Биография Елены Блаватской более
напоминает авантюрно-приключенческий роман, все еще до конца не
прочитанный. С ее именем связано много легенд, в которых правду очень
трудно отличить от вымысла.
11 августа 1831 г., в самый разгул
страшной эпидемии холеры, в Екатеринославле (ныне — Днепропетровск) в
семье фон Хан, объединившей потомков исторических родов Франции,
Германии и России, преждевременно родилась слабая и тщедушная девочка,
нареченная Еленой. Ее отец происходил из владетельных мекленбургских
князей.
Бабушка по отцу — Елизавета Максимовна
фон Пробсен — была графиней. Прабабушка с материнской стороны,
урожденная Бандре-дю-Плесси, вышла замуж за князя П. В. Долгорукова. Их
дочь, княгиня Е. П. Долгорукова, приходилась родной бабушкой Елене фон
Хан. Отличаясь исключительной для своего времени ученостью, она и дочь
свою, Елену Андреевну, которую воспитывала сама, одарила многими
талантами. Елена Андреевна писала повести и романы, весьма популярные в
середине 40-х годов XIX в. Известностью в литературных кругах
пользовалась и ее сестра В. П. Желиховская.
С самого рождения Елену Блаватскую
сопровождали удивительные события, неожиданные совпадения и необъяснимые
случайности. Уже на следующий день после рождения, во время обряда
крещения, край облачения священника охватило пламя. Обожженный священник
прервал обряд. Тогда-то Елене и посулили жизнь бурную и полную
превратностей.
В 1835 г. для маленькой Елены начались
бесконечные переезды из конца в конец огромной Российской империи:
Петербург, Астрахань, Одесса, Саратов, Тифлис — и все это в течение 12
лет. Таким было ее знакомство с необъятным миром.
С раннего детства Елена, казалось,
жила сразу в двух мирах. Бесшабашные выходки всегда заканчивались для
нее благополучно, как будто невидимая рука в последний момент
подхватывала и спасала ее, как это случилось, когда она сломя голову
неслась на необъезженном коне и вылетела из седла, а нога осталась в
стремени. Казалось бы, увечья неминуемы, но 14-летняя девочка осталась
цела. Таких случаев в ее жизни было множество. И всегда она чувствовала
незримое присутствие своего ангела-хранителя.
В библиотеке деда, князя Павла
Васильевича Долгорукова, она нашла сотни томов по алхимии, магии и
другим оккультным наукам, которые читала с упоением, что отнюдь не
подобало девице благородных кровей с перспективой видного положения в
высшем свете.
Не напрасно у всех родных вызвало
удивление согласие 17-летней Елены выйти замуж за пожилого эриваньского
(ереванского) вице-губернатора Блаватского: уже через несколько месяцев
она уходит от него и начинает скитальческую жизнь. С 1848 по 1851 г.
Е. П. Блаватская путешествует по Египту, Греции и Малой Азии. Неудачей
заканчивается ее первая попытка попасть на Тибет. В 1851 г. Елена
Петровна приезжает в Англию, где встречает Учителя, являвшегося ей еще в
детских видениях. Затем снова путешествует: два года в Южной Америке,
Индии, опять неудача с Тибетом, в Китае, Японии, и вновь Америка. С 1853
по 1856 г. — разъезжает по Северной и Центральной Америке, затем в
Англии, но и там Блаватская задержалась недолго. Она опять пускается в
путешествие по Египту и Индии и предпринимает третью, тоже неудачную,
попытку проникнуть в Тибет. Период с 1858 по 1863 г. она провела в
Одессе и Тифлисе, у своих родных, а в 1864-м снова отправилась
странствовать по диким краям Закавказья. Там она заболела странной
болезнью. Помимо физического недомогания, она испытала сильный
психический кризис, вызвавший раздвоение личности. Елена находилась при
смерти, тогда единственной медик в городке, бессильный что-либо сделать,
отправил ее на лодке вниз по реке, к Тифлису. И в первую, и во вторую, и
в третью ночь пути лодочники оказались свидетелями сверхъестественных
событий: больная выскальзывала из лодки и по реке устремлялась к берегу,
при этом тело ее оставалось ничком лежать в постели на дне лодки.
Только мужество старшины не позволило лодочникам разбежаться, и больную в
конце концов доставили в Тифлис, где благодаря заботам любимой тетушки
Надежды она поправилась. В письме одному из родственников Елена
написала: «Я освободила и очистила себя от того, что делало меня
убийственно соблазнительной для бродячих привидений и бесплотных
влечений».
Елена вышла из болезни полной хозяйкой
своих психических сил, и, по ее словам, «время до и после 1865 года
разделяет непреодолимая пропасть». Затем опять начались путешествия:
Италия, Россия, Константинополь, Тибет. До 1872 г. Елена Петровна
путешествует по Индии и Центральной Азии, ненадолго появляясь то в
Египте, то в Греции, то в Одессе.
В 1873 г. Блаватская, следуя указанию
своего Учителя, отбывает в Америку. На первых порах она бедствует,
зарабатывая на жизнь шитьем галстуков и изготовлением искусственных
цветов. Вскоре, получив из дома деньги, она отправляется в штат Вермонт,
где в доме двух невежественных фермеров, братьев Эдди, наделенных
сильными паранормальными способностями, происходят загадочные явления,
взбудоражившие всю страну. Там Елена встречается с полковником
Олькоттом, корреспондентом одной из нью-йоркских газет, который отныне
становится ее верным соратником. В дневнике Олькотта приводится письмо
Блаватской, в котором утверждается, что целью ее миссии в Америке было
подтверждение истинности «спиритических явлений» и разоблачение ложности
спиритической теории, завоевывающей все больше сторонников по всему
миру. Для доказательства реальности невидимых миров и демонстрации
возможностей оккультистов, владеющих одновременно техникой спиритов,
Елена Петровна проводила опыты по материализации и исчезновению людей и
предметов. Поскольку спириты считают вызываемые ими феномены духами
умерших, Блаватская, материализуя аналогичные явления без присущих
спиритам приемов и даже придавая им черты кавказцев, доказывала, что и
сама возможность появления феноменов, и их форма зависят от
сконцентрированности и отчетливости мысли вызывающего их субъекта. Кроме
того, во время спиритических сеансов она отмечала опасность этих
явлений для неподготовленных зрителей. Прекрасно осознавая, в какое
противоборство со всякого рода скептиками, спиритами и христианами
ввергает ее эта деятельность, Блаватская делала все возможное для того,
чтобы предотвратить распространение спиритизма и привлечь более широкие
круги к восточной эзотерической традиции, философии, исполненной высокой
мудрости и духовной чистоты. В 1875 г. состоялось открытие
Теософического общества, ставившего перед собой цель изучать скрытые
законы природы, известные еще древним и утраченные ныне. В 1878 г.
основатели Теософического общества переселяются в Индию, где основывают
журнал «Теософист», проводят исследовательскую и просветительскую
деятельность, для чего приобретается впоследствии хорошо известная
многим главная квартира общества «Адьяр».
В связи с ухудшением здоровья Елена
Петровна в 1884 г. переезжает в Европу в надежде приступить к работе над
«Тайной доктриной». Но уже в конце года она вынуждена вернуться в Индию
из-за скандальной шумихи, поднятой недоброжелателями и раздутой прессой
вокруг деятельности Теософического общества и самой Елены Петровны.
Комитет из 24 наиболее уважаемых членов общества, не желая оскорбить
чувства индусов, отвергает возможность защиты от клеветы в суде,
поскольку несведущие в оккультизме и индийской философии английские
судьи только усугубили бы положение дел. Блаватской приходится
подчиниться и оставить без ответа несправедливые нападки.
31 марта 1885 г. Елена Петровна Блаватская навсегда покидает Индию на борту корабля «Тибр».
Из России доходит весть о том, что жив
первый муж Е. П. Блаватской: теперь ее могут обвинить в двоемужестве.
Неприятности буквально преследовали ее, однако она нашла в себе силы
завершить в 1887 г. «Тайную доктрину».
«Тайная доктрина» — это главный труд Елены Блаватской, в котором она изложила краеугольные идеи теософии.
Теософия (от греческого theos — Бог и
sophia — мудрость, знание) — доктрина Богопознания, основанная на
эзотерическом опыте. Исследуя различные религиозные системы, теософия
стремится обнаружить объединяющие их основы, находя общий эзотерический
смысл во всех религиозных символах.
Тайная доктрина Блаватской зиждется на трех основных положениях:
1. В основе всего сущего лежит
Вездесущее, Вечное, Беспредельное, Неизменное Начало, по поводу которого
невозможны никакие умозаключения. Оно «непознаваемо», поскольку
превосходит силы человеческого восприятия и может быть только искажено
человеком.
Высшую триаду составляют Бесполый
Непроявленный Логос, Потенциальная Мудрость и Вселенская Мыслеоснова.
Дух (или Сознание) и Материя рассматриваются как два аспекта Абсолюта.
2. Вечность Вселенной в целом
представляется как безграничное поле действия, «ристалище бесчисленных
миров, непрестанно появляющихся и исчезающих», именуемых «Проявленными
Светилами» или «Искрами Вечности». «Появление и исчезновение миров
подобно правильному чередованию прилива и отлива».
Это второе утверждение Тайной доктрины
выражает универсальный закон чередования, что было замечено и
представителями естественных наук. В основе таких явлений как день и
ночь, жизнь и смерть, сон и бодрствование, лежит один из основных
Законов Вселенной. Этому закону соответствуют День и Ночь Брамы —
великие периоды Деятельности (Манвантара) и Покоя (Пралайя).
3. Третий закон гласит о
тождественности всех душ с Мировой Сверхдушой, которая сама есть аспект
«Непознаваемого Корня», и о неизбежном странствовании каждой души —
искры Мировой Души — через цикл Воплощения в согласии с циклическим и
кармическим Законом на протяжении определенного срока.
Нисхождение в Мир божественных энергий
совершается через сферу Проявленного Логоса, духовный, психический,
астральный и материальный планы. Согласно этой Доктрине, человек — это
отражение проявленного Бога (Микрокосм подобен Макрокосмосу), и его
истинное «Я», или «Самость», едино с «Я» Вселенной.
Эволюция человека происходит путем
многочисленных воплощений (инкарнаций), в которых он приобретает опыт и
знания, учится состраданию и служению людям.
Философская концепция Блаватской строится на семеричном принципе: 7 планов бытия, 7 эволюционирующих рас и т. д.
На пути совершенствования и постижения
Божественной Мудрости человек встречает множество препятствий и только
чистая душа способна устоять под натиском стихий и низменных желаний и
страстей.
Основой исторического мировоззрения
Блаватской является учение о семи человеческих Расах. Становление
человечества длилось сотни миллионов лет, начиная от эфироподобных
существ (Первая Раса), через Расу «потом рожденных» к существам
Лемурийского (Третья Раса) и Атлантического (Четвертая Раса) периодов.
Сейчас человечество представляет собой Пятую Расу и приближается к
переходу в Шестую, в которой будут проявляться божественные способности,
в частности ясновидение. Этот переход связывается с наступлением Эры
Водолея.
С социально-исторической точки зрения концепция Блаватской строится на идее «Всемирного Братства Человечества».
Теософская концепция Блаватской нашла
отражение и в других ее работах, в частности в «Разоблаченной Исиде».
Теософия Блаватской обобщила и углубила идеи и учения гностицизма,
герметизма, розенкрейцеров, Беме, Парацельса, алхимиков и др. Ее идеи
развивали и осмысливали М. Ганди, Е. И. и Н. К. Рерихи и многие другие.
Эти идеи были положены в основу
деятельности эзотерического отдела Теософского общества, где Елена
Петровна знакомится с Анни Безант и проводит эксперименты по
материализации.
Однако критика теории
Е. П. Блаватской, ожесточившись после выхода «Тайной доктрины»,
окончательно надломила силы этой женщины, считающейся одной из самых
загадочных и легендарных фигур в истории человечества.
8 мая 1891 г., около полудня, Елена Петровна скончалась.
На многих современников Блаватская
производила неизгладимое впечатление, о чем до нас дошло множество
свидетельств. Скептики могут обвинить очевидцев в заблуждении и желании
придержать события. И в этом плане очень важными представляются
впечатления, переданные С. Ю. Витте, ее двоюродным братом, известным
финансовым гением, автором первой русской конституции, прагматиком,
обладающим четко выраженным критическим мышлением.
Относясь несерьезно как к самой
Е. П. Блаватской, так и к ее теософии, он, тем не менее, пишет: «Когда я
познакомился с ней ближе, то был поражен ее громаднейшим талантом все
схватывать самым быстрым образом: никогда не учившись музыке, она сама
выучилась играть на фортепиано и давала концерты в Париже и Лондоне;
никогда не изучая теорию музыки, она сделалась капельмейстером оркестра и
хора у сербского короля Милана;… никогда серьезно не изучая языков, она
говорила по-французски, по-английски и на других европейских языках,
как на своем родном языке; никогда не изучая серьезно русской грамматики
и литературы, многократно, на моих глазах, она писала длиннейшие письма
стихами своим знакомым и родным с такой легкостью, с которой я не мог
бы написать письма прозой, она могла писать целые листы стихами, которые
лились как музыка и которые не содержали в себе ничего серьезного; она
писала с легкостью всевозможные газетные статьи на самые серьезные темы,
совсем не зная основательно того предмета, о котором писала; могла,
глядя в глаза, говорить и рассказывать самые небывалые вещи, выражаясь
иначе, — неправду… Она, по-видимому, сама была уверена в тем, что то,
что она говорила, действительно было, поэтому я не могу не сказать, что в
ней было что-то демоническое, что было в ней, сказав попросту, что-то
чертовское, хотя в сущности она была очень добрым человеком. Она
обладала такими громаднейшими голубыми глазами, каких я никогда в жизни
ни у кого не видел, и когда она начинала что-нибудь рассказывать, а в
особенности небылицу, неправду, то эти глаза все время страшно
искрились, и меня поэтому не удивляет, что она имела громадное влияние
на многих людей».
|