. В тот же день
художницы не стало.
Хата Билокур в Богдановке — давно уже
Музей-усадьба Екатерины Билокур. Здесь же и она сама, с розами —
скульптура работы Ивана Билокура, племянника художницы, сына её брата
Григория Васильевича. Перед этой скульптурой спустя четверть века после
того, как великая «одержимая» успокоилась навеки, у Христины Яковлевны
вырвалось: «Наконец, Катерина, ты навсегда в своём доме!» И, возможно,
при этом она имела в виду не только хату в Богдановке. |