Илларион — наиболее выдающийся
сподвижник Ярослава Мудрого, первый митрополит киевский из русичей. К
сожалению, сведений о его жизни сохранилось мало. Илларион,
происходивший из знатного киевского рода, родился в конце X века, был
среди юношей, которых Владимир Святославич после принятия христианства
велел обучать книжной премудрости при Десятинной церкви. С детских лет
Илларион был близок ко двору и хорошо знаком с сыновьями великого князя,
в частности с Ярославом.
Свое образование Илларион
усовершенствовал в Константинополе. Пребывание в столичном городе
обогатило его свободным владением греческим языком и широким кругозором,
в частности историософским видением прошлого и современного ему мира,
где Русь занимала все более весомое место.
Еще в первые годы правления Ярослава
Илларион оказался среди ближайших сподвижников князя. Свое знаменитое
«Слово о Законе и Благодати» Илларион произнес в присутствии Ярослава на
Кирио-Пасху (в день совладения праздников Благовещенья и Пасхи) весной
1022 года. К этому времени в Киеве завершилось строительство и отделка
Золотых ворот с венчавшей их церковью Благовещенья, а также Софийского
собора, сооружение которого началось еще при Владимире, но
приостановилось из-за пожара во время нападения печенегов в 1017 году. «Слово о Законе и Благодати» можно
считать программным документом правления Ярослава Мудрого. Всемирная
история, в соответствии с церковной традицией, истолковывается в нем как
реализация предвечного Божьего провидения, а суть ее усматривается в
постепенном приобщении народов, признаваемых равными, к миру
христианства. Илларион с гордостью обозревает славное прошлое языческой
Руси, приветствует ее вступление в круг христианских народов и гордится
тем почетным положением, которое она тут заняла.
Исходя из православного философского
учения об истечении божественного света в сферу внешнего мрака, киевский
мыслитель определяет ветхозаветный «закон» и евангельскую «благодать»
как его последовательные ступени, как путь человечества от грехопадения
через подчинение заповедям Бога к свободе. Закон, согласно Иллариону,
должен определять поведение людей на той стадии развития, когда они еще
далеки от совершенства, и готовить человечество к восприятию
божественной благодати, которая, как полнота истины, любви, красоты и
свободы, — выше закона.
Илларион подчеркивает свободный от
внешнего давления выбор христианства Владимиром, которого следует
почитать «равноапостольным». Подобно апостолам, он свободно избрал веру и
приложил немало усилий для обращения в нее своих сограждан. Ярослав же
прославляется как продолжатель дела отца, заботящийся о храмовом
строительстве, благочестии и просвещении. Илларион называет Ярослава
«новым Соломоном», продолжившим и приумножившим деяния своего отца
Владимира, восхваляемого как «новый Давид».
Входя в ближайшее окружение Ярослава и
выступая идеологом его политики, Илларион в последующие годы стал
центральной фигурой образовавшейся в Киеве при кафедральном Софийском
соборе своеобразной академии, развернувшей широкую просветительскую и
научную работу. Он руководил созданием библиотеки при Софийском соборе и
работой тут переписчиков и переводчиков. Его перу принадлежит
древнейший летописный свод и многие другие произведения, преимущественно
богословского содержания. Наиболее известны «Молитва», «Исповедание
веры» и «Слово об обновлении Десятинной церкви».
Многолетнее сотрудничество Иллариона с
Ярославом, его большие познания, риторические и писательские
способности, а также известная всем праведность определили выдвижение
его кандидатуры великим князем в 1051 г. на пост митрополита — главы
древнерусской церкви. Это произошло в период обострения отношений между
Русью и Византией, откуда в Киев присылали митрополитов. Илларион
возглавлял Киевскую митрополию несколько лет, пока конфликт с Византией
не был улажен.
Мирный договор, скрепленный браком сына
Ярослава Мудрого Всеволода и дочери императора Константина IX Мономаха,
ознаменовал начало нового периода конструктивных партнерских отношений
Руси и Византии. В Киев из Константинополя, в соответствии с
каноническим правом, прибыл высвяченный патриархом митрополит, сменивший
Иллариона на высоком посту. В ноябре 1053 г. Илларион сложил свои
митрополичьи обязанности и постригся под именем Никона в монахи
Киево-Печерского монастыря.
С именем Иллариона, который, по словам
летописца, был «муж благой, и книгочей, и постник», связывают
возникновение Киево-Печерского монастыря. Будучи пресвитером в
Берестове, он часто удалялся на живописный, тогда еще покрытый лесом,
высокий берег Днепра, «где ныне старый монастырь Печерский». Там он
выкопал для себя небольшую пещерку для молитвенного уединения. Однако
его присутствие требовалось в Киеве. Когда Илларион стал митрополитом,
эту пещерку занял духовно близкий ему Антоний, окончательно вернувшийся
на Русь с Афона. Вскоре вокруг Антония «сплотилась небольшая братия».
Так началась монашеская жизнь на Печерске.
Принявший монашество под именем Никона
уже пожилой Илларион в 1072–1073 гг. обработал и дополнил составленный
им некогда первый летописный свод. В 1074 г., после смерти преподобного
Феодосия, братия избрала Никона своим игуменом. Однако на этом посту он
удержался недолго. Вступив в конфликт с великим князем Изяславом
Ярославичем, разгневанным тем, что в Печерском монастыре без его ведома
приняли постриг двое людей из его ближайшего окружения, игумен вынужден
был удалиться в далекую Тмутаракань на Керченском проливе. Здесь
Илларион в уединении дожил до глубокой старости, и в 1088 г. почил
столетним старцем. Жизнь была с честью доведена до конца и увенчана
благородным умиротворением старости.
Роль Иллариона в становлении духовной
культуры Киевской Руси огромна. Он первым осмыслил и представил в
образной форме историческое место обновленной принятием христианства
Руси среди народов мира. В его «Слове…» Русь осознала себя в
историософском отношении, а Первый летописный свод стал базовым
историческим текстом древнерусской истории. Созданная Илларионом
концепция отечественной истории стала основой идейного самосознания
древнерусского общества и в значительной степени — современного
понимания ранних этапов отечественной истории. Его метафора, соотносящая
Владимира с Давидом, а Ярослава — с Соломоном, сохраняет значение и
сегодня, когда мы с тысячелетней дистанции можем оценить их роль в нашей
истории. Немаловажен и духовный образ Иллариона, позволявший ему в
течение всей долгой, насыщенной жизни играть выдающуюся общественную и
церковную роль в жизни Киевской Руси.
|